Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наблюдатели ОБСЕ не приедут на выборы в Россию. Так Европа заранее решила не признать их итоги

Наблюдатели ОБСЕ не приедут на выборы в Россию. Так Европа заранее решила не признать их итоги

Осенние выборы в России пройдут без наблюдателей от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В связи с пандемией принимающая сторона попросила сократить число заявленных участников миссии с 500 до 50 человек, как это было в других странах. Но европейскую организацию это не устроило. По мнению опрошенных «360» экспертов, это очередное проявление негативного отношения Европы к России.

Многолетние наблюдатели

За выборами в странах — членах ОБСЕ наблюдают представители бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Приехать в страну, где пройдет голосование, они могут только по официальному приглашению. Всего приезжает три миссии: первая — краткосрочная, которая оценивает общую организацию, представители второй следят за избирательной кампанией, третьей — наблюдают непосредственно в день голосования за процессом на участках.

Российское законодательство предусматривает международное наблюдение только на федеральных кампаниях. Кроме БДИПЧ, приглашения для наблюдения также посылают другим международным организациям.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин пригласил членов Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), ОБСЕ, Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, Межпарламентской ассамблеи православия. Также были разосланы приглашения по линии Парламентской ассамблеи ОДКБ, Межпарламентской ассамблеи СНГ и Парламентского собрания Союза Белоруссии и России.

Как выяснил «Коммерсант», из-за сложной эпидемической ситуации для числа наблюдателей установили планку в 180 человек, из которых 50 приходилось на миссию БДИПЧ. В организации с таким решением не согласились.

В докладе бюро по итогам первой миссии говорится, что для наблюдения за выборами в России потребуется 500 человек: 80 от ОБСЕ и 420 от БДИПЧ. С чем связано такое количество, там не уточняется. Когда Россия предложила сократить количество участников, то глава бюро Маттео Мекаччи заявил, что они самостоятельно устанавливают необходимое число наблюдателей. Но, к примеру, на президентские выборы в США в прошлом году БДИПЧ отправило всего 47 человек.

Источник «Коммерсанта» подчеркнул, что Россия готова была увеличить число наблюдателей, но попросила, чтобы они сделали прививки признанными в стране вакцинами от коронавируса. На этот шаг бюро тоже не пошло. В результате ОБСЕ просто отказалась от участия своих наблюдателей на выборах в России.

Это не первый подобный случай, когда БДИПЧ начинает диктовать России свои условия. В 2007 году бюро также отказалось от участия своих наблюдателей на выборах в Госдуму, обвинив Москву в саботаже. В организации заявили, что приглашения шли долго, а потом началась волокита с выдачей виз. В ЦИК опровергли это заявление, отметив, что приглашения отправили 31 октября, но заполнять анкеты наблюдатели начали через две недели. Российские чиновники заявили, что БДИПЧ действует по придуманными им самим схемам, которые никто из членов ОБСЕ не одобрял.

Прогнозируемое решение

Отказ ОБСЕ от наблюдателей на российских выборах — это вполне предсказуемое решение. Евросоюз изначально призывал не признавать результаты выборов в Госдуму и называл их нелегитимными. Об этом «360» заявил политолог и генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков.

Он подчеркнул, что ЕС, заранее обозначив свою позицию, сделал присутствие наблюдателей от ОБСЕ бессмысленным.

«Присутствие на выборах подразумевает, что они либо засвидетельствуют, либо не засвидетельствуют легитимность выборов, то есть насколько они прошли честно. Но если принято решение заранее объявить их неправомочными, то и присутствие наблюдателей не требуется», — пояснил эксперт.

Илья Гращенков отметил, что для России эта позиция ничего значить не будет. На выборах будут присутствовать наблюдатели из стран Азии, Южной Америки. Не исключено, что приедут представители европейских партий, Германии и Италии.

Признание легитимности выборов — это дело добровольное. На работе Госдумы оно не скажется, санкции Евросоюз тоже не отменит даже в случае признания.

«Это очередной неприятный звоночек от западного сообщества, что оно не признает власти России. Но ничего критического не произойдет», — подчеркнул политолог.

С этим мнением согласился первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков. Он напомнил, что из европейских столиц уже заранее доносились призывы не признавать выборы в России.

Он отметил, что заявления о нелегитимности голосования, которое еще даже не началось, носят ангажированный характер.

«Я думаю, что все это подготовка к тому, чтобы иметь возможность делать следующие политические заявления. <…> Руки в этом отношении Запад себе развязывает», — подчеркнул он.

Читайте так же:
Юридические услуги для физических и юридических лиц

Глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что отказ БДИПЧ прислать наблюдателей на выборы на легитимности голосования никак не скажется.

«На легитимность выборов может повлиять только отношение наших граждан к выборам и то, как обеспечен контроль со стороны общества за ходом выборов», — привел ее слова «Интерфакс».

Памфилова отметила, что, несмотря на отказ ОБСЕ, подавляющее большинство наблюдателей от других международных организаций приедут на голосование. Но самым важным остается мнение российских избирателей.

Эксперты НОМ будут обучать общественных и партийных наблюдателей на выборах в 2021 году

8 декабря в Общественной палате РФ состоялся круглый стол, посвященный началу программы массового обучения наблюдателей на кампанию 2021 года. Эксперты обсудили аспекты подготовки корпуса независимых наблюдателей к выборам в Госдуму, предстоящим в следующем году.

Как напомнил руководитель Координационного совета Общественной палаты (ОП) РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев, Общественная палата занимается мониторингом выборов с 2012 года, а с 2018 года право общественного контроля за выборами закреплено законодательно. «Во время общероссийского голосования вместе с общественными организациями и партиями, система общественных палат мобилизовала более 500 тысяч общественных наблюдателей. Однако важно переходить от акцента «количество» на акцент по «качеству», — подчеркнул он. Осознавая, что не все организации могут обеспечить подготовку наблюдателей на необходимом высоком уровне, Общественная палата запускает процесс подготовки: «Координационный совет запускает масштабную программу по обучению наблюдателей. Речь идёт о более чем 100 тысяч человек, но это число возрастёт. Первые семинары пройдут уже в январе. Программа будет носить открытый характер. Мы приглашаем общественные организации и политические партии принять участие в подготовке независимых наблюдателей на выборы в 2021 году», — отметил Григорьев, добавив, что по итогам обучения наблюдатели должны будут принять на себя соблюдение Кодекса этики и следовать пунктам «Золотого стандарта» ОП.

Председатель политической партии «Родина» Алексей Журавлев подчеркнул, что появляется необходимость готовить «профессиональных наблюдателей». «Выборы будут динамичными, конкурентами и обеспечение их прозрачности – обязательно. Главное, чтобы не было людей, которые будут безосновательно обвинять в фальсификациях и нарушениях – для нас это неприемлемо. Для нас важна победа, но вместе с тем важно, чтобы эти выборы были признаны гражданами страны», — заявил Журавлев. По его словам, опыт Общественной палаты РФ нужно транслировать на всю страну.

Замсекретаря Генерального совета Партии «Единая Россия» Евгений Ревенко поддержал инициативу ОП. «Наблюдатели должны обладать чёткими компетенциями, понимать, как устроена работа избирательной комиссии. На выборах в следующем году у общества есть запрос на честность. Ни у кого не должно быть никаких сомнений в честности результатов. Партия «Единая Россия» направит своих наблюдателей на все избирательные участки. Они будут наблюдать за всеми этапами голосования. Задача должна решаться совместными усилиями с общественными организациями», — заявил Ревенко.

В свою очередь член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) Александр Брод напомнил, что федеральная и региональные общественные палаты активно включились в процесс формирования корпуса наблюдателей на кампаниях 2020 года (в сентябре на ЕДГ и летом на голосовании по поправкам к Конституции). И общество дало высокую оценку роли этого института – согласно результатам соцопроса итогам выборов-2020 доверяют более 71% граждан страны. «Наблюдательское сообщество в России – это очень важный юридический и правозащитный ресурс, который помогает обеспечивать легитимность избирательного процесса. Мы ориентируем независимых общественных наблюдателей, стоящих на страже закона и интересов общества, вести мониторинг всех стадий избирательной кампании – не только наблюдать за днём голосования, но и осуществлять контроль на стадии подготовки выборов, регистрации кандидатов, дебатов, информирования граждан», — рассказал Брод. По его словам, ассоциация НОМ будет проводить семинары в регионах, подключать юристов и правозащитников к процессу обучения, мониторингу избирательного процесса и взаимодействию со СМИ. «И, конечно, будем заниматься проверкой недостоверной информации. Сейчас мы видим, что оппозиция ещё до старта кампании пытается делегитимизировать эти выборы, вбрасывать «страшилки» в информационное поле. У нас накоплен серьёзный опыт по проверке поступающей информации о нарушениях: когда при содействии ассоциации НОМ наблюдатели опрашивали членов комиссий, доводили до всего общества достоверную информацию, которая позволяет формировать объективное представление об избирательном процессе», — подчеркнул Александр Брод.

Председатель движения «Корпус «За чистые выборы», исполнительный директор ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) Алена Булгакова также рассказала, что ассоциация «Независимый общественный мониторинг» традиционно стала партнёром Общественной палаты РФ в части подготовки независимых наблюдателей. «Усилиями организаций, входящих в НОМ, в этом году удалось реализовать масштабную образовательную программу, которая включала, как очные, так и дистанционные площадки на платформе nom24. Обмен данными и их верификация благодаря независимым наблюдателям, позволили обеспечить открытость избирательных процессов», — рассказала Булгакова. По словам эксперта, ассоциация планирует привлечь к обучению экспертов в области избирательного права и процесса. «Сегодня с коллегами начали проработку новых технологических решений, которые в скором времени мы сможем презентовать. На этих площадках мы будем проводить обучение как общественных, так и партийных наблюдателей. Платформа nom24.ru открыта для всех и каждого. Призываем молодёжь с активной гражданской позицией присоединиться к обучению и стать частью сообщества независимых наблюдателей в рамках думской кампании!»

Читайте так же:
Закон о дронах в России 2022

Председатель Центрального совета политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» Владимир Бураков пообещал направить на выборах в Госдуму своих наблюдателей на избирательные участки. «Крайне важно объединить усилия политических партий, в том числе, как в период подготовки выборов, так и непосредственно в день голосования для обеспечения чистоты и законности избирательного процесса», — отметил он.

«Важность вовлечения гражданских сообществ в избирательный процесс показывает печальный зарубежный опыт», — отметил зампредседателя Общероссийского общественного движения «Корпус «За чистые выборы» Алексей Песков, имея в виду события в США, Белоруссии и ряде других стран, столкнувшихся с обвинениями в нелегитимности выборов. «Корпус «За чистые выборы» ведёт работу по подготовке общественных наблюдателей на выборы с 2012 года. Для нас независимый общественный наблюдатель – это арбитр, присутствие которого на избирательном участке фактически сводит к нулю возможные нарушения и провокации» — рассказал Песков, добавив, что во время обучения корпус будет учить не только выявлять, но и противодействовать нарушениям на выборах.

«Союз журналистов России» сам по себе является общественной организацией, призванной обеспечить свободу прессы, и никакой политической подоплёки в этом нет. Журналисты – наблюдатели, присутствующие на избирательных участках, не будут питаться слухами. Для журналиста лучший источник достоверной информации – свои глаза и уши. Я надеюсь, что мы будем продолжать работать в данном направлении вместе и эффективно», — добавил зампредседателя «Союза журналистов России» Алексей Вишневецкий, предложивший привлечь к подготовке и молодых журналистов.

Председатель Российского союза молодежи Павел Красноруцкий на это рассказал, что союз имеет в активе порядка 10 тысяч молодых наблюдателей из числа студентов университетов и колледжей. «Нам важно содействовать в обеспечении объективности и честности процессов, связанных с выборами, задействовать в этой работе молодёжь», — заключил он.

Кто работает наблюдателями на выборах?

В воскресенье, 18 сентября, граждане РФ определят состав следующей Госдумы, в 39 регионах пройдут выборы региональных парламентов, девять регионов выберут новых руководителей. Согласно закону, одной из важных задач при организации и проведении выборов является соблюдение принципа их открытости. Поэтому в день выборов в работе участковых комиссий принимают участие наблюдатели от политических партий и кандидатов.

К наблюдателям предъявляются следующие требования:

· Наблюдателем может быть гражданин РФ, старше 18 лет;

· Состоять в какой-либо политической партии наблюдателю не обязательно;

· Наблюдатель не может быть членом избиркома, депутатом, занимать высшие выборные должности или находиться в непосредственном подчинении таких должностных лиц, а также быть судьей или прокурором;

· На участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от каждой партии или кандидата.

Могут ли стать наблюдателями иностранные граждане?

Да, на избирательных участках могут присутствовать наблюдатели от иностранных государств или международных организаций. Так в 2011 г. было аккредитовано 688 иностранных наблюдателей из 54 стран и организаций (парламентских ассамблей ОБСЕ и Совета Европы, СНГ, ШОС, Северного совета, Бюро по демократическим институтам и правам человека). Они работали в 48 субъектах РФ.

Что должен делать наблюдатель?

Основная обязанность наблюдателя — проследить за соблюдением закона при проведении голосования и подсчета голосов. В случае выявления нарушений наблюдатель должен либо постараться их пресечь, либо зафиксировать при помощи фото- и видеосъемки.

Наблюдатель имеет право:

· знакомиться со списками избирателей, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями;

· находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования;

· наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

· наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования;

Читайте так же:
Законы об оплате электроснабжения моп

· обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

· обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд.

Наблюдатель не имеет права:

· выдавать избирателям бюллетени;

· расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

· заполнять за избирателя бюллетени;

· нарушать тайну голосования;

· принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

Глаз народа: партии планируют бесплатно привлекать наблюдателей на выборы

Парламентской оппозиции может не хватить денег для обеспечения своими наблюдателями всех избирательных участков во время единого дня голосования (ЕДГ)-2021. В ЛДПР «Известиям» рассказали о дороговизне финансирования работы контролеров в течение трех дней, «Справедливая Россия — За правду» хочет привлечь более 100 тыс. человек, используя не только материальные ресурсы. Ставку на энтузиазм делают и в КПРФ, считая важным оплачивать только проезд и питание. Зато в «Единой России» планируют мобилизовать по два-три наблюдателя на каждый участок. В Общественной палате также обозначили готовность направить людей во все комиссии, однако на местах жалуются на сложность привлечения граждан на безвозмездной основе. Между тем окончательное решение о длительности голосования в сентябре пока не принято.

Идейные бойцы

Партии парламентской оппозиции заявили о сложностях с будущей оплатой работы наблюдательского корпуса на участках в ходе ЕДГ-2021. В частности, в ЛДПР говорят о стремлении приложить максимум усилий для обеспечения надзором всех избирательных участков. Однако в партии опасаются возникновения финансовых проблем, если голосование будет трехдневным.

— Условия выборов на сегодняшний день не изменены, голосование будет проходить не один день, а три. В этом формате мы поставлены в жесткие условия. Оплачивать работу наблюдателей в течение трех дней — колоссальные затраты. Партийного фонда, который разрешен законодательством для трат на выборы, не хватит, — рассказал «Известиям» член высшего совета партии Сергей Каргинов.

Глаз народа: партии планируют бесплатно привлекать наблюдателей на выборы

Он отметил, что обычно партия выставляла от 40 тыс. до 60 тыс. наблюдателей, что, однако, не позволяло «покрыть» все участки на федеральных выборах.

Объединенная «Справедливая Россия — За правду» оптимистичнее смотрит на возможность охватить как можно больше участков: партия рассчитывает мобилизовать на ЕДГ-2021 более 100 тыс. наблюдателей. Впрочем, для реализации этой цели ей придется задействовать не только материальные ресурсы.

— Сейчас запускается проект по подготовке координаторов наблюдения в регионах. Мы примерно ориентируемся на 100120 тыс. наблюдателей. Считаем, что здесь вопрос не только материальный, но и идеологический. У нас есть активное молодежное крыло — «Молодежь Справедливой России», которое включается в подбор и обучение наблюдателей. Тут нужно понимать, что в организации процесса наблюдения будут задействованы ресурсы всех политических сил, которые объединились, — рассказали «Известиям» в центральном аппарате партии.

В руководстве КПРФ также сообщили о сложности охвата всех участков. И там тоже рассказали о ставке на людей, которые трудятся не за деньги, а за идею.

— Мы начинаем уже работу в регионах, ожидаем, что наблюдателями будет закрыто до 95% избирательных участков, кроме самых отдаленных и труднодоступных. Мы в последнее время делаем ставку на людей, которые приходят работать, исходя из своих идеологических соображений. Расходы пойдут на пропитание и транспорт. В условиях трехдневного голосования нужно находиться на месте и до начала работы участка, и после его закрытия. Поэтому оплата труда для нас остро не стоит, нам нужны идеологически подготовленные бойцы, — отметил в разговоре с «Известиями» зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин.

«Единая Россия» планирует закрыть все участки во время ЕДГ, сообщил «Известиям» секретарь генсовета партии, первый вице-спикер Совфеда Андрей Турчак.

Глаз народа: партии планируют бесплатно привлекать наблюдателей на выборы

— У нас полстраны параллельно с думскими выборами будет вести кампании в региональные заксобрания и гордумы. Мы считаем, что не менее двух наблюдателей на каждый участок партия должна мобилизовать, а в сложных территориях до трех, — подчеркнул он.

Одновременно с выборами в Госдуму 19 сентября будут проходить региональные и муниципальные выборы. По данным на конец декабря 2020 года, в ЕДГ-2021 года должны пройти прямые выборы глав восьми субъектов (еще в трех высших административных лиц будут выбирать депутаты заксобраний) и 39 региональных парламентов.

Читайте так же:
Законность отстранения от работы по ошибке отдела кадров

Профессия — наблюдатель

«Известия» направили в Центризбирком запрос о количестве участков, которые откроются в ЕДГ. Оно не будет сильно отличаться от того, что было во время общероссийского голосования по Конституции, сообщила «Известиям» член Общественной палаты (ОП), председатель общероссийского общественного движения «Корпус «За чистые выборы» Алена Булгакова.

— Мы говорим приблизительно о 96,5 тыс. участков. В прошлом году была актуализация на общероссийском голосовании. Ожидать сильных скачков по количеству не стоит, это утвердившаяся практика, — отметила специалист.

Она также подчеркнула, что активность институтов гражданского общества и общественных объединений растет из года в год. По ее словам, с 2018-го наметился тренд на профессионализацию наблюдательского сообщества. «У нас много наблюдателей, которые не первый раз приходят на участки, не будучи аффилированными с политическими объединениями», — рассказала эксперт.

Общественные наблюдатели смогут охватить все избирательные участки во время ЕДГ, заверил «Известия» председатель координационного совета при Общественной палате РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев.

Глаз народа: партии планируют бесплатно привлекать наблюдателей на выборы

— Мы сейчас только начинаем обучать наблюдателей, поэтому о количестве говорить пока рано. Конечно, у нас будут охвачены все участки, даже если голосование продлится нескольких дней. Здесь я не говорю о подводных лодках и Арктике, — пояснил он.

Максим Григорьев также сообщил о том, обучение смогут пройти не только общественные наблюдатели, но и представители политических партий. При этом в регионах сетуют: бесплатная работа на выборах в качестве наблюдателей не вызывает большого энтузиазма. В частности, жители ряда областей рассказали «Известиям» о стремлении стать наблюдателями от партий, поскольку там есть шанс «хоть немного» заработать.

На заседании ЦИК 10 марта порядок многодневного голосования был продлен до 12 сентября. В Центризбиркоме «Известиям» рассказали о том, что речь идет лишь о муниципальных и региональных выборах, а не о федеральных кампаниях.

— У нас каждые воскресенья проходят какие-либо выборы — региональные или местные. На каждых из них может применяться трехдневное голосование, если это будет определено организующей выборы комиссией. А особенности такого голосования регулирует ЦИК России. 16 декабря был утвержден временный порядок многодневного голосования на муниципальных и региональных выборах до 30 мая, а теперь продлили до 12 сентября. 12 сентября было выбрано потому, что это последнее воскресенье перед думскими выборами, — пояснил «Известиям» член ЦИК Евгений Шевченко.

Он подчеркнул, что решение о целесообразности проведения многодневного голосования на выборах депутатов Госдумы 19 сентября будет принято Центризбиркомом позже. Ранее председатель ЦИК Элла Памфилова сообщала, что с учетом пандемии коронавируса «очень велика вероятность того, что голосование в сентябре будет проходить в течение трех дней».

К вопросу о необходимости модернизации института наблюдения в избирательном процессе РФ

Махиня, И. В. К вопросу о необходимости модернизации института наблюдения в избирательном процессе РФ / И. В. Махиня. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 224-225. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5532/ (дата обращения: 05.12.2021).

Бесспорно, с принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года Россия вступила на совершенно новый этап своего развития. Российская Федерация провозгласила себя демократическим правовым государством, в котором каждый гражданин РФ имеет потенциальную возможность выражения своей политической воли и политических предпочтений. Именно многонациональный народ России в соответствии с ч.1 ст. 3 Основного Закона РФ является единственным источником власти в РФ[1].

Однако, несмотря на то, что Конституция РФ действует уже на протяжении 20 лет, многие ее положения до сих пор носят декларативный характер, что объясняется, в — первую очередь тем, что конституционные положения не подверглись должной системной детализации в других нормативно-правовых актах. Наше федеральное избирательное законодательство по-прежнему представляет собой весьма сложную, бессистемную, полную пробелов и противоречий совокупность норм, которые уже давно нуждаются в кодификации. Все очевидней становится необходимость более детальной правовой регламентации некоторых институтов избирательного права, в частности — института наблюдения в избирательном процессе РФ.

наблюдатели, являясь представителями гражданского общества, выполняют функцию общественного контроля за избирательным процессом, что в свою очередь свидетельствует о его гласности и демократичности;

наблюдатели предотвращают нарушения процедуры проведения выборов, т. е выполняют превентивную функцию;

наблюдатели являются источником информации, на основе которой могут быть сделаны оценки и заключения относительно подлинности официальных итогов выборов;

Несмотря на такую значимость рассматриваемого института, опыт проведения недавних избирательных компаний вскрыл значительные упущения как в нормативном регулировании действий наблюдателей, так и в практике организации наблюдения за выборами.

Читайте так же:
Чем грозит работодателю нарушение трудового законодательства

С учетом сложившихся международных стандартов, наблюдатели априори расцениваются как независимые. Однако, российское избирательное законодательство и практика его применения позволяют сделать диаметрально противоположную оценку. В ФЗ «О выборах президента РФ» и ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» законодатель идет по пути значительного ограничения свойства независимости наблюдателей. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 23 ФЗ «О выборах президента РФ» [3] наблюдателей вправе назначить зарегистрированный кандидат и политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, а ч.1 ст. 30 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» [4] и вовсе ограничивается тем, что наблюдателей вправе назначить только любая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов. При этом полномочия наблюдателя удостоверяются в письменной форме направлением, выданным тем субъектом, "интересы которого представляет наблюдатель".

Рассматриваемые законодательные положения представляются: во — первых, существенным ограничением независимости наблюдателей, т.к. наблюдателями, как показывает практика становятся представители партий либо зарегистрированных кандидатов, представляющих по факту интересы вышеназванных; во- вторых, существенным нарушением избирательных прав граждан, не имеющих принадлежности к каким-либо политическим силам.

Кроме указанной выше проблемы, одной из существенных недоработок института наблюдения в избирательном процессе РФ является существование последнего в неполной, ограниченной форме. Международная практика применения института наблюдения свидетельствует о необходимости использования долгосрочного наблюдения. Так в "Руководстве по наблюдению за выборами" ОВСЕ производится четкая дифференциация между долгосрочным и краткосрочным наблюдением (долгосрочные наблюдатели работают в течение всех стадий выборов, в то время как краткосрочные — присутствуют в основном в день выборов)[5] . "Выборы — это не событие одного дня. Чрезвычайно важно, чтобы миссия по наблюдению за выборами учитывала все элементы, которые в совокупности составляют избирательный процесс…" — гласит Предисловие "Руководства для долгосрочных наблюдателей за выборами", изданное Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека[6].

В данном контексте следует упомянуть, что российское избирательное законодательство предусматривает деление наблюдателей на два вида: 1) наблюдатели, являющиеся гражданами РФ; 2) международные (иностранные) наблюдатели. Анализ правового статуса вышеназванных позволяет сделать вывод, что объем полномочий международного (иностранного) наблюдателя значительно выше объема полномочий наблюдателя-гражданина РФ. Объясняется это тем, что международные (иностранные) наблюдатели могут осуществлять долгосрочное наблюдение за всеми стадиями избирательного процесса, чего нельзя сказать о "наших" наблюдателях. Так, например, ст. 24 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" напрямую допускает возможность долгосрочного наблюдения со стороны международных или иностранных наблюдателей[3].

В отношении российских наблюдателей каких-либо специальных норм в избирательном законодательстве России нет, а следовательно применяются нормы общего характера. В соответствии с ч.3 ст. 30 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" наблюдатели могут присутствовать на избирательных участках только с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования[2].

Таким образом, приходится констатировать, что в России функции наблюдения носят краткосрочный характер. Совершенно очевидно, что уровень доверия граждан РФ к выборам и их итогам значительно бы повысился при применении института долгосрочного наблюдения, который должен включать подготовку списков избирателей, формирование участковых избирательных комиссий, подготовку помещения для голосования (в том числе установку веб — камер и урн для голосования), наблюдение за ходом предвыборной кампании и наблюдение непосредственно в день выборов, наблюдение за подсчетом голосов, процесс подачи жалоб и др.

Итак, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в процессе становления и развития института наблюдения в РФ сформировалась определенная проблематика, связанная со свойством независимости наблюдателей и отсутствием долгосрочного наблюдения. Бесспорно, решение данных проблем позволило бы сделать еще один значительный шаг на пути к честным, не сфальсифицированным выборам и подлинной демократии.

"Конституция Российской Федерации" от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) // "Российская газета", № 7, 21.01.2009

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.06.2012) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"//СПС «Право.ру»

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 27.07.2011) "О выборах Президента Российской Федерации"// СПС «Право.ру»

Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 03.05.2012) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"//СПС «Право.ру»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector