Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем нужно знать трудовое законодательство

Зачем нужно знать трудовое законодательство

Зачем нужно знать трудовое законодательство

Основные права и обязанности работника по Трудовому кодексу в 2021 году

Данный документ определяет права и обязанности для граждан и работодателей, основы защиты прав и интересов всех заинтересованных сторон С целью выполнения определенных задач трудовых отношений требуется следовать определенным принципам, которые прописаны в ТК РФ. Ключевая идея заключена в предоставлении прав и защите интересов каждый стороны отношений таким образом, чтобы не нарушать права и интересы других участников отношений. Свобода трудовой деятельности и выбора сферы деятельности и организации Где гражданин желает применять свои профессиональные навыки и знания Запрещение принудительной трудовой деятельности И дискриминации в любом ее проявлении Защита от и оказание помощи От государства в процессе поиска места работы и трудоустройства Гарантия справедливых условий труда для каждого гражданина

Что есть трудовое законодательство?

Чтобы избежать таких ситуаций, необходимо знать хотя бы основы Трудового Кодекса Российской Федерации. Вы живете в этой стране, значит, должны знать и соблюдать ее законы, а также уметь постоять за себя и свои права, ведь для этого есть все необходимое в тех же самых законах.

А что вы знаете хотя бы из школьной программы о ТК РФ? Что это такое и для чего создано?

Трудовое законодательство — это особая самостоятельная отрасль правовых отношений, регулирующая систему норм, балансирующих отношения сторон в процессе труда.

В Российской Федерации источником современного в основном, можно считать Трудовой Кодекс РФ. Это не застывший свод законов.

Предметом изучения и регулирования

Трудовой кодекс:

— Однако по закону достаточно найти свидетелей трудовых отношений, чтобы доказать, что они были.

Уставшие от притеснения работники склада компании совместно с несправедливо уволенными подали на работодателя в суд, где из-за наличия свидетелей и документов его вина была доказана.

Что нужно знать о трудовых правах каждому работнику.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы ().Работник и работодатель самостоятельно договариваются о размере заработной платы.

Что должен знать работодатель в трудовом законодательстве?

Избежав их, Генеральные Директора сэкономят свое время, нервы и средства. Ошибка №1. Необоснованное изменение размера заработной платы Наиболее часто допускаются нарушения в сфере оплаты труда. Работодатели свободны в установлении системы оплаты труда, размеров должностных окладов, ставок, «вилок», надбавок и поощрительных выплат (кроме предприятий, финансируемых из бюджетов всех уровней и находящихся на смешанном финансировании, ст.

135 ТК РФ). Проблема заключается в том, что изменение системы оплаты труда после ее установления относится к изменению существенных условий индивидуального трудового договора. А для этого закон требует оснований. 73 ТК РФ)

АвтоЮрист юридическая помощь

А если ТК РФ не известно самому сотруднику, то он вряд ли сможет грамотно отстаивать свои права и требовать положенные ему по закону преимущества.

Часть первая Часть вторая Часть третья

  1. Раздел 5 — Время отдыха
  2. Глава 17 ТК РФ — Общие положения
  3. Глава 18 ТК РФ — Перерывы в работе.

Инфо Интересно, что первоначально он был местом для хр… Одежда 11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин… Сексуальность Непростительные

Что нужно знать о трудовых правах каждому работнику

В итоге сказали, что банкротят.

Также предложили написать заявление на отпуск без содержания на 3 месяца. Это основное условие получения текущей зп. Только нам выплачивали не всю зп.

Остаток должны были выплатить по договору с головной американской конторой.

Какая у меня была ошибка: 1) я написал заявление на увольнение по собственному желанию 2) я написал заявление на отпуск без сохранения зп 3) поверил, что головная контора выплатит долг Это всё стало понятно после суда. По договору был срок полгода, когда должны выплатить остатки зп. Когда стало понятно, что я ничего не получу, пошли в суд.

Суд посчитал недоказанным, что мы фактически работали во время фиктивного отпуска.

Поэтому у нас родилась

Зачем нужен контроль трудового законодательства

В заключение хочется сказать, что трудовой кодекс Российской Федерации должен стать настольной книгой в каждой семье.

Важно Основные аспекты трудового права Но именно в формулировках свидетельских показаний лежит проблема.

Между тем, был разработан тестовый язык, значение которого измеряется в школьных заметках и, следовательно, может иметь свои проблемы. То, что на первый взгляд кажется приятным для мирян, не обязательно означает хорошую работу для эксперта. Описывает производительность сотрудника, Например, как «тщательный и точный», это может указывать только на достаточную производительность.

Читайте так же:
Как уволить беременную сотрудницу по закону

Если босс восхваляет отношения с начальством, но оставляет своих коллег на улице, это может означать, что работник не так хорош для сотрудников.

В противном случае по предписанию инспектора

Трудовой кодекс

Однако если говорить простым языком, то ТК РФ — это свод документов, защищающий абсолютно каждого работающего человека в России от произвола начальства или от иных обстоятельств. Это достаточно большой свод правил, для большего удобства объединенных в шесть различных частей трудового кодекса. Все они имеют свои особенности и, в целом, достаточно сильно отличаются друг от друга: Первая часть.

Содержит самые базовые понятия, на основе которых и будут строиться остальные главы. Самая важная во всем Трудовом Кодексе РФ, с ней хоть раз, да обязан ознакомиться каждый; Вторая часть. Содержит подробнейшее описание термина «Социальное партнерство в сфере труда».

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства: кто и по каким правилам проводит

Кто и что может проверять в ходе ведомственного контроля за соблюдением законодательства о труде

Согласно ст. 353.1 ТК РФ , органы исполнительной власти федерального или регионального масштаба осуществляют собственные проверки в организациях, учредителями которых являются. Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается, соответственно, решением федерального министерства или органа региональной власти, местного самоуправления. Примерами таких документов могут служить:

  • Приказ МВД 77 об организации ведомственного контроля;
  • Закон г. Москвы от 15 февраля 2017 года № 3;
  • Приказ Министерства здравоохранения Тверской области от 18.11.2015 № 794;
  • Закон Чувашской республики от 18 июня 2016 года № 29;
  • другие.

Поскольку основания для проверок, а также общий порядок их проведения предусмотрены непосредственно в ТК РФ (см. ст. 360 ТК РФ ), а также в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении надзора, в ведомственных документах конкретизируются определенные нюансы, например:

  • допустимые виды контроля (плановые, внеплановые, целевые, комплексные проверки);
  • лица, имеющие право его осуществлять (конкретные должности);
  • правила оформления результатов инспекций;
  • периодичность и планы проверок.

Ведомственный надзор, как и государственный, охватывает все сферы трудовых отношений. Поэтому у работодателей могут проверить:

  • корректность составления и хранения трудовых договоров;
  • соблюдение требований закона о рабочем времени и времени отдыха;
  • моменты, касающиеся трудового распорядка, дисциплины и охраны труда;
  • соответствие работников должностям, в том числе их профессиональную подготовку, прохождение переподготовки и повышение квалификации;
  • документы, касающиеся своевременной оплаты и материальной ответственности сторон трудовых отношений.

Общие требования к проверкам

Все правила, которые разрабатываются для ведомственных инспекторов, должны соответствовать требованиям федерального и регионального законодательств. Так, согласно приложению к Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 о риск-ориентированном подходе, работодатели делятся на несколько категорий. Чем выше риск нарушений в трудовой сфере, тем чаще их могут инспектировать. Согласно утвержденным показателям потенциального вреда организаций из различных секторов экономики, наиболее опасными являются компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых. Их можно проверять в плановом порядке не чаще 1 раза в 2 года. В группу значительного риска попадают обрабатывающие производства, строительство, транспортировка и хранение. Для них периодичность планового контроля — один раз в 3 года. Работодателей, которые, с точки зрения нарушения законодательства о труде, относятся к категории умеренного риска, можно проверять не чаще одного раза в 5 лет. Таких большинство.

Что касается внеплановых проверок, то они проводятся без учета категории риска, и чаще всего при наличии жалобы. Причем ведомственный контроль в этом случае дублирует государственный и/или муниципальный, но цели у этих проверок разные: у внешних проверяющих задача — выявить нарушение и наказать, у внутренних — дополнительно разобраться в причинах случившегося.

Федеральная служба по труду и занятости

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) — федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства труда и социальной защиты.

Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Читайте так же:
Уголовная ответственность незаконная предпринимательская деятельность наказание физическое лицо

Содержание

История [ править | править код ]

В городах СССР существовали бюро трудоустройства и информации населения. Потом начали создаваться центры по трудоустройству, профориентации и переобучению. В 1991 начали создаваться государственные службы занятости. В настоящее время службы занятости населения в Российской Федерации подчинены властям субъектов Российской Федерации.

Руководство [ править | править код ]

Руководители [ править | править код ]

    2004 — 31 июля2008 — Топилин Максим Анатольевич2008 — 4 апреля2013 — Герций Юрий Викторович2013 — 6 апреля2019 — Вуколов Всеволод Львович 2019 — н. в.  — Иванков Михаил Юрьевич

Заместители руководителя [ править | править код ]

  • Шкловец Иван Иванович
  • Васильев Денис Александрович
  • Селиванов Андрей Владимирович
  • Вовченко Алексей Витальевич

Структура центрального аппарата [ править | править код ]

  • Управление государственного надзора в сфере труда
    • Отдел надзора за соблюдением трудового законодательства в сфере оплаты труда
    • Отдел надзора и контроля в сфере охраны труда
    • Отдел надзора специальной оценки и экспертизы условий труда
    • Отдел контроля надзорной деятельности
    • Сводно-аналитический отдел
    • Отдел контроля рассмотрения территориальными органами обращений
    • Отдел надзора и контроля за осуществлением переданного полномочия и обеспечения государственных гарантий
    • Отдел камеральных (документарных) проверок
    • Отдел надзора и контроля за нормативно-правовым регулированием в сфере занятости, социальной защиты и государственных гарантий
    • Отдел проектов в сфере занятости населения
    • Отдел территориальных органов, организации и контроля прохождения альтернативной гражданской службы
    • Отдел планирования и отчетности
    • Отдел реализации федеральных программ в сфере занятости населения
    • Отдел ведомственного контроля
    • Отдел международных проектов в сфере труда и занятости
    • Организационно-методологический отдел в сфере трудовых отношений
    • Отдел реформирования контрольно-надзорной деятельностью в сфере трудовых отношений
    • Отдел контроля, координации и сопровождения проектной деятельности в сфере трудовых отношений
    • Отдел организации аккредитации и взаимодействия со сторонами социального партнёрства
    • Отдел судебно-претензионной работы и правовой экспертизы
    • Отдел информационно-правовой работы
    • Отдел мониторинга законодательства и правоприменения
    • Отдел межбюджетных трансфертов и территориальных органов
    • Сводный отдел доходов и расходов Роструда
    • Отдел бюджетного учета и отчетности
    • Отдел учета расходов центрального аппарата
    • Отдел делопроизводства
    • Отдел по вопросам государственных службы и кадров
    • Отдел хозяйственного обеспечения
    • Отдел планирования и учета проектов автоматизации
    • Отдел проектов информатизации в сфере занятости и социальной защиты населения
    • Отдел эксплуатации информационных систем, межведомственного взаимодействия и защиты информации
    • Отдел проектов информатизации в области контрольно-надзорной деятельности и информационно-коммуникационного обеспечения
    • Отдел социальных гарантий и контроля оказания услуг в области социальной защиты населения
    • Отдел межбюджетных трансфертов
    • Отдел организации государственного контроля качества оказания социальной помощи населению

    Гострудинспекция [ править | править код ]

    ФСТЗ имеет территориальные органы Гострудинспекции

    Общественный совет [ править | править код ]

    У ФСТЗ есть Общественный Совет . Председатель — Хитров Андрей Юрьевич

    12. Контроль за соблюдением трудового законодательства

    Существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль над соблюдением зако­нодательства в сфере труда, обязанности предприятий, учреждений и организаций по созданию соот­ветствующих безопасных условий для работников (ст. 253, 254 ТК; см. схему ниже). Основная цель деятельности — не допустить нарушений. В этой связи уполномо­ченные органы участвуют в приемке, сдаче построенных зданий и сооружений, требуя устранения в случаях выявления отклонений, восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к от­ветственности.

    Органы надзора, обладая определенными властными полномочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки на поднадзорных и подконтрольных объектах, но и давать администра­ции юридически обязательные указания об устранении выявленных нарушений или о воздержании от принятия тех или иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за собой опреде­ленные правовые последствия.

    Статьи 253 и 254 ТК, перечисляя соответствующие органы надзора и контроля, называют кроме специализированных государственных органов профсоюзы и местные органы власти.

    Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль над соблюдением за­конодательства о труде в отношении подчиненных им предприятий, учреждений и организаций.

    ВИДЫ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ НАД СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ

    по кругу вопросов:

    по субъектам осуществления:

    в сфере установлений условий труда

    в сфере применений условий труда

    Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде проводится в двух основных сфе­рах: в сфере установления условий труда и в сфере применения установленных условий труда.

    Следует различать в этих сферах предварительный (предупредительный), текущий и последую­щий надзор и контроль. Цель предварительного надзора состоит в том, чтобы предупредить и не допустить приня­тия незаконных решений. Последующий надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового зако­нодательства и восстановить нарушенные права. Текущий надзор и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего могут быть как предупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушения.

    ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ НАД СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ

    Государственный надзор и контроль

    Судебный контроль

    Прокурорский надзор

    Общественный контроль

    Рострудинспекция (ст. 353—360)

    Конституционный Суд РФ

    Органы прокуратуры (ст. 356 ТК)

    Правовые и тех­нические инспек­ции труда проф­союзов (ст. 370 ТК)

    Госгортехнадзор (ст. 366 ТК)

    Суды общей юрисдикции (ст. 361 ТК)

    Госэнергонадзор (ст. 367 ТК)

    Госатомнадзор (ст. 369 ТК)

    Госкомсаюпиднадзор (ст. 368 ТК)

    Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляют Гене­ральный прокурор РФ и подчиненные ему нижестоящие прокуроры. При этом прокуратура РФ не подменяет иные государственные органы, не вмешива­ется в оперативную деятельность надзорных объектов. Проверки исполнения законов производятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах такого нарушения законов, которое требует принятия мер именно прокурором.

    Суды общей юрисдикции (от Верховного Суда РФ до районных судов) решают вопросы о за­конности правоприменительных актов работодателя (приказов о переводе на другую работу, об увольнении, наложении дисциплинарных взысканий и т.п.) при рассмотрении индивидуальных тру­довых споров, о принятии мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, приво­дящих к нарушению законодательства о труде.

    Важную функцию по соблюдению законности в трудовых отношениях выполняет и Конституци­онный Суд РФ.

    Госгортехнадзор России и его органы осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными ве­ществами, при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.

    Госатомнадзор России и его органы осуществляют надзор за безопасностью в производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе.

    Госэнергонадзор и его органы осуществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечи­вающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок.

    ГоскомсанэпиднадзорРоссии и его органы на местах осуществляют надзор за соблюдением ги­гиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по предупреждению и ликвидации профессио­нальных и инфекционных заболеваний.

    Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля над соблюде­нием законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на предприятиях, в учрежде­ниях и организациях всех форм собственности (ст. 353—365 ТК).

    Основными задачами Рострудинспекции и подведомственной ей государственной инспекции труда являются;

    — осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Рос­сийской Федерации о труде и охране труда, а также связанного с ним законодательства и норматив­но-правовых актов о возмещении вреда, причиненного работнику, о социальном страховании, заня­тости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях;

    — защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, ущемляющих эти права;

    — разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о труде и охране труда;

    — обеспечение повышения квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государст­венной инспекции груда.

    В соответствии с этими задачами на государственных инспекторов труда возложены специальные функции (ст. 20 ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»).

    Общественный контроль над соблюдением законодательства о труде осуществляют профсою­зы. С этой целью они вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномо­чиями, предусмотренными положениями, утвержденными самими профсоюзами, и действуют в со­ответствии с рекомендациями, разработанными государственными органами управления охраной труда (ст. 318, 370 ТК).

    Ответственность за нарушение трудового законодательства и охраны труда несут должно­стные лица администрации, работодатель как дисциплинарную, административную (штрафы), так и материальную, а в соответствующих случаях и уголовную.

    Соответствующую ответственность несет непосредственно виновное в нарушении охраны труда должностное лицо. Руководители, вплоть до руководителя подразделения (цеха, отдела, филиала) и его заместителе могут бить «Смещены с должности по требованию профсоюзного органа (п. 5, 6 ст. 81: ст. 195, 419 ТК).

    Увольнение руководителя организации и ею заместителя возможно за однократное грубое нару­шение охраны труда или при систематическом нарушении трудовых обязанностей (п. 5, 6 ст. 81 ТК). Работодатель несет имущественную ответственность за трудовое увечье, профессионааьное заболе­вание работника.

    За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда, включая инструкции, работники привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях — к матери­альной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством (ст. 81. п. «д». ст. 419 ТК).

    Если производственная деятельность организации или структурного подразделения связаны с опасностью для жизни и здоровья работников и населения, их деятельность может быть приостанов­лена по предписанию должностных лиц органов государственного надзора и контроля, а решение о закрытии указанных предприятий принимается органами государственного надзора и контроля. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке (ст. 25 ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» и ст. 357 ТК).

    Нарушение должностным лицом организации законодательства о труде влечет наложение адми­нистративного штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда, а повторное нару­шение — дисквалификацию на срок от одного до трех лет (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

    Статья 353 ТК РФ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

    Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

    Комментарии к ст. 353 ТК РФ

    1. Комментируемая статья в общем виде устанавливает перечень органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    В частности, в соответствии с действующими федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, включая положения комментируемой и других статей гл. 57 ТК, полномочия по осуществлению от лица государства надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены на органы надзора и контроля общей компетенции (органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ), а также на специализированные федеральные органы исполнительной власти, создаваемые исключительно для осуществления надзора и контроля в установленной сфере деятельности.

    2. В структуре федеральной исполнительной власти федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) (подп. «а» п. 4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), которая наряду с указанными полномочиями осуществляет функции по контролю и надзору в сфере занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

    В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324, Роструд осуществляет следующие полномочия (извлечение) (п. п. 5.1 — 7 — не приводятся).

    См. также: Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости исполнения государственной функции по надзору за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18 января 2008 г. N 18н; Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2008 г. N 230н; Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17 марта 2008 г. N 125н.

    В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, а также Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои специализированные территориальные органы по надзору и контролю в установленной сфере деятельности (государственные инспекции труда в субъектах РФ), образуя вместе с ними единую централизованную систему государственных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — федеральную инспекцию труда (см. комментарий к ст. ст. 354 — 365 ТК).

    3. Наряду с федеральной инспекцией труда государственный надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций надзора и контроля в установленной сфере деятельности. К этим органам, в частности, относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. комментарий к ст. ст. 366, 367, 369 ТК) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см. комментарий к ст. 368 ТК).

    4. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ (см. ст. 216 ТК и комментарий к ней).

    От лица государства контроль за соблюдением трудового законодательства указанными органами осуществляется в отношении состоящих в их ведении организаций. Осуществление данной функции является частью их управленческой деятельности и не предполагает формирования специализированных служб, наделенных специальными полномочиями по предъявлению работодателям обязательных для исполнения требований и привлечению должностных лиц, виновных в допущенных правонарушениях, к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Порядок организации и осуществления указанными органами контрольной деятельности определяется решениями соответствующих органов исполнительной власти, уставами муниципальных образований.

    5. Государственный прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

    Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

    В целях обеспечения верховенства законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, за соблюдением указанными лицами прав и свобод человека и гражданина.

    При осуществлении надзорной деятельности должностные лица органов прокуратуры вправе:

    по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

    требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

    проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

    вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной ответственности (дисциплинарной, материальной).

    В случае установления факта нарушения трудовых прав граждан прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий указанные права граждан, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо вносит в орган или должностному лицу, полномочным устранять допущенные нарушения, представление об устранении нарушений закона.

    Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт либо акт, нарушающий права человека и гражданина, подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector