Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общая характеристика законодательства об образовании

Общая характеристика законодательства об образовании

Предметом законодательства об образовании являются отношения, возникающие в сфере образования.

Основным источником законодательства об образовании является Закон РФ «Об образовании». Законодательство об образовании включает нормы разных отраслей законодательства, в отличие от образовательного законодательства, которое включает только нормы, регулирующие отношения по обучению и воспитанию. Право на образование — это составная часть права на развитие.

Система образования существует в целях создания условий для реализации права человека на образование. У каждого человека есть потребность в образовании, информации, обучении. На удовлетворение этой потребности и направлена деятельность системы образования.

Система образования согласно ст. 8 Закона РФ «Об образовании» состоит из следующих элементов:

системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов;

системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий;

участников образовательного процесса — педагогов и обучающихся, а также системы отношений между ними в процессе реализации права человека на образование.

Задачи законодательства Российской Федерации в области образования изложены в ст. 4 Закона РФ «Об образовании».

К ним относятся:

разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области;

обеспечение равных условий для реализации права на образование.

Об образовании в Российской Федерации(с изменениями на 31 декабря 2014 года) (редакция, действующая с 11 января 2015 года)

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1)признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. *5.3)

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Читайте так же:
Закон по хранению охотничьего оружия дома требования

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Статья 10. Структура системы образования

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). *10.2)

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

2)начальное общее образование;

3)основное общее образование;

4)среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: *10.5)

1)среднее профессиональное образование;

2)высшее образование — бакалавриат;

3)высшее образование — специалитет, магистратура;

4)высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Тест по нормативно-правовому обеспечению образования,49 вопросов с ответами

1. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента его …
А) государственной аккредитации
Б) лицензирования
В) регистрации
Г) аттестации
2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение ___ образования на родном языке
А) основного общего
Б) среднего (полного) общего
В) начального
Г) высшего профессионального
3. Законодательство Российской Федерации в области образования не включает в себя …
А) Декларацию принципов толерантности
Б) Конституцию Российской Федерации
В) Закон Российской Федерации «Об образовании»
Г) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования
4. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании»…
А) является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования
Б) гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
В) обеспечивает качество подготовки специалистов
Г) обеспечивает право на равноценное образование
5.В соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации формой получения образования не является …
А) непрерывное образование
Б) семейное образование
В) самообразование
Г) экстернат
6.Дополнительное образование в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» предполагает …
А) всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан и обеспечение непрерывного повышения квалификации
Б) реализацию содержания соответствующих программ в системе детских юношеских спортивных школ
В) подготовку детей в домах творчества
Г) углубленное освоение образовательных программ
7.Образование, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования, является ___ образованием
А) начальным профессиональным
Б) средним профессиональным
В) высшим профессиональным
Г) дополнительным
8.Целью «Программы развития педагогического образования России на 2001-2010 годы» является …
А) создание условий для развития системы непрерывного педагогического образования
Б) разработка региональных программ подготовки педагогических кадров
В) обновление правовых основ непрерывного педагогического образования
Г) создание сбалансированности государственного общественного и личностного приоритетов в образовании
9.У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента…
А) выдачи лицензии
Б) регистрации
В) государственной аккредитации
Г) уплаты налогов
10.К ведущим принципам разработки содержания непрерывного педагогического образования не относится …
А) наглядность
Б) фундаментальность
В) преемственность
Г) вариативность
11.Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет ___ совет
А) ученый
Б) педагогический
В) попечительский
Г) ректорский
12.К приоритетным задачам модернизации российского образования не относится …
А) усиление государственного контроля за качеством образования
Б) обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования
В) достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования
Г) формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов
13.Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран, — это …
А) Конвенция
Б) Декларация
В) Программа
Г) Концепция
14.«Конвенция ООН о правах ребенка» была ратифицирована в России в ___ году
А) 1990
Б) 1994
В) 1989
Г) 1918
15.Ребенком является лицо в возрасте до ___ лет
А) 18
Б) 16
В) 14
Г) 12
16.Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые в истории провозгласила …
А) «Конвенция ООН о правах ребенка»
Б) «Всеобщая декларация прав человека»
В) «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»
Г) «Конституция Российской Федерации»
17.Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей содержится в(во)…
А) «Конвенции ООН о правах ребенка»
Б) «Всеобщей декларации прав человека»
В) «Конституции Российской Федерации»
Г) «Декларации «Мир, пригодный для жизни детей»
18.Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций – это социальная …
А) реабилитация
Б) компенсация
В) депривация
Г) адаптация
19.Права учащихся образовательного учреждения определяются…
А) Уставом образовательного учреждения
Б) Типовым положением об образовательном учреждении
В) Общим собранием родителей
Г) Общим собранием учеников
20.Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, гарантируется …
А) Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации
Б) Законом Российской Федерации «Об Образовании»
В) Конституцией Российской Федерации
Г) Декларацией принципов толерантности
21.К принципам государственной политики в интересах детей не относится …
А) светский характер образования
Б) государственная поддержка семьи
В) установление минимальных стандартов показателей качества жизни детей
Г) ответственность граждан и должностных лиц за причинение вреда ребенку
22.Международное соглашение о правах ребенка, провозглашенное Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций в 1989 году, называется …
А) Конвенцией о правах ребенка
Б) Хартией прав человека
В) Национальной доктриной образования
Г) Декларацией прав ребенка
23.Согласно «Всеобщей Декларации прав человека» к элементарным правам личности не относится право на …
А) труд
Б) жизнь
В) свободу
Г) личную неприкосновенность
24.Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма, позволяющий работнику решать задачи определенной степени сложности, – это …
А) квалификационная категория
Б) компетентность
В) мастерство
Г) творчество
25.Для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию аттестационная комиссия создается …
А) образовательным учреждением
Б) местным органом управления образованием
В) попечительским советом
Г) Федеральным органом управления образованием
26.Документ, являющийся основой для определения нормативных критериев профессионально-педагогического уровня аттестуемого учителя, – это …
А) квалификационная характеристика
Б) удостоверение о присвоении квалификационной категории
В) единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы
Г) квалификационный разряд
27.Одним из принципов аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений является …
А) добровольность на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников
Б) добровольность для руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию
В) закрытость процесса обсуждения результатов
Г) обязательность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников
28.Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваивают сроком на …
А) 5 лет
Б) 1 год
В) 3 год
Г) 10 лет
29.При принятии решения по итогам аттестации учитель (руководитель) имеет право …
А) лично присутствовать
Б) участвовать в дискуссии
В) проходить повторную аттестацию в ближайшее время
Г) участвовать в голосовании
30.Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования служат основой при…
А) проведении аттестации
Б) написании характеристики учителя
В) повышении квалификации
Г) планировании педагогической деятельности
31.Раздел тарифно-квалификационных характеристик, содержащий положения по установлению работникам разрядов оплаты труда, – это …
А) «Квалификационные требования»
Б) «Должностные обязанности»
В) «Должен знать»
Г) «Общие положения»
32.Количество категорий, установленных в соответствии с квалификационными требованиями, составляют …
А) 3
Б) 7
В) 9
Г) 14
33.Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации педагогических работников не может осуществлять …
А) педагогический совет школы
Б) Министерство образования Российской Федерации
В) орган управления образованием субъектов Российской Федерации
Г) муниципальный орган управления образованием
34.Аттестуемый педагогический или руководящий работник вправе избрать …
А) конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур
Б) сроки прохождения аттестации
В) состав аттестационной комиссии
Г) срок действия установленной аттестационной категории
35.Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности не включают раздел …
А) «Должен уметь»
Б) «Должностные обязанности»
В) «Должен знать»
Г) «Требования к квалификации по разрядам оплаты»
36.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …
А) Уставом общеобразовательного учреждения
Б) муниципальными организациями местного самоуправления
В) Законом Российской Федерации «Об образовании»
Г) Образовательной программой
37.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это …
А) Типовое положение об общеобразовательном учреждении
Б) Закон Российской Федерации «Об образовании»
В) Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Г) Федеральная целевая программа развития образования
38.Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …
А) гимназии
Б) профессиональные училища
В) колледжи
Г) негосударственные образовательные учреждения
39.Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении, является принцип …
А) демократии
Б) децентрализации
В) светскости
Г) непрерывности образования
40.Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это …
А) создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности
Б) обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования
В) сохранение школьных традиций
Г) получение образования на родном языке
41.В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …
А) федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ
Б) частное лицо
В) коммерческая организация
Г) орган местного самоуправления
42.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …
А) договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением
Б) соглашением
В) контрактом
Г) приказом
43.Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет
А) 5
Б) 3
В) 4
Г) 2
44.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …
А) Уставом общеобразовательного учреждения
Б) Законом Российской Федерации «Об образовании»
В) администрацией школы
Г) Советом школы
45. Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с …
А) Уставом общеобразовательного учреждения
Б) приказом руководителя
В) желаниями учащихся
Г) трудовым договором
46.В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается …
А) статус образовательного учреждения
Б) характеристика материальной базы
В) расписание занятий
Г) структурное подразделение образовательного учреждения, имеющее право осуществлять образовательный процесс
47.Типовое положение об образовательном учреждении утверждается …
А) Постановлением Правительства Российской Федерации
Б) Государственной думой
В) Министерством образования Российской Федерации
Г) муниципальным органом управления образованием
48.Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, — это …
А) Устав образовательного учреждения
Б) Типовое положение об образовательном учреждении
В) Программа деятельности образовательного учреждения
Г) Концепция развития школы
49.Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой) …
А) вида
Б) типа
В) организационно-правовой формы
Г) уровня образования

Читайте так же:
Выписки к платежным поручениям закон

Структура и содержание федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Этот нормативный акт устанавливает основные принципы и регулирующие нормы образовательной общественной сферы.

Законом охватывается практически всё: кто принимает участие в указанной деятельности, в каких вариантах она может производиться, как структурно выглядит система образования и её функционирование. Общественная важность этой сферы человеческих взаимоотношений логично требует детального государственного регулирования. Немаловажным моментом, который определяет Закон «Об образовании», являются права и обязанности обучающихся или их законных представителей и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. В последнем случае регулированием охватываются как организации, которые такую деятельность ведут, так и индивидуальные предприниматели. Законом устанавливаются основания для начала или окончания отношений в этой сфере, особенности систем общего и профессионального образования, государственного регулирования в данной области, а также вопросы финансирования.

Структура нормативного акта

Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения. Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений.

Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования. Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения. Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество.

Кому важно знать закон

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.

Читайте так же:
Новые законы МВД 2022

Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры. Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы.

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.

Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

Трудовой коллектив как объект управления. Процесс командообразования. Групповая сплоченность. Факторы групповой сплоченности.

Трудовой коллектив – это относительно обособленная, организационно оформленная группа людей, объединенных совместной деятельностью.

Элементами коллектива являются его члены, обладающие определенными личными чертами и особенностями. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам:

1. Наличие общей цели у всех ее членов. Цель может формироваться в результате взаимного влияния индивидуальных целей членов коллектива или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет совместной, единой для всех;

2. Психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею. В основе этого лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство и т.д.;

3. Практическое взаимодействие людей в процессе достижения их совместной цели. В результате такого взаимодействия потенциал коллектива оказывается существенно больше суммы потенциалов каждого из его членов;

4. Постоянство взаимодействия на протяжении всего времени существования группы.

Читайте так же:
По закону можно спать 4 часа

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека. По отношению к каждой личности он выполняет определенные функции:

1. Быть членом коллектива – значит реализовать социальную потребность – сопринадлежность к группе. Человеку необходимо принадлежать к группе, получать поддержку и оценку равных ему по квалификации лиц.

2. Через коллективы происходит социализация личности, усвоение ею (или отрицание) коллективных норм, правил.

3. Коллектив образует для отдельной личности социальную среду ее существования. Человеку приходится работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы.

4. В группе происходит самореализация личности. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, пробуждает в них стремление к совершенствованию, первенству в соревновании.

Для достижения эффективного результата коллективной деятельности необходимо организовать группу и научить всех ее членов навыкам совместной работы и умению объединить и сосредоточить усилия на общие задачи.

Групповая сплоченность – является показателем прочности, устойчивости и слаженности работы коллектива, основанная на межличностных взаимоотношениях между людьми, которые характеризуются взаимной всесторонней симпатией членов группы и удовлетворенностью членством в ней. Развитие и формирование групповой сплоченности любого коллектива характеризуется сходством представления его членов об действующих нормах, правилах, требованиях и ожидаемого от группы результата работы.

Групповая сплоченность оказывает влияние на результаты деятельности не

только группы, но и организации в целом. Если цели группы согласуются с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение значительных результатов, это гарантирует эффективную работу группы и обеспечивает эффективность организации.

Процесс сплочения малой группы осуществляется на всех этапах ее развития.

Первоначально члены группы воспринимают друг друга на внешних, поверхностных характеристиках. В ходе общения формируются симпатии и антипатии, на основе которых осуществляется интеграция неофициальных микрогрупп, а затем -внутреннее принятие своей роли и ответственности за их достижение.

Новые системы ценностей и отношений накладываются на существующие, поэтому гармонизация индивидуальных и групповых норм и их адаптация осуществляются безболезненно. В процессе коллективной деятельности продолжается укрепление системы ценностных ориентаций. Взаимодействия, деловое и эмоциональное единство членов малой группы становятся фактором развития сплоченности малых групп.

Факторы, способствующие развитию и формированию групповой сплоченности:

· совпадение целей, ценностей и взглядов членов группы;

· примерно одинаковый социальный и возрастной состав группы;

· интересная всем совместная деятельность, направленная на достижение общих целей;

· Реальный авторитет лидера

· Наличие эффекта соревнования (даже неофициального) с другой группой

· Непростой путь вхождения в группу

· Справедливое распределение денежных средств и бонусов

· Успешность группы в достижении поставленных целей

Что может служить причинами снижения уровня сплоченности коллектива:

· Распад группы на мелкие подгруппы, часто с эффектом негласного соревнования между собой;

· Близкие отношения между членами группы (дружба, любовь) или наоборот внезапно возникшая неприязнь между отдельными членами;

· Ошибки в неправильный стиль управления руководителя группы

· Отсутствие единой цели, объединяющей всех сотрудников, вялая динамика развития совместной деятельности, организованной ведущим; вялая динамика развития совместной деятельности.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 8607 ; Мы поможем в написании вашей работы!

В законе рф об образовании дано определение системы образования

В современном обществе важнейшим ресурсом его экономического и социального развития становятся талантливые, креативные и инициативные люди. Конкурентоспособное образование, отвечая на вызовы меняющегося мира, моделирует процесс индивидуализации современного производства для выработки способов индивидуального действия у обучаемого как будущего работника, тем самым ориентируется на индивидуализацию как ценность. Индивидуализация задает требования к качеству образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.

Индивидуализация – процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности, который характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности. Индивидуализацию в современной системе образования можно рассматривать как процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей личности учащихся всеми формами и методами системы обучения [1].

Основные цели и содержание образования в нашей стране задаются федеральными законами и нормативно-правовыми актами. Содержание образования и его направленность отражают стандарты всех уровней и ступеней образования, разрабатываемые по заказу правительственного органа научными и общественными организациями системы образования.

Государственный интерес к проблеме индивидуализации находит подтверждение в правительственных документах. На основе анализа ФГОС основного общего образования [1], ФГОС среднего общего образования [2] и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3] была проведена статистика встречаемости слов «Индивидуальный» и «Индивидуализация» в различных контекстах.

Читайте так же:
Гарантийный срок на товар по закону по гк рф

В Федеральном законе слово «Индивидуальный» встречается 50 раз, в том числе в следующих контекстах: индивидуальный предприниматель – 24, индивидуальный учебный план – 9, индивидуальные возможности – 2, индивидуальные особенности – 4, индивидуальный отбор- 4, индивидуальный учет – 1, индивидуальная работа – 1, индивидуальный подход – 1, индивидуальная потребность – 1, индивидуальная программа реабилитации – 1, индивидуальное пользование – 1, индивидуальное достижение – 1. Слово «Индивидуализация» упоминается всего 2 раза в следующих контекстах: а). Ст. 2, п. 23 «…обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания..»; б). Ст. 66, п.3 «…формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования…».

Во ФГОС основного общего образования слово «Индивидуальный» встречается 28 раз, в том числе в следующих контекстах: индивидуальные особенности – 5 раз, индивидуальные достижения – 3, индивидуальный учебный план – 3, индивидуальная образовательная траектория – 2, индивидуальные возможности – 2, индивидуальные способности – 2, индивидуальные занятия – 2, индивидуальное поведение – 1, индивидуальные личностные характеристики – 1, индивидуальное здоровье – 1, индивидуальные потребности – 1, индивидуальный проект – 1, индивидуальный рацион – 1, индивидуальная организация – 1, индивидуальное сопровождение – 1, индивидуальная деятельность – 1. Слово «Индивидуализация» упоминается также 2 раза в следующих контекстах: а). Ч. IV, п. 21 «… возможность индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов…»; б). Ч. IV, п. 25 «…дифференциация и индивидуализация обучения…»

Во ФГОС среднего общего образования слово «Индивидуальный» встречается 34 раза, в том числе в следующих контекстах: индивидуальный проект – 12, индивидуальный учебный план – 4, индивидуальные особенности – 2, индивидуальные потребности – 2, индивидуальная деятельность – 2, индивидуальные занятия – 2, индивидуальная образовательная траектория – 1, индивидуальные способности – 1, индивидуальный авторский стиль – 1, индивидуальные достижения – 1, индивидуальные показатели здоровья – 1, индивидуальные запросы – 1, индивидуальный образовательный маршрут – 1, индивидуальные инициативы – 1, индивидуальные методы обучения – 1, индивидуальный уровень организации – 1. Слово «Индивидуализация» упоминается всего один раз (Ч. IV, ст. 25: «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (в том числе дифференциация и индивидуализация обучения)…»

Нигде в данных нормативных документах не встречается понятие «Индивидуальная образовательная программа». Таким образом, сегодня уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества в целом рассматриваются как стратегический ресурс новые поколения, и государственные стандарты фиксируют изменения требований к качеству человека со стороны государства, внутреннего и внешнего рынка труда и т. п.

Отсюда вытекают принципиально новые требования общества к системе образования, которая должна быть ориентирована на дифференциацию и индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся, в том числе с учетом их личностных особенностей и ресурсного потенциала.

Образование в Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации, согласно статей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который является общественно значимым благом, осуществляется в интересах человека, общества и государства; его основная цель – интеллектуальное, духовное, творческое, физическое и профессиональное развитие человека.

Система образования РФ.

Система образования в России начала складываться еще в средневековой Руси. В Х веке стали массово появляться школы и училища в Новгороде и Киеве. Славно-греко-латинская академия, появившаяся в 1687 году, стала первым высшим учебным заведением. В 1804 году указом об образовании была структурирована система образования, после чего она стала похожа на современную, кроме того, было создано два типа бесплатных школ. В дальнейшем система образования продолжала развиваться и видоизменяться.

Система образования Российской Федерации состоит из следующих компонентов:

  1. Образовательные стандарты.
  2. Федеральные государственные требования.
  3. Образовательные программы.
  4. Организации, занимающиеся образованием (школы, вузы, техникумы).
  5. Работники образования (учителя, профессора).
  6. Обучающиеся (студенты, школьники) и их родители (как законные представители несовершеннолетних школьников и студентов).
  7. Организации, занимающиеся обеспечением образовательной деятельности и оценкой качества (например, РайОНО).
  8. Общественные объединения, работающие в сфере образования (например, дворцы культуры).

Виды образования.

  1. Дошкольное образование (ясли и детский сад).
  2. Общее образование (школа):
    • начальное (1-4 класс школы);
    • основное (5-9 класс);
    • среднее (10-11 класс).
  3. Профессиональное образование:
    • начальное (ПТУ, профессиональный лицей);
    • среднее (техникум, колледж);
    • высшее:
      1. бакалавриат (I-IV курс вуза);
      2. специалитет (V курс);
      3. магистратура (V курс).
      1. аспирантура;
      2. докторантура.

      Система образования в России продолжает совершенствоваться и развиваться. За этим развитием государство следит на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Расходы федерального бюджета на образование также значительно выросли: от 18,5 миллиардов рублей в 1997 году до 500 миллиардов рублей в 2014 году.

      В 2011 году, по уровню чтения и понимания текста учениками начальной школы, Россия заняла второе место среди стран мира. В большинстве остальных исследований образования Россия входит в десятку лучших стран. МГУ занимает 25е место в рейтинге лучших университетов мира. Напоследок можно еще отметить, что Россия занимает первое место по доле граждан, имеющих высшее или среднее специальное образование (53,5%), обойдя Канаду, Японию, Израиль и США.

      голоса
      Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector