Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: правовые основы

Договор транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) предполагает осуществление или организацию исполнения на возмездной основе одним участником договора — экспедитором конкретных действий (услуг), сопутствующих транспортировке груза, другому участнику, который обязан данные услуги оплатить. Подробнее о таком договоре — в статье «Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов».

К таким услугам могут относиться:

  • определение схемы транспортировки груза;
  • подписание соглашения о перевозке груза;
  • отправление и погрузка груза, временное хранение;
  • оформление таможенных деклараций и др.

Порядок осуществления ТЭ регламентируется следующими нормативно-правовыми актами (далее — НПА):

  • гл. 41 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ);
  • законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон 87-ФЗ);
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, принятыми постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.

Обратите внимание! В договоре перевозки участвуют 2 стороны: грузоотправитель/пассажир и перевозчик. В обязанности последнего входит возмездное осуществление транспортировки имущества (груза) или физического лица из пункта А в пункт Б.

Общие положения договора перевозки определяются гл. 40 ГК РФ, а также специальными актами в зависимости от типа транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), Уставом автотранспорта и городского наземного электрического транспорта и др.

Еще больше информации о транспортной экспедиции вы найдете в путеводителе по сделкам КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки

Важно! В рамках ГК РФ договор ТЭ и договор перевозки представляют собой два самостоятельных соглашения.

Вместе с тем в правовой доктрине существует точка зрения, согласно которой договор ТЭ признается вспомогательным соглашением, поскольку транспортно-экспедиционная деятельность не может реализовываться отдельно от перевозки.

При этом стороны договора ТЭ могут договориться о том, что функции перевозчика исполняются самим экспедитором. В таком случае будет иметь место смешанный договор: условия соглашения, касающиеся перевозки, будут определяться нормами гл. 40 ГК РФ, а условия, касающиеся порядка оказания экспедиционных услуг, — гл. 41 ГК РФ и специальными НПА.

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Важно! Основное различие двух договоров проводится по их предмету. Так, договор перевозки не предполагает оказания перевозчиком каких-либо вспомогательных услуг, помимо фактического перемещения имущества или физического лица. В договоре ТЭ данные услуги относят к существенным условиям, без согласования которых соглашение может быть признано незаключенным.

Различия ТЭ и перевозки также проявляются:

  • в правах и обязанностях экспедитора и перевозчика (например, экспедитор обязан собрать все необходимые бумаги и найти перевозчика для реализации транспортировки имущества, а перевозчик обязан лично произвести транспортировку);
  • документах, сопровождающих экспедицию и перевозку;
  • ответственности экспедитора и перевозчика.

Отличие договора ТЭ от договора перевозки заметно при определении момента заключения договора. Договор ТЭ является консенсуальным и считается заключенным после проставления сторонами подписей, а договор перевозки, как правило, признается реальным и заключается в момент получения перевозчиком имущества.

В отличие от договора перевозки, где перевозчик обычно действует от своего имени, экспедитор по договору транспортной экспедиции может действовать любым из следующих способов:

  • на основании доверенности от лица заказчика, который должен оплатить услуги экспедитора и возместить последнему понесенные затраты;
  • от своего имени без доверенности, все затраты при этом ложатся на заказчика;
  • частично от своего имени (осуществлять такие действия, как, например, ведение переговоров), частично — от имени заказчика по доверенности (например, заключать договор).

Ответственность экспедитора и перевозчика

Экспедитор и перевозчик осуществляют определенные действия с вверенным им имуществом. Однако ответственность перевозчика за невыполнение или недолжное выполнение условий договора перевозки, в том числе за потерю, изменение количества или качества имущества в худшую сторону, имеет ограниченный характер и устанавливается в следующих размерах (ст. 796 ГК РФ):

  • цены потерянного имущества или багажа (в том числе при невозможности его восстановления);
  • суммы, на которую произошло снижение цены имущества при нанесении ему ущерба;
  • суммы объявленной стоимости имущества при его потере.

Ответственность экспедитора больше ответственности перевозчика и устанавливается общими нормами гл. 25 ГК РФ. Вместе с тем при реализации международных перевозок ответственность экспедитора может носить специальный характер, а именно:

  • В размере 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, определенную ст. 6 закона 87-ФЗ, за невыполнение условий соглашения, кроме времени осуществления экспедиторских услуг. Данная норма не применяется, если причиной нарушения стали деятельность или бездеятельность экспедитора, выполненная умышленно или по грубой неосторожности.
  • В размере 2 расчетных единиц за кг всей массы потерянного, не хватающего или попорченного имущества.

Важно! Осуществление третьими лицами обязательств экспедитора не избавляет его от ответственности. Однако в том случае, если причинами нарушения условий договора ТЭ являются действия перевозчика, ответственность экспедитора будет определяться по правилам ответственности перевозчика (ч. 2 ст. 6 закона 87-ФЗ).

Много полезной информации по теме вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Документы, прилагаемые к договору транспортной экспедиции и договору перевозки

Документами, подтверждающими заключение договора ТЭ, являются:

  • поручение экспедитору с информацией о порядке предоставления экспедиционных услуг и сведениями о перевозимом имуществе (наименовании, массе, количестве и других параметрах);
  • расписка экспедитора, которая свидетельствует о принятии экспедитором груза;
  • складская расписка, составляющаяся в случае принятия перевозимого имущества на хранение.

Формы данных документов установлены приказом Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оформления…» от 11.02.2008 № 23.

Подробнее о том, как составляется экспедиторская расписка, рассказывается в статье «Образец заполнения экспедиторской расписки».

Кроме того, стороны договора ТЭ могут составить:

  • акт оказанных услуг;
  • отчет экспедитора.

Отчет экспедитора включает сведения о порядке оказания экспедиционных услуг, о полученных финансовых средствах и расходах экспедитора, величине его гонорара. При заключении экспедитором договора перевозки к отчету могут быть приложены транспортная накладная, копия или оригинал договора с перевозчиком и прочие бумаги.

В зависимости от типа транспорта заключение договора перевозки может быть подтверждено одним из следующих документов:

  • транспортная накладная;
  • коносамент;
  • грузовая или почтовая накладная.

Коносамент и накладная, по сути, включают в себя сведения, содержащиеся в экспедиторских документах: информацию о перевозимом имущества и порядке выполнения перевозчиком его обязательств.

Отличие договора фрахтования от договора перевозки

Договор фрахтования (чартер) представляет собой вид договора перевозки. Основным его отличием является предоставление перевозчиком (фрахтовщиком) клиенту (фрахтователю) для перемещения груза или пассажиров все транспортное средство или его некоторые части — кабины и т.д. (ст. 787 ГК РФ).

Необходимыми условиями договора фрахтования обычно являются (ст. 120 КТМ РФ, ч. 2 ст. 127 Устава автомобильного транспорта):

  • названия сторон;
  • наименование транспортного средства;
  • сведения о перевозимом имуществе;
  • места погрузки и доставки имущества;
  • размер вознаграждения фрахтовщика;
  • конкретный или неопределенный круг перевозимых пассажиров;
  • срок осуществления транспортировки;
  • правила допуска пассажиров на транспорт;
  • другие сведения.
Читайте так же:
Скачать договор аренды нежилого помещения с правом выкупа

Фрахтователь может сам использовать предоставленный ему транспорт или после получения одобрения от перевозчика передать свои права иным лицам, что влечет распределение ответственности между таким лицом и фрахтователем (ст. 121 КТМ РФ).

Таким образом, договор транспортной экспедиции и договор перевозки являются не зависимыми друг от друга соглашениями, чьи различия проявляются в предмете правоотношений, правах, обязанностях и ответственности участников, а также документах, подтверждающих заключение данных договоров.

Транспортное право.

1. Понятие, значение и специфика договора транспортной

Экспедиции. Условия применения данного договора в транспорт-

Ных правоотношениях. Каковы предмет, форма, содержание до-

Говора транспортной экспедиции? Как определяется срок и цена в

этом договоре?

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза:

— организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом;

— заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;

— обеспечить отправку или получение груза;

— выполнить другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено также:

— получение требующихся для экспорта или импорта документов;

— выполнение таможенных и иных формальностей;

— проверка количества и состояния груза;

— осуществление его погрузки и выгрузки;

— уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;

— его получение в пункте назначения;

— выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Отсутствие закрытого перечня услуг, оказываемых экспедитором по данному договору, позволяет квалифицировать в качестве такового всякое соглашение, заключаемое грузоотправителем или грузополучателем с организацией, которая может быть признана экспедитором, и предусматривающее выполнение для грузоотправителя или грузополучателя любых операций и услуг, связанных с перевозкой груза.

По своей юридической природе договор транспортной экспедиции является консенсуальным <1>, двусторонним и возмездным договором. Согласно п. 1 ст. 802 ГК он подлежит заключению в письменной форме.

<1> Данный договор не становится реальным и в том случае, когда экспедитор выполняет экспедиционные услуги с вверенным ему грузом, выступая в роли перевозчика (Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 479 (авторы главы — Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов)), ибо само получение груза от клиента представляет собой исполнение обязательств из консенсуального договора транспортной экспедиции, а возложение на перевозчика обязанностей по транспортно-экспедиционному обслуживанию также возможно лишь при наличии соглашения между ним и грузоотправителем (грузополучателем).

В соответствии с п. 3 ст. 801 ГК принят специальный Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о транспортно-экспедиционной деятельности) <1>, нормы которого имеют приоритет перед соглашением сторон. Данный Закон не содержит правил, определяющих условия договора транспортной экспедиции, но предусматривает издание Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утверждаемых Правительством РФ. В конкретных договорах транспортной экспедиции по соглашению сторон могут определяться лишь те условия, которые не предусмотрены названным Законом, а также другими законами или иными нормативными актами.

<1> СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2701.

Договор транспортной экспедиции относится к категории гражданско-правовых договоров об оказании услуг <1>, будучи вместе с тем их вполне самостоятельным видом. Сочетание в нем элементов иных обязательств (перевозки, хранения, поручения, комиссии и т.д.) дает новое качество, в результате чего обязательство транспортной экспедиции приобретает самостоятельный характер <2>, который не укладывается в рамки известных договоров, например поручения, комиссии или агентского договора (что исключает применение к нему правил об этих договорах) <3>.

<1> См.: Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 544.

<2> См.: Иоффе О.С. Указ. соч. С. 544 — 545; Ходунов М.Е. Правовое регулирование деятельности транспорта. М., 1965. С. 156 — 157; Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М., 1966. С. 151 — 152.

<3> Подробнее об отличиях договора транспортной экспедиции от договоров поручения, комиссии, агентирования, хранения и перевозки см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. С. 663 — 685.

Неразрывная связь экспедиционных услуг с перевозкой грузов, направленность договора транспортной экспедиции исключительно на организацию или обеспечение процесса перевозки грузов позволяют отличать услуги, оказываемые клиенту экспедитором, от иных операций и услуг, оказываемых организациями, обслуживающими участников транспортного процесса. Например, лоцманские, навигационные и иные подобные услуги на морском транспорте или осуществляемое за плату метеорологическое, радио-, электро- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное и другое обеспечение полетов воздушных судов (ст. 69 ВК) характеризуются направленностью на обеспечение безопасности движения и сохранности самих транспортных средств и потому не могут составлять предмет договора транспортной экспедиции.

Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. В качестве экспедитора выступают либо коммерческая организация, либо индивидуальный предприниматель, располагающие лицензией на занятие транспортно-экспедиционной деятельностью.

Клиентами по этому договору являются любые правосубъектные лица, заинтересованные в транспортно-экспедиционном обслуживании и являющиеся грузоотправителями или грузополучателями в отношении экспедируемого груза. В частности, в этом качестве могут выступать граждане-потребители, на которых в этом случае распространяется действие законодательства о защите прав потребителей (п. 3 ст. 4 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Обязательства по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей могут осуществляться и перевозчиком груза на основании договора перевозки (п. 2 ст. 801 ГК). На автомобильном транспорте такая возможность прямо предусмотрена ст. 124 и ст. 125 УАТ. Другие транспортные уставы и кодексы не содержат на этот счет каких-либо положений, что дает основания для регулирования соответствующих отношений соглашениями сторон (п. 2 ст. 784 ГК) <1>. В этом случае договор перевозки содержит в себе элементы договора транспортной экспедиции, т.е. приобретает черты смешанного договора <2>.

<1> Наиболее удобной формой согласованного возложения на перевозчика груза обязанностей по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителя (грузополучателя) является договор об организации перевозок грузов, в который могут быть включены любые «условия организации перевозки» (ст. 798 ГК). Договор чартера также допускает включение в него помимо прямо предусмотренных законом «иных условий и оговорок» (ст. 120 КТМ).

<2> Поэтому при нарушении перевозчиком обязательств по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителя (грузополучателя) он несет полную (а не ограниченную, как при перевозке грузов) ответственность; к требованиям грузоотправителя (грузополучателя) применяется общий, а не сокращенный срок исковой давности, отсутствует обязательный претензионный порядок урегулирования спора и т.д.

Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии с гл. 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Федеральный закон № 87-ФЗ) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила транспортно-экспедиционной деятельности).

Читайте так же:
Договор цессии от юридического лица физическому лицу

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Характеристика образцов договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции на перевозку груза является публичным, возмездным, двусторонним договором. Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Двусторонним данный договор признается, поскольку у каждой из его сторон имеются встречные права и обязанности. Возмездность данного договора состоит в том, что услуги экспедитора являются платными: клиент выплачивает вознаграждение экспедитору и возмещает экспедитору его расходы в связи с выполнением обязанностей по соглашению. В зависимости от объема действий экспедитора договор может быть реальным (заключается с момента передачи груза) или консенсуальным (экспедитор выполняет подготовительные к приему груза юридические и фактические действия).

Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора, составляющие транспортно-экспедиционные услуги по организации перевозки груза. Содержание бланка договора транспортной экспедиции определяется правами и обязанностями сторон. Всю цепочку действий клиента и экспедитора в рамках этого договора можно обрисовать следующим образом. Клиент, прежде всего, обязан предоставить экспедитору груз, документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную необходимую информацию. Данная информация должна указываться в поручении экспедитору. Экспедитор обязан проверить полученную информацию и документы, сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации и документов, а в случае неполноты информации или нехватки документов запросить у клиента необходимые дополнительные данные. После проверки информации и документов экспедитор согласует поручение и осуществляет или организует перевозку груза. Оплата экспедитору вознаграждения может быть произведена после организации перевозки груза по факту его передачи, так и по предварительной оплате. Возмещение расходов экспедитора в связи с выполнением обязанностей происходит после представления документов, подтверждающих данные расходы в пределах сметы расходов, согласованной сторонами.

Срок, на который заключается договор экспедиции, определяется характером взаимоотношений сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений, требующих однократного совершения каких-либо операций (например, отправки или получения партии груза), заключаются разовые договоры экспедиции. Отношения сторон в этом случае могут оформляться путем подачи клиентом заявки и принятия ее к исполнению экспедитором. При наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании заключаются длительные договоры.

Цену договора транспортной экспедиции составляет вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. В ряде случаев могут использоваться установленные экспедитором тарифы и таксы, т. е. система ставок за выполнение тех или иных операций. Вознаграждение, уплачиваемое экспедитору, следует отличать от компенсации расходов, понесенных последним при осуществлении своей деятельности (по внесению провозной платы, платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и пр.).

Налоговые риски по договору транспортной экспедиции

Не редки ситуации, когда, заключив договор транспортной экспедиции, стороны оформляют не экспедиторские документы (поручение и расписка), предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности", а транспортную накладную по форме, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом". В транспортной накладной экспедитор указан в качестве перевозчика, фактически перевозчиком не являясь. В счет-фактуре экспедиторов НДС выставляется со всей суммы транспортных услуг, без разбивки на вознаграждение экспедитора и стоимость перевозки. Часто перевозчиками оказываются физические лица или индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС. В итоге, налоговая инспекция отказывает заказчику экспедиторских услуг в вычете НДС.

Последняя арбитражная практика по Северо-Кавказскому округу и другим судебным округам по делам об обжаловании отказа налоговых инспекций в вычете НДС по транспортно-экспедиционным услугам складывается не в пользу налогоплательщиков (Решение АС РО от 02.11.2017 по делу А53-7577/2017; Постановление АС СКО от 04.09.2017 по делу А53-10562/2016; Постановление 15 ААС от 29.09.2017 по делу А53-18968/16; Постановление 7 ААС от 12.10.2017 года по делу А27-5098/17, Постановление 9 ААС от 03.10.2017 года по делу А40-36278/17, от 22.09.2017 года по делу А40-17498/17).

Главный аргумент налоговой, поддержанный всеми судами: транспортные услуги оказывались не теми контрагентами, которые указаны в качестве перевозчиков в транспортных накладных, транспортные средства не принадлежали экспедиторам, водители, осуществляющие перевозки, не являлись работниками экспедиторов. Экспедиторы указывали себя в качестве перевозчиков в транспортных накладных и НДС выставляли со всей суммы оказанных услуг, без разбивки на стоимость перевозки и вознаграждение экспедитора. Но фактически услуги по перевозке оказывали физические лица или индивидуальные предприниматели, плательщики ЕНВД. Экспедиторы не предоставили копии договоров перевозки с третьими лицами, копии транспортных накладных, копии счетов-фактур перевозчиков. А без этих документов заказчик имеет право на вычет НДС только с вознаграждения экспедитора.

В постановлении от 29.09.2017 года по делу А53-18968/2016 Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд указывает, что элементы условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, экспедиторы могут по услугам третьих лиц, приобретаемым ими от своего имени и за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедиторам организациями, непосредственно оказывающим эти услуги, в порядке, предусмотренном для комиссионеров (агентов) Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137. В целях осуществления заказчиком вычетов по НДС, к первому экземпляру счета-фактуры прилагаются копии счетов-фактур, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов.

Если же перевозчик не является плательщиком НДС, то и права на вычет по этому НДС заказчик не имеет.

Интересно, что в этих же судебных актах арбитражные суды признали отказ налоговой принять расходы по перевозке грузов в рамках договоров транспортной экспедиции для целей налога на прибыль неправомерным, так как налоговые инспекции не опровергли несение реальных расходов на перевозку грузов.

Ставшие уже привычными аргументы налоговой о не проявлении должной осмотрительности, о нарушении контрагентами своих налоговых обязательств, о подписи неустановленных лиц на документах сами по себе в судах уже не работают. Эта судебная позиция согласуется со ст. 54.1 НК РФ: подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

Читайте так же:
Какие документы нужны для составления договора дарения объекта недвижимости у нотариуса

Статья 54.1 НК РФ содержит условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога. Согласно п. 1 ст. 54.1 НК РФ, не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий: 1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; 2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

В одном из последних писем ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ "О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации" подчеркивается, что пункт 2 указанной статьи содержит условия, только при соблюдении которых у налогоплательщика появляется право учесть расходы и вычеты по имевшим место сделкам, то есть установление факта нарушения налогоплательщиком данных условий является отдельным обстоятельством, при наличии которого налоговый орган отказывает налогоплательщику в учете расходов и вычетов. При этом налоговый орган отказывает налогоплательщику в учете расходов и вычетов при выявлении фактов нарушения хотя бы одного из установленных в пункте 2 статьи 54.1 НК РФ условий (подпункт 1 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ, если имеются доказательства наличия у налогоплательщика основной цели совершения сделки (операции) — неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога (сбора), и (или) подпункт 2 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ, если материалы проверки свидетельствуют, что товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента).

То есть, для уменьшения налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога Налоговый кодекс предусматривает одновременное соблюдение условий, указанных и в пп. 1 и в пп. 2 п. 2 ст. 45.1 НК РФ, а в вышеуказанном письме ФНС РФ подчеркивает, что для признания налоговой выгоды необоснованной достаточно нарушения одного из этих условий. Куда повернет судебная практика, пока неизвестно.

Для избегания доначислений НДС налогоплательщикам при заключении и исполнении договоров транспортной экспедиции необходимо оформлять документы, предусмотренные Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, запрашивать у экспедиторов документы о собственниках транспортных средств и (или) копии договоров аренды транспортных средств, договоров лизинга транспортных средств, копии договоров перевозки, счетов-фактур и первичных учетных документов от фактических перевозчиков.

Статья 801 ГК РФ. Договор транспортной экспедиции

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Комментарии к ст. 801 ГК РФ

1. Договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимообязывающим и возмездным.

Предметом договора является выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. ГК РФ не содержит закрытого перечня услуг, которые могут включаться в предмет договора транспортной экспедиции. Подробный перечень услуг, определяемых по договору транспортной экспедиции, устанавливается по соглашению сторон исходя из особенностей груза, требований к его перевозке, вида транспорта, которым будет осуществляться перевозка.

К числу услуг, оказываемых экспедитором, могут быть отнесены: услуги по ведению переговорного процесса, связанного с перевозкой грузов; услуги по оформлению груза; услуги по завозу-вывозу груза между станциями и портами; услуги по оказанию погрузочно-разгрузочных, упаковочных складских работ и по хранению груза; услуги по подготовке транспортных средств к перевозке; услуги по отслеживанию перемещения груза и направлению уведомлений относительно графика перемещения груза; услуги по страхованию и таможенному оформлению груза; услуги по уплате платежей, пошлин, ведению расчетов, связанных с перевозкой грузов.

Сторонами договора являются экспедитор и клиент. Экспедитор — это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. В качестве такого лица могут выступать юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

В соответствии с ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» транспортно-экспедиционная деятельность лицензированию не подлежит. В то же время для оказания ряда услуг в рамках договора транспортной экспедиции экспедитор должен иметь соответствующую лицензию. Например, в том случае, если экспедитор самостоятельно оказывает услуги по воздушной перевозке грузов.

Клиентом по договору транспортной экспедиции может являться любое лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором. В качестве таковых лиц могут выступать как лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, так и некоммерческие организации, а также физические лица, использующие услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд.

Содержание договора транспортной экспедиции составляют права и обязанности экспедитора и клиента. Их конкретный перечень зависит от предмета договора, то есть от содержания оказываемых экспедитором клиенту услуг.

Основной обязанностью экспедитора, без которой заключение договора будет считаться недействительным, является обязанность по организации перевозки груза. Вид транспорта, необходимого для осуществления перевозки, а также маршрут перевозки могут определяться в соответствии с соглашением сторон (как экспедитором самостоятельно, так и с учетом пожеланий клиента). На экспедитора также может быть возложена обязанность по заключению договора перевозки (как от своего имени, так и от имени клиента), а также обязанность по организации либо непосредственному осуществлению отправки и получения груза, либо выполнению перевозки непосредственно самим экспедитором.

Читайте так же:
Договор займа между физическими лицами образец 2022 без процентов скачать

Независимо от перечня оказываемых по договору экспедиции услуг экспедитор наделяется также рядом общих прав и обязанностей. К числу таких обязанностей экспедитора относятся:

— обязанность по выдаче клиенту экспедиторских документов (см. ст. 802 ГК РФ);

— обязанность уведомлять клиента об отступлениях от его указаний, если нет возможности предварительного запроса о таком отступлении;

— обязанность предоставлять клиенту необходимую информацию, а в случае оказания услуг для личных, семейных домашних и иных нужд также информацию в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

К числу прав экспедитора относятся:

— право на вознаграждение;

— право на получение от клиента документов и информации, необходимой для выполнения его обязанностей по договору (см. ст. 804 ГК РФ);

— право на отступление в предусмотренных законом случаях от указаний клиента;

— право на удержание груза до уплаты вознаграждения.

С правами и обязанностями экспедитора корреспондируют права и обязанности клиента. К общим не зависящим от предмета конкретного договора транспортной экспедиции обязанностям клиента относятся:

— обязанность по предоставлению экспедитору необходимой информации;

— обязанность по уплате вознаграждения экспедитору.

К числу прав клиента относятся:

— право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

— право требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

— право давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

2. Положения комментируемой статьи допускают осуществление экспедиционных услуг непосредственно перевозчиком. В таком случае возможно заключение как отдельных договоров перевозки и транспортной экспедиции, так и одного смешанного гражданско-правового договора, охватывающего отношения, связанные с экспедицией грузов и их непосредственной перевозкой.

В случае заключения подобных договоров к отношениям, связанным с транспортной экспедицией, будут применяться нормы гл. 41 ГК РФ (в том числе по вопросу ответственности сторон договора).

3. Нормы гл. 41 ГК РФ носят достаточно общий характер, в силу чего большое значение приобретают специальные законодательные и подзаконные акты, регламентирующие отношения, связанные с транспортной экспедицией. Помимо специальных нормативных актов, нормы, устанавливающие особенности различных видов договоров транспортной экспедиции, содержатся также в положениях транспортных уставов и кодексов, регламентирующих отдельные виды перевозки грузов.

При заключении договоров транспортной экспедиции необходимо учитывать тот факт, что в настоящее время действуют национальные стандарты ГОСТ Р 52298-2004 (содержит подробный перечень требований, предъявляемых при оказании экспедиционных услуг) и ГОСТ Р 51133-98. В соответствии со ст. 46 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» соблюдение данных стандартов носит добровольный характер, кроме положений, устанавливающих требования в целях защиты жизни или здоровья граждан; имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

4. Применимое законодательство:

— ФЗ от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

— ФЗ от 07.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

— Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554;

— ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст);

— ГОСТ Р 51133-98 «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 23.01.1998 N 14).

5. Судебная практика:

— информационное письмо ВАС РФ от 05.08.2003 N С5-7/УЗ-886;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 N 15АП-14485/14;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 N 15АП-11194/14;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.07.2012 N Ф03-2200/12 по делу N А51-12915/2011;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 N 17АП-8982/09.

Подводные камни в договорах транспортной экспедиции

Подводные камни в договорах транспортной экспедиции

Как правило, законодатель выстраивает систему защиты интересов клиента (грузоотправителя или грузополучателя) через регламентацию ответственности экспедитора. Но правовой статус клиента более обширный. Это означает, что права, обязанности и ответственность клиента во многом отданы на откуп соглашения сторон. Поэтому при заключении договора таким вопросам необходимо уделять особое внимание. Какие условия договора транспортной экспедиции таят в себе наибольшие риски для клиента и как их избежать?

Закон о клиенте

В Гражданском кодексе РФ и Федеральном законе от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экс­педиционной деятельности» (далее – Закон о ТЭД) о правовом положении клиента сказано мало. Посмотрим на схему.

Случайно или намеренно, но все права клиента носят диспозитивный характер.

Выбираем маршрут и транспорт

Обычно маршрут перевозки и вид транспорта клиент определяет в заявке, направляемой экспедитору. Непосредственно в договоре их зафиксировать не всегда возможно. Но обязательно нужно оговаривать иные сопутствующие условия.

Если в договоре отсутствует соответствующая оговорка, право клиента на выбор маршрута и транспорта будет представлять собой простое пожелание, необязательное для экспедитора. Ведь по умолчанию согласно п. 2 ст. 3 Закона о ТЭД экспедитор имеет право выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки и последовательность перевозки груза различными видами транспорта. Конечно, при этом экспедитор обязан учитывать интересы клиента и незамедлительно сообщать ему об изменениях. Право остается правом, но у экспедитора оно есть, только когда иное не предусмотрено договором.

Итак, если клиент намерен лишить экспедитора возможности изменять выбранный маршрут и транспорт, это следует указать в договоре. Причем оговорка типа «маршрут и вид транспорта выбирает клиент» ничего не изменит. Необходима прямая формулировка, например: «Экспедитор не имеет права изменять маршрут и вид транспорта, указанный клиентом в заявке».

Ограничивая экспедитора в правах, нужно помнить, что все возможные риски, связанные с выбором маршрута и вида транспорта, переносятся на клиента. Кроме того, если он хочет получать от экспедитора информацию о процессе перевозки, то такое право также должно быть предусмотрено договором. Указания на это право в Законе о ТЭД недостаточно. Такая информация может предоставляться по запросам клиента или с установленной периодичностью.

Предоставляем информацию экспедитору

Обязанность клиента предоставлять экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иные сведения, необходимые для исполнения экспедитором своих обязанностей, императивна и не может быть изменена договором.

Какие последствия ожидают клиента за ее нарушение?

Во-первых, экспедитор может не приступать к исполнению обязанностей, если переданной ему информации недостаточно (п. 3 ст. 804 ГК РФ).

Во-вторых, клиент обязан возместить убытки, причиненные экспедитору из-за непредоставления необходимой информации (п. 4 ст. 804 ГК РФ).

Реально ли взыскать с клиента убытки?

Убытки не следует путать с дополнительными расходами экспедитора, в частности с командировочными расходами при простое транспортного средства или с оплатой стоянки. Так какие же убытки могут возникнуть у экспедитора? Например, повреждение транспортного средства, если груз был взрыво- или пожароопасным, но клиент об этом не сообщил. Такие случаи редки.

Но привлечь его к ответственности не так просто.

Рассмотрим постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.05.2008 № Ф08-2277/2008. Клиент заключил договор с экспедитором на вывоз алкогольной продукции в Беларусь. Но его перевозка по территории Беларуси допускается только под охраной и с сопровождением подразделениями МВД республики, о чем экспедитор не знал. В результате экспедитор был оштрафован. Сумму уплаченного штрафа, плату за стоянку автомобиля, командировочные, телефонные и судебные расходы экспедитор решил взыскать с клиента. Требование было обосновано тем, что клиент не предоставил необходимой информации об условиях перевозки алкогольной продукции по территории Беларуси и сам был обязан заключить договор на охрану и сопровождение груза.

Читайте так же:
Договор о материальной ответственности кассира скачать

Суд отказал экспедитору в иске, поскольку в силу п. 1 ст. 65 АПК РФ для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков. В данном случае штраф был наложен на экспедитора по решению суда, что указывает на его вину. Таким образом, отсутствуют правовые основания для взыскания с клиента предусмотренных ст. 15 ГК РФ убытков, произведенных экспедитором вследствие своих же противоправных действий.

Кроме того, суду не были представлены доказательства того, что экспедитор принял все возможные меры, чтобы не допустить или уменьшить убытки, а именно: пытался заключить договор на охранное сопровождение груза, приостановил дальнейшее исполнение договорных обязательств по передвижению груза по таможенной территории республики.

ФАС Поволжского округа в постановлении от 06.09.2007 № А65-17442/06-СГ2-3 указал, что для взыскания с клиента убытков экспедитор должен доказать:

– нарушение им принятых по договору обязательств (п. 6 письма ВАС РФ от 10.09.93 № С-13/ОП-276);

– причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств клиентом (п. 5 письма ВАС РФ от 28.11.96 № С2-7/ОП-706);

– факт, что сам экспедитор принял все возможные меры для предотвращения убытков или уменьшения их размера (п. 2 письма ВАС РФ от 27.11.92 С-13/ОП-334).

Итак, при привлечении к ответственности клиента за предоставление неполной информации о товаре следует говорить не столько об убытках, причиненных экспедитору, сколько о снятии с экспедитора ответственности за невыполнение обязанностей по договору по этой причине. Как правило, это порча перевозимого товара. Если клиент не сообщил экспедитору необходимую информацию о товаре, то в случае его порчи суды освобождают экспедитора от ответственности. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 15.12.2008 № КГ-А40/11353-08 суд отказал клиенту во взыскании суммы реального ущерба, состоящей из стоимости испорченной (замороженной) продукции при ее перевозке. Дело в том, что в товарно-транспортной накладной отсутствовали сведения о нужной температуре и клиент не направлял экспедитору уведомление о необходимости соблюдать температурный режим при перевозке груза. Аналогичные выводы сделали ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 04.09.2000 № А33-8092/99-С1-Ф02-1762/00-С2 и ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.04.2005 № Ф04-2347/2005(10684-А45-36).

Законодательством установлена обязанность предоставить информацию, но не определено, в каком объеме. То есть достаточность информации является категорией оценочной.

В связи с этим примечателен случай, рассмотренный в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 № 09АП-9617/2008-ГК. Перевозимые продукты питания испортились из-за несоблюдения температурного режима. Экспедитор убеждал, что клиент не сообщал ему об условиях перевозки. Как утверждал клиент, экспедитор знал, что перевозятся продукты питания. Значит, нужно было соблюдать температурный режим, предусмотренный для их хранения. Экспедитор должен был это предвидеть. Но суд указал, что простой осведомленности о виде товара недостаточно для установления именно причинной связи между принятием груза к перевозке и его утратой.

Может ли клиент в подобной ситуации минимизировать риски утраты груза, тем более что он, как правило, не специалист в области перевозочного процесса и может не знать, достаточна ли предоставленная экспедитору информация.

Согласно п. 2 ст. 804 ГК РФ экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае ее неполноты запросить у клиента дополнительные сведения. Значит ли это, что если экспедитор не запросил дополнительной информации, то все риски переходят на него?

Увы, суды считают иначе. По их мнению, запрос дополнительных документов – право, а не обязанность экспедитора (например, постановление ФАС Московского округа от 15.12.2008 № КГ-А40/11353-08). Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 804 ГК РФ экспедитор имеет право не приступать к исполнению обязанностей, если необходимая информация не предоставлена (см., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2008 № 17АП-6953/2008-ГК). Однако отсутствие обязанности в законе не препятствует ее установлению в договоре. И если она в договоре закреплена, ответ­ственность за неблагоприятные последствия, связанные с недостаточной информированностью, будет нести экспедитор. Так, ФАС Северо-Западного округа от 14.09.2007 № А56-36263/2006[1] взыскал с экспедитора ущерб в размере стоимости утраченного при перевозке груза, поскольку ответственность за ненадлежащее оформление товаросопроводительных документов на груз несет экспедитор, который в нарушение условий контракта не уведомил истца о том, какие документы необходимо представить для надлежащего исполнения договора.

Таким образом, если клиент хочет избежать ответственности за непредоставленную информацию и документы, то в договор надо включить условие о том, что «после принятия заявки экспедитор обязан уведомить клиента о необходимых документах для надлежащего исполнения договора». Представленные в соответствии с такими уведомлениями документы и информация свидетельствуют о надлежащем исполнении клиентом обязанности по предоставлению информации. Уведомление должно обязательно проводиться в письменном виде. Можно также в договоре перечислить передаваемые экспедитору информацию и документы и указать, что данный перечень исчерпывающий, а все дополнительные документы клиент представляет только по запросу экспедитора.

Но не забывайте, что в договоре нужно еще и точно прописать процедуру запроса экспедитором необходимых документов со сроками исполнения. Тогда можно ссылаться не только на судебную практику, но и на п. 4 ст. 3 Закона о ТЭД, в котором установлено, что «в случае предоставления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции».

Уплачиваем неустойку экспедитору

В принципе ничто не мешает закрепить в договоре неустойку за нарушение клиентом любых обязанностей, например за непредставление экспедитору необходимых документов или затягивание рассмотрения извещения экспедитора о его дополнительных расходах. Но при этом она должна быть конкретизирована для каждого обязательства. Общая формулировка «за нарушение обязанностей, предусмотренных настоящим договором, клиент несет ответственность в виде взыскания неустойки в размере 0,1% вознаграждения экспедитору» не допускается, поскольку не позволяет выполнить основное требование: размер неустойки должен быть соразмерен допущенному нарушению. Такая неустойка является договорной, то есть четко прописывается в договоре.

Но Закон о ТЭД, как уже отмечалось, предусматривает и два случая нарушения, за которые клиент обязан выплатить законную неустойку, независимо от того, закреплена она в договоре или нет (см. таблицу).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector