Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Господдержка фермеров и сельхозкооперативов в Краснодарском крае: кому положена

Господдержка фермеров и сельхозкооперативов в Краснодарском крае: кому положена

В Краснодарском крае работают более 14 тыс. фермерских хозяйств и 184 сельскохозяйственных кооператива. Для их развития в крае действует целая система грантов, субсидий и льгот. Как изменилось сельское хозяйство за пять лет и как стать участником программы поддержки?

Фермерство 2020

Сельское хозяйство — исторически одна из основных сфер деятельности на Кубани. Сегодня она переживает второе рождение. Кроме климатических особенностей и благоприятного географического положения, развитию аграрного комплекса способствует господдержка. Быть фермером в 2020 году — значит иметь возможность развивать свое дело в комфортных условиях.

Что было сделано за последние пять лет для развития сельского хозяйства на Кубани:

— 233 крестьянских (фермерских) хозяйства (КФХ) получили гранты на поддержку начинающих фермеров (335,9 млн рублей). Это помогло создать не менее 190 рабочих мест.

— 60 КФХ получили гранты на развитие семейных животноводческих ферм (844,6 млн рублей). Благодаря этому появилось около 400 рабочих мест.

— 236 КФХ получили грант «Агростартап» (104,2 млн рублей).

— 46 КФХ получили грант «Малый сад» (137,2 млн рублей).

— 21 сельскохозяйственный потребительский кооператив получил гранты на развитие материально-технической базы (574,9 млн рублей). Благодаря этому будет создано не менее 216 рабочих мест.

— 18 начинающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов получили гранты на развитие материально-технической базы (574,9 млн рублей). Это позволит открыть не менее 216 рабочих мест.

Всего с 2015 года в агропромышленный комплекс региона было вложено 113,7 млрд рублей инвестиций, реализовано около 200 крупных бизнес-соглашений и создано около 10 тыс. новых рабочих мест.

Гранты и программы

Развитие сферы АПК была и остается приоритетной задачей администрации Краснодарского края. Благодаря личному участию главы региона Вениамина Кондратьева аграрии Кубани сегодня могут рассчитывать на мощную господдержку.

«Мы выходим на совершенно новые обороты в сфере сельского хозяйства и продовольственной безопасности. Продолжаем не только полностью обеспечивать самих себя, но и кормить всю страну и знакомить с кубанскими продуктами новых зарубежных партнеров», – отмечает губернатор.

За последние пять лет на Кубани были разработаны и введены в работу следующие гранты и программы поддержки:

— В 2017 году на Кубани стартовали две программы поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК), в том числе уникальная программа, действующая только на территории Краснодарского края — поддержка СПоКов, работающих менее 1 года.

— В 2018 году была разработана и начала действовать программа «Малый сад».

— С 2019 года начали действовать две новые формы поддержки — «Агростартап» и субсидирование затрат реализованной продукции и приобретаемого имущества СПоКа.

Помимо перечисленных программ продолжается активное субсидирование малых форм хозяйствования. В этом году на субсидии было выделено 537,5 млн рублей.

Какие мне положены выплаты

Интернет-портал «Кубань 24» собрал существующие на сегодняшний день формы поддержки фермеров в краткий гайд, который поможет разобраться в системе и получить свой грант.

ferm_01

Грант для начинающих фермеров

Требования к кандидату: КФХ, работающие не более 24 месяцев с даты регистрации.

Форма: софинансирование (90/10).

Максимальная сумма: 5 млн рублей.

Полученные средства можно направить на строительство, реконструкцию, ремонт, приобретение земельных участков, сельскохозяйственных животных, техники и оборудования.

Грант на развитие семейных ферм

Требования к кандидату: КФХ, работающие более 24 месяцев с даты регистрации. В составе хозяйства должно быть не менее двух родственников.

Форма: софинансирование (60/40).

Максимальная сумма: 30 млн рублей.

Средства можно направить на разработку проектно-сметной документации, на строительство, реконструкцию, ремонт и модернизацию фермы и производственных объектов по переработке животноводческой продукции, приобретение и монтаж техники и оборудования, а также приобретение сельскохозяйственных животных.

Грант для действующих СПоКов на развитие материально-технической базы

Требования к кандидату: СПоК, работающий более 12 месяцев. В составе кооператива должно быть не менее 10 сельхозтоваропроизводителей.

Форма: софинансирование (90/10).

Максимальная сумма: 70 млн рублей.

Средства можно направить на развитие материально-технической базы кооператива. В том числе на строительство, реконструкцию, ремонт производственных объектов, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

Грант для начинающих СПоКов на развитие материально-технической базы

Требования к кандидату: СПоК, работающий не более 12 месяцев. В составе кооператива должно быть не менее 10 сельхозтоваропроизводителей.

Форма: софинансирование (90/10).

Максимальная сумма: 30 млн рублей.

Средства можно направить на развитие материально-технической базы кооператива. В том числе на строительство и реконструкцию производственных объектов, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

Гранты на закладку сада интенсивного типа

Требования к кандидату: КФХ, работающие не менее 12 месяцев с даты регистрации. В наличии необходимо иметь земельный участок площадью не менее 4 га.

Форма: софинансирование (80/20).

Максимальная сумма: 3 млн рублей.

Средства можно направить на приобретение и монтаж материалов для установки шпалеры и капельного орошения, специальной техники и оборудования для садоводства, а также приобретение саженцев и выполнения работ по закладке сада и обработке почвы.

Грант «Агростартап»

Требования к кандидату: КФХ, зарегистрированное в текущем финансовом году. Также грант может получить частное лицо. Но в этом случае гражданин обязан в течение 15 дней после получения гранта зарегистрировать КФХ.

Форма: софинансирование (90/10).

Максимальная сумма: 6 млн рублей.

Средства можно направить на строительство, реконструкцию, ремонт, приобретение земельных участков, сельскохозяйственных животных, техники и оборудования.

Субсидии для СПоКов на развитие материально-технической базы

Требования к кандидату: СПоК, зарегистрированный в сельской местности.

Возмещаются следующие виды затрат:

— Расходы на покупку животных (кроме свиней), рыбопосадочного материала, имущества, специнвентаря и оборудования. Возмещается 50% затрат, но не более 3 млн рублей на один СПоК.

— Расходы на покупку сельскохозтехники, оборудования для переработки продукции (за исключением свиноводства) и мобильных торговых объектов для оказания услуг членам СПоКа. Возмещается 50% затрат, но не более 10 млн рублей на один СПоК.

— Закупка сельскохозпродукции у членов СПоКа в следующих размерах:

10% затрат — если выручка от реализации продукции кооператива по итогам квартала текущего финансового года составила от 100 тыс. рублей до 2 500 тыс. рублей включительно.

12% затрат — если выручка от реализации продукции кооператива по итогам квартала текущего финансового года составляет от 2 501 тыс. рублей до 5 000 тыс. рублей включительно.

15% затрат — если выручка от реализации продукции кооператива по итогам квартала текущего финансового года составляет от 5 001 тыс. рублей до 10 000 тыс. рублей включительно.

Субсидии для малых форм хозяйствования на производство сельскохозяйственной продукции.

Реализуется на уровне муниципальных образований.

Читайте так же:
Субсидии какие выплаты включаются

Требования к кандидату: иметь регистрацию как ЛПХ, КФХ или ИП.

Субсидии предоставляются на возмещение части затрат на:

— производство реализуемой продукции животноводства (молоко — 2 рубля, мясо — 5 рублей за 1 кг реализованной продукции);

— приобретение товарных животных (коров, нетелей, овцематок, ремонтных телок, ярочек, козочек), предназначенных для воспроизводства (от 60 до 150 рублей за кг живого веса);

— строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта (от 150 до 350 рублей за 1 м2);

— оплату услуг по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных — крупного рогатого скота, овец и коз (от 350 до 500 рублей на одну голову);

— приобретение молодняка кроликов, гусей, индеек (кролик — 400 рублей/голова, гуси, индейки 100 рублей/голова);

— приобретение систем капельного орошения для овощеводства (кроме ЛПХ) (20% от понесенных затрат, но не более 90 тыс. рублей);

— приобретение технологического оборудования для животноводства и птицеводства (кроме ЛПХ) (20% от понесенных затрат, но не более 80 тыс. рублей);

— наращивание поголовья коров (кроме ЛПХ) (15 тыс. рублей/голова).

Субсидии выплачиваются в рамках регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

Субсидия на кфх

Для участия в отборе субъекты предоставляют департамент экономического развития администрации Корсаковского городского округа заявку, включающую следующие документы:

1) заявку на участие в отборе по форме № 1 к Порядку предоставления субсидии, в которой участник подтверждает, что:

— у участника отбора отсутствует просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с настоящим постановлением, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с настоящим постановлением;

— участник отбора — юридическое лицо не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность участника отбора не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

— участник отбора — индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

— участник отбора не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;

— участник отбора не получает средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с настоящим Порядком, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цель, указанную в пункте 1.2 Порядка предоставления субсидии;

2) расчет размера субсидии, выполненный в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 Порядка предоставления субсидии, по прилагаемой форме № 2 к Порядку предоставления субсидии;

3) копии договора(ов) на приобретение кормов, договора(ов) транспортировки (доставки) (при наличии);

4) копии документов, подтверждающих приобретение кормов (расчетные (платежные) документы, а также выписки банка, подтверждающие списание денежных средств с расчетного счета субъекта на расчетный счет продавца (поставщика).

В случае, если субъект планирует возместить расходы, связанные с доставкой кормов необходимо предоставить копии документов, подтверждающих произведенную поставку кормов (счет-фактура (за исключением случаев, когда счет-фактура может не составляться продавцом (поставщиком), товарная накладная, товарно-транспортная накладная, расчетные (платежные) документы, а также выписки банка, подтверждающие списание денежных средств с расчетного счета субъекта на расчетный счет продавца (поставщика);

5) копии документов, подтверждающих реализацию произведенной продукции на территории Корсаковского городского округа;

6) справку из налогового органа об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Дата составления документа не должна превышать 30 календарных дней, предшествующих дате подачи заявки на участие в отборе.

В случае непредставления указанного документа департамент экономического развития администрации Корсаковского городского округа самостоятельно формирует запрос сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на дату подачи конкурсной заявки. Запрос формируется в рамках межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

8) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

В случае непредставления указанного документа департамент экономического развития администрации Корсаковского городского округа самостоятельно формирует запрос выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Запрос формируется в рамках межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Налоговый и бухучет КФХ в 2021 году

КФХ могут работать на УСН, ОСНО и ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Статус крестьянского хозяйства также присваивается предприятиям, которые занимаются производством, переработкой и реализацией продуктов животноводческой и/или сельскохозяйственной отрасли.

Нюансы первичной документации

Бухучет в данной сфере подразумевает составление регистров, обработку отчетности и первичных бумаг, фиксацию различных операций в базе, сдачу документации в налоговую службу и фонды. Рассмотрим подробнее нюансы обработки первички.

Бухучет в сельскохозяйственной сфере дополняется перечнем специфических отчетов. Например, бухгалтер работает с реестрами перевозки зерновой продукции с полей, документацией на просушку и сортировку, занимается фиксацией путевых листов вида Ф412 АПК, заполняет бумаги поступления и размещения урожая в зернохранилищах. Также отчетность дополняется специфическими актами для животноводческой сферы, отчетами использования материалов.

Без соответствующих компетенций и опыта ведения отчетности ошибки в бухучете неизбежны. Они приводят к проблемам с органами надзора, сказываются на репутации фермерской компании.

Основы учета

Бухучет в сельскохозяйственной организации строится вокруг материальных ценностей и товарооборота. Бухгалтеры фиксируют в отчетах, сколько материалов поступило, сколько использовали. Большую часть занимают оценка себестоимости товаров, расчет затрат на производство и реализацию. В отчетности также фиксируют убыль с/х продукции, скота или сырья по естественным причинам.

Вся информация отражается в количественных единицах измерения. Свои нюансы есть у бухучета в животноводстве, растениеводстве и перерабатывающей сфере.

Налогообложение

При определении режима налогообложения в учет берут специфику сельскохозяйственной деятельности, прогнозируемую доходность бизнеса, оборот и прочие факторы. В большинстве случаев фермеры подключают УСН или ЕСХН. К общей системе налогообложения (ОСНО) прибегают при утере права на упрощенку или специфический режим для отрасли.

Читайте так же:
Субсидия на улучшение жилищных условий в санкт петербурге 2022

При регистрации деятельности ОСНО выбирается автоматически – это базовый режим в РФ. Для перевода на УСН или ЕСХН фермер подает заявление по установленной форме в налоговую в течение 1 месяца.

Специальные режимы доступны всем КФХ, которые соответствуют заданным параметрам. Например, УСН предусматривает ограничения по обороту, размеру ОС, численности штата. Единый сельхозналог устанавливает определенный долевой размер с/х продукции.

Доходы и расходы при ЕСХН и УСН высчитываются кассовым способом. На ОСНО можно применять метод начисления. На упрощенке уплачивается НДС, который заменяет налог на прибыль, при ЕСХН хозяйство вносит сельхозналог. Компании на ОСНО уплачивают налог на прибыль и делают ряд других взносов.

При УСН налог может рассчитываться двумя способами: учет доходов (6%) или разница между доходами и расходами (15%). Единый сельхозналог и ОСНО рассчитываются по методике «доходы минус расходы».

В большинстве случаев с/х компании подключают ЕСХН, если есть такая возможность. Эта система дает ряд преференций при уплате налогов и других сборов. Ещё один плюс режима – упрощенная система работы с отчетностью по сравнению с ОСНО.

Отличия ЕСХН

Налог применяется хозяйствами, у которых доля от продаж с/х продукции составляет 70% и более. Иными словами, сельскохозяйственная деятельность является главной. Если фермеры работали на общей или упрощенной системе, то на единый с/х налог они могут перейти только со следующего года. При регистрации нового бизнеса желательно сразу выбрать упрощенку или ЕСХН. Для этого подается заявление на смену системы налогообложения.

Декларация при ЕСХН подается ежегодно в марте. В документе указывают данные по тратам и прибыли с учетом имеющихся у предприятия лимитов. Ставка по налогу – 6%. Выплаты осуществляются в два подхода: аванс, который вносится до 25 июля этого года, и фактический налог. Его нужно уплатить до 1 апреля года, следующего за отчетным. Просрочка платежа штрафуется, начисляется пеня. Также предусматриваются санкции за неуплату сборов, несвоевременную подачу декларации. В этих случаях штраф достигает 20% от общей суммы налога.

Специфика бухучета

Если фермерская компания работает на УСН или ЕСХН, то вносить в отчетность сводную информацию по имуществу не нужно. При общей системе бухгалтер формирует подобную ведомость для сдачи в ИФНС.

Для учета имущественных активов используют специальные бухгалтерские формы. В этих документах фиксируют информацию по материальным и нематериальным активам компании. В книги учета вносят данные о поголовье рабочего скота, животных на откорме, продукции.

Нематериальные активы (НМА) также учитываются. Стоимость НМА рассчитывается по той же методике, что и ОС. К таким активам относят инновационные разработки для сферы, селекционные патенты на виды сортов растений, авторские права, разрешения на эксплуатацию природных ресурсов. Нематериальные активы являются амортизационными расходами, период их действия зависит от срока ожидания дохода.

Бухгалтер также составляет кадровую отчетность по нанятым в штат специалистам. Сотрудников принимают на работу по Трудовому кодексу РФ. Для расчета зарплат, премий задействуют первичные бумаги – табель выработки, путевые листы, наряды на выполнение работ, реестры.

ИП и юрлица могут нанимать работников. В бухучет при этом вводится первичка по сотрудникам и их трудовой деятельности:

  • табели для фиксации рабочих смен, времени;
  • наряды на производство работ сдельного типа;
  • путевые листы на транспорт;
  • учетные ведомости и реестры;
  • документация для начисления и выдачи з/п.

Денежные средства, выплачиваемые сотрудникам, облагаются налогом. Фермерская компания имеет право удерживать взносы для оплаты в казну РФ.

Страховые выплаты

С зарплат уплачиваются страховые отчисления в пенсионный и внебюджетные фонды. Процент отчислений определяется по выбранному режиму уплаты сборов. Отчетность подается в ИФНС. Отчисления по случаям травматизма, профессиональным заболеваниям направляются в ФСС в виде сокращенного отчета.

Рассмотрим типы отчетности и место предоставления:

  • итоговый отчет подается в ФСС;
  • данные по отчислениям за травматизм и профессиональные недуги предоставляются в ФСС;
  • расчет РСВ-1 подается в ПФР;
  • отчет типа СЗВ-М предоставляется в пенсионный фонд каждый месяц.

Сегодня все отчеты принимаются налоговой службой поквартально.

Инвентаризация

Бухучет в сельскохозяйственных компаниях затрудняется постоянной циркуляцией активов, перерасчетом себестоимости продукции, естественной убылью имущества. Чтобы получить актуальные сведения о состоянии активов, проводят инвентаризацию. Список проверяемого имущества, частота проверок определяются фермером с учетом характера деятельности.

Обычно проверяют состояние:

  • имущественных активов в составе основных/оборотных средств;
  • скота в основном стаде и молодняке;
  • зерновых культур, семян для посева;
  • отчетности по сделкам с контрагентами;
  • других активов компании.

Инвентаризацию проводит специальная комиссия, которая утверждается руководством организации. Данные, полученные в процессе проверки, отмечаются в инвентаризационной описи.

Частые вопросы

  1. Какой статус будет у фермера после госрегистрации?

Компанию, работающую в с/х сфере, можно зарегистрировать как ИП или юрлицо. Статус присваивается сразу после госрегистрации бизнеса.

  1. Можно ли фермерской организации использовать упрощенную систему бухучета?

Да, компания может задействовать минимальный объем регистров при ведении налоговой и бухгалтерской отчетности.

  1. Нужно ли учитывать средства по кассовым операциям?

Фермерское хозяйство обязуется выполнять законодательные нормы. Если имеются кассовые расчеты, то эти операции нужно документировать.

  1. Если по итогам отчетного периода получился убыток, налагается ли штраф при ЕСХН?

Доходность или убыточность предприятия не влияет на обязательства налогоплательщика уплачивать авансовые и основные платежи в ИФНС. Если деньги не поступают, то налагается штраф (пеня).

Как создать фермерское хозяйство и получить государственную поддержку

Заниматься производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции могут любые ИП и организации. Однако для аграрного сектора предусмотрены специальные условия и особые формы хозяйствования. Как стать фермером, какое предприятие создать, чтобы получить субсидии на развитие, налоговые льготы, дешевые кредиты? Чтобы сделать осознанный выбор, надо обратить внимание на такие моменты, как:

  • способы организации крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ);
  • налогообложение, социальные платежи во внебюджетные фонды;
  • выгодные программы господдержки сельхозтоваропроизводителей.

Особенности КФХ: какую форму лучше выбрать

Сразу нужно отметить, что правовой статус КФХ отличается двойственностью. С 1990 года они создавались в форме юридических лиц, а с 1994 — как ИП без образования юрлица. В 2003 году был принят закон № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где оно определяется как семейно-родственное объединение граждан по соглашению. Однако с 2012 года такое добровольное образование вправе создать юридическое лицо — КФХ-ЮЛ.

Таким образом, сейчас официально существуют три разновидности фермерских хозяйств. Для их организации обязательно выполнение следующих условий:

  • занятие производством агропродукции, а также ее переработкой, хранением, перевозкой и реализацией;
  • личное участие в деятельности хозяйства, независимо от наличия (отсутствия) родственных отношений.

Чем они отличаются друг от друга?

ИП, зарегистрированный главой КФХ, и действующий единолично.

В соответствии с законом КФХ может организовать один человек. В этом случае он мало чем отличается от других предпринимателей, но приобретает преимущества своего особого статуса. Регистрация ИП проводится как обычно. Одновременно с подачей общего пакета требуемых документов заполняется сразу два заявления: N Р21001 и N Р21002 — на КФХ. Предприниматель может работать в хозяйстве один, или привлекать наемных работников как работодатель.

Читайте так же:
Субсидии на оплату коммунальных услуг одиноким пенсионерам

КФХ, основанное на соглашении (без образования юрлица).

Такое хозяйство создается как договорное объединение лиц, связанных семейными отношениями или родством. Посторонних граждан может быть не больше 5 человек. Имущество находится в общей совместной или долевой собственности, это прописывается в соглашении. Там же указывается избранный глава КФХ, который должен иметь статус ИП. Он совершает все сделки от имени хозяйства, является его официальным представителем во всех органах. Чтобы все участники были зарегистрированы как члены фермерского хозяйства, в ФНС представляется соглашение.

Тот, кто добровольно покидает хозяйство, теряет право на землю и орудия производства. Он получает только денежную компенсацию, соразмерную его части в общем имуществе, и в течение 2-х лет после выхода несет субсидиарную ответственность по общим долгам в пределах своей доли. Фактически, эта форма отличается от единоличного хозяйства более сложными имущественными взаимоотношениями, и необходимостью уплачивать страховые взносы за каждого участника.

КФХ как организационно-правовая форма юридического лица (ст.86.1 ГК).

В данном случае образуется коммерческая организация на основе членства — корпоративное юридическое лицо. Наличие родственных связей не является обязательным, но должны соблюдаться все остальные условия:

  • компания осуществляет деятельность в сфере с/хозяйства;
  • участником организации может быть только член КФХ;
  • каждый из партнеров должен внести имущественный вклад;
  • все партнеры обязаны принимать личное участие в работе.

Собственником имущества является КФХ. Однако в отличие, например, от ООО, законом предусмотрена субсидиарная ответственность его членов по обязательствам хозяйства, причем не ограниченная размером. Есть еще одна особенность. Коммерческая организация может участвовать в любых сделках, стать банкротом или ликвидироваться. Но для земельного участка действует правило: он может быть продан с публичных торгов только тому, кто будет и дальше использовать его для сельскохозяйственного производства.

Эти ограничения делают «юридическое лицо» неполноценным. КФХ-ЮЛ больше похоже на простое товарищество, однако в последнем все участники обладают статусом ИП. Единственный плюс — не обязательны родственные отношения. На практике это условие соблюдается только для старых организаций, образованных до 1994 года. Сейчас же сначала требуется создать КФХ по соглашению, после чего оно приобретает право зарегистрироваться как юридическое лицо. Такой фермерский бизнес имеет больше ограничений, чем обычное предпринимательство.

Правая проблема. В законе отсутствуют нормы, позволяющие принудительно исключить члена КФХ из участников, как это допускается для других коммерческих организаций. Поэтому избавиться от партнера, не выполняющего свои обязанности, или причинившего убытки хозяйству, невозможно. Он может выйти из фермерского хозяйства только по собственному желанию (ст. 1, № 74-ФЗ). Это касается как добровольного объединения по соглашению, так и юрлица.

Налогообложение сельхозтоваропроизводителей и льготы

Любое предприятие, занятое в агрокомплексе, включая фермерское хозяйство, имеет право перейти на ЕСХН — единый сельхозналог. Он уплачивается в размере 6% (доходы минус расходы), и дополнительно выгоден тем, что в состав расходов можно включать убытки вследствие гибели урожая. Такие плательщики освобождаются от налогов на прибыль, с доходов физических лиц (НДФЛ), на имущество, НДС. Льготы не распространяются на доходы, облагаемые по ставке 30% и таможенные товары. Однако КФХ вправе применять любую другую систему налогообложения: общую (ОСНО) или упрощенку (УСН), если считают ее более подходящей.

Что касается взносов на пенсии и медицинские страховки (ПФР, ФФОМС), то никаких исключений не допускается. Глава платит за себя, как ИП, и за членов крестьянско-фермерского хозяйства, хотя они такого статуса не имеют. Единственное послабление — фиксированная сумма независимо от размеров дохода. Так что, если соглашение подписали 5 человек, то сумма возрастает в 5 раз. За наемных работников все налоги и социальные отчисления уплачиваются как обычно в зависимости от размера зарплаты. Когда один из членов КФХ регистрируется как ИП, например, для занятия другим видом деятельности, глава хозяйства все равно должен заплатить за него страховые взносы.

Государственные субсидии на возмещение части затрат на оплату семян, электроэнергии, техники может получить не только фермер, но и обычный предприниматель, работающий на общей системе. Однако главы КФХ не уплачивают с них налоги, а ИП — облагаются по общей ставке 13% в части всех полученных доходов, включая материальную выгоду (Письмо Минфина N 03-04-05/34876 от 26.08.2013).

Участие в программах господдержки КФХ

В рамках «Госпрограммы развития сельского хозяйства … на 2013-2020 годы» действует

11 подпрограмм. Они предусматривают самые разные формы поддержки: льготное кредитование, покрытие убытков, расходов на оформление земли, покупку техники, газификацию, восстановление систем орошения и так далее. Их реализацией занимается Министерство сельского хозяйства, Ассоциация КФХ (АККОР). Подробную информацию можно найти на официальных сайтах.

В каждой области утверждается свой план мероприятий, разрабатываются своя целевая программа, которую утверждает Минсельхоз. Условия участия в конкурсах на получение грантов и субсидий публикуются на сайтах местных администраций. Претенденты должны представить бизнес-план развития хозяйства, отбор производится непосредственно в регионе (рис.1). Для примера рассмотрим три из них.

Рисунок 1. Статус участников целевых программ в 2012-2014 годах.

Рисунок 1. Статус участников целевых программ в 2012-2014 годах.

1 «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов»

В 2013 году в ней участвовали 76 регионов, на нее было выделено 2 млрд. рублей, гранты получили почти 3 000 фермеров. На 2015 год выделялась сумма 3,2 млрд. рублей, деньги получили 3500 начинающих предпринимателей, средний размер на одно хозяйство — 1,14 млн. рублей.

Рисунок 2. Распределение грантов по видам деятельности начинающим фермерам в 2014 году.

Рисунок 2. Распределение грантов по видам деятельности начинающим фермерам в 2014 году.

2 «Развитие семейных животноводческих ферм».

В этой подпрограмме принимают участие 70 субъектов федерации. На 1,5 млрд. рублей госбюджетных средств было построено и реконструировано 797 ферм. Конкурс на участие доходил до 30 заявок на место. В 2015 году было выделено 3,08 млрд. рублей, их получили 958 хозяйств. Средняя сумма гранта составила 4,35 млн. рублей на одну ферму.

Рисунок 3. Распределение субсидий на развитие семейных ферм в 2012-2014 годах.

Рисунок 3. Распределение субсидий на развитие семейных ферм в 2012-2014 годах.

3 «Поддержка малых форм хозяйствования».

По этой программе года субсидии выделяются не только КФХ, но и другим представителям агрокомплекса: предпринимателям, сельскохозяйственным кооперативам.

Деньги можно получить:

  • на строительство (реконструкцию, модернизацию) производственных зданий, цехов;
  • оборудование лабораторий для проведения ветеринарной экспертизы, контроля качества сельхозпродукции;
  • оснащение, модернизацию помещений для убоя скота, переработки, хранения мяса, рыбы, молока, овощей;
  • приобретение специального транспорта: вагонов, фургонов, прицепов для перевозки товара, в том числе по лизингу.
Читайте так же:
Одиноким пенсионерам субсидия по коммуналке 2000 руб

За 2015 год такую поддержку получили 88 сельхозкооперативов из 25 регионов на общую сумму около 1 млрд. рублей. Из них: 34 заняты пеработкой мясопродукции, 33 — молока и молочных продуктов, 21 — овощей и ягод.

Недавно в требования для отбора участников внесли изменения:

  • к получению гранта начинающему фермеру допускаются предприниматели с опытом всего 6 месяцев (за 3 года);
  • срок использования субсидий продлен до 18 месяцев (было 12), для животноводческих ферм — 24 месяца (было 18);
  • начинающий фермер через 3 года после полного освоения выделенных средств может получить деньги на семейную ферму;
  • запрещается выделение субсидии на развитие животноводства, если глава КФХ ранее был учредителем коммерческой организации;
  • для получения гранта должна отсутствовать просрочка по уплате страховых взносов, а также пеней и штрафов.

Выводы

Организовать фермерское хозяйство как бизнес можно в форме КФХ, если составить хороший бизнес план и проявить настойчивость, подавая заявки на участие в федеральных и региональных целевых программах. Также ничто не мешает заниматься сельским хозяйством, создав ООО или ИП. Особенно если рассчитывать на деньги частных инвесторов — при отсутствии ограничений в плане личного участия, семейственности, субсидиарной ответственности. Фермерам государство по закону оказывает поддержку, содействует их созданию и развитию. Напомним, что во всех остальных случаях — предпринимательство осуществляется на свой страх и риск.

Новость

В соответствии с Порядком предоставления грантов в форме субсидий из областного бюджета крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям на развитие семейных ферм, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 15.02.2017 № 131 (далее — Порядок, Гранты), департамент аграрной политики Воронежской области объявляет о проведении отбора для предоставления Грантов в 2021 году.
1. Прием заявок на участие в отборе осуществляется с 09:00 часов 27.07.2021 по 18:00 часов 26.08.2021.
2. Прием заявок осуществляется в департаменте аграрной политики Воронежской области (далее – Департамент).
Место нахождения: г. Воронеж, площадь Ленина, 12.
Почтовый адрес: 394018, г. Воронеж, площадь Ленина, 12.
Адрес электронной почты: agro@govvrn.ru.
3. Результатом предоставления Гранта является достижение показателей результата предоставления Гранта:
— количество проектов грантополучателей, реализуемых с помощью грантовой поддержки на развитие семейных ферм;
— прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной в отчетном году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, реализующими проекты с помощью грантовой поддержки на развитие семейных ферм за последние 5 лет (включая отчетный год), по отношению к предыдущему году.
Значения показателей результата предоставления Гранта для получателя Гранта устанавливаются Департаментом в соглашении о предоставлении Гранта, в соответствии с показателями, установленными в государственной программе Воронежской области «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка».
4. Информация о проведении отбора размещена в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» на официальной странице департамента в разделе Новости (ссылка: https://govvrn.ru/novosti/-/

/id/1120953).
5. Участник отбора на дату подачи заявки на участие в отборе должен соответствовать следующим требованиям:
1) у участника отбора должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в сумме, превышающей 10 тыс. рублей;
2) у участника отбора должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет Воронежской области субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Воронежской областью;
3) участники отбора — юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, деятельность участника отбора не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а участники отбора — индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
4) в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере участника отбора, являющегося юридическим лицом, об индивидуальном предпринимателе, являющемся участником отбора;
5) участник отбора не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
6) участник отбора не должен получать средства из бюджета Воронежской области на основании иных нормативных правовых актов Воронежской области на цели, установленные пунктом 3 Порядка;
7) крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является участник отбора, создано в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», годовой доход участника отбора – индивидуального предпринимателя, осуществляющего производство и переработку сельскохозяйственной продукции, за отчетный финансовый год составляет не более 120 млн рублей;
8) участник отбора зарегистрирован на сельской территории или на территории сельской агломерации Воронежской области;
9) участник отбора не привлекался к ответственности за несоблюдение запрета на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», в году, предшествующем году получения Гранта;
10) продолжительность деятельности участника отбора составляет более 12 месяцев со дня регистрации;
11) у участника отбора – крестьянского (фермерского) хозяйства число членов крестьянского (фермерского) хозяйства составляет 2 (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) главы крестьянского (фермерского) хозяйства;
12) участник отбора – индивидуальный предприниматель является сельскохозяйственным товаропроизводителем;
13) участник отбора ранее не являлся получателем грантов на поддержку начинающих фермеров, на развитие семейных ферм, гранта «Агростартап», либо со дня полного освоения ранее предоставленного гранта (в том числе гранта «Агростартап») прошло не менее 18 месяцев, при условии достижения плановых показателей деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя в полном объеме;
14) участник отбора имеет в собственности или пользовании на срок не менее срока окончания реализации проекта грантополучателя объекты для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, реконструкция, капитальный ремонт или модернизация которых планируется с использованием средств Гранта, за исключением случаев, когда указанные объекты планируется приобрести за счет средств Гранта.
Для получения Гранта участник отбора представляет в Департамент в срок, установленный Департаментом в объявлении о проведении отбора, заявку на участие в отборе по форме согласно приложению № 1 к Порядку (далее — заявка) с приложением документов, указанных в пункте 21 Порядка.
6. Участник отбора вправе в любое время отозвать поданную заявку, направив соответствующее обращение в Департамент.
Основанием для возврата заявки является поступление в течение срока проведения отбора от участника отбора в Департамент обращения об отзыве заявки. Отозванные участником отбора заявки возвращаются Департаментом в течение 2 рабочих дней со дня поступления соответствующего обращения в Департамент.
Участник отбора вправе в течение срока проведения отбора внести изменения в поданную заявку, направив уточненную заявку в Департамент.
Количество заявок, которое может подать участник отбора, не ограничено.
7. Департамент в день подачи заявки (уточненной заявки) регистрирует ее в электронном журнале (далее — журнал регистрации).
Ведение журнала регистрации обеспечивается посредством системы «Учет бюджетных средств, предоставленных СХТП в форме субсидий (1С:Предприятие)». По окончании года журнал регистрации распечатывается, нумеруется, прошнуровывается и скрепляется печатью Департамента.
Департамент рассматривает представленные документы на предмет их соответствия установленным в объявлении о проведении отбора требованиям и в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты регистрации заявки, принимает решение о допуске участника отбора к участию в конкурсном отборе либо об отказе в таком допуске.
Информация о результатах рассмотрения заявок с указанием участников отбора, допущенных к участию в конкурсном отборе, а также участников отбора, заявки которых были отклонены, с указанием причин отклонения, в том числе с указанием положений объявления о проведении конкурсного отбора, которым не соответствуют такие заявки, размещается в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» на странице Департамента.
Основаниями для отклонения заявки участника отбора на стадии рассмотрения и оценки заявок являются:
— несоответствие участника отбора требованиям, установленным в пунктах 5, 11 Порядка;
— несоответствие представленных участником отбора заявок и документов требованиям к заявкам участников отбора, установленным в объявлении о проведении отбора;
— недостоверность представленной участником отбора информации, в том числе информации о месте нахождения и адресе юридического лица;
— подача участником отбора заявки после даты, определенной для подачи заявок;
— несоблюдение участником отбора условий, предусмотренных пунктом 23 Порядка.
При отсутствии оснований для отклонения заявки, указанных в настоящем пункте, участник отбора считается допущенным к конкурсному отбору.
Критерии конкурсного отбора, балльной оценки проектов грантополучателей, представленных документов, порядок определения победителей конкурсного отбора, порядок принятия Конкурсной комиссией решения о предоставлении Грантов установлены приказом Департамент от 23.07.2021 № 60-01-10/107.
По результатам оценки проектов грантополучателей каждому участнику отбора присваивается порядковый номер и составляется итоговый рейтинг в порядке убывания суммарной балльной оценки.
Победителями конкурсного отбора признаются участники отбора, которым присуждено наибольшее количество баллов. Количество победителей определяется Конкурсной комиссией на основании итогового рейтинга в пределах лимитов бюджетных ассигнований на предоставление из бюджета Воронежской области Грантов в соответствии с бюджетной росписью расходов бюджета Воронежской области.
В случае если участник отбора, признанный победителем конкурсного отбора, отказывается от получения Гранта или от подписания Соглашения, высвободившиеся средства на основании решения Конкурсной комиссии направляются на предоставление Гранта Заявителю (Заявителям), следующему в итоговом рейтинге в очередности, соответствующей его балльной оценке, которому не был предоставлен Грант.
Результаты конкурсного отбора оформляются протоколом заседания Конкурсной комиссии в течение 5 рабочих дней со дня его проведения.
В протоколе заседания Конкурсной комиссии указываются:
— дата составления протокола;
— состав Конкурсной комиссии;
— сведения об участниках отбора, допущенных к участию в конкурсном отборе;
— сведения об участниках отбора, признанных победителями конкурсного отбора (рейтинговый список);
— размер Гранта, предоставляемого конкретному победителю конкурсного отбора.
Информация о результатах рассмотрения заявок, размещаемая на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (далее – Единый портал), а также на странице Департамента в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня проведения заседания Конкурсной комиссии, включает следующие сведения:
— дата, время и место оценки заявок;
— информация о Заявителях, заявки которых были рассмотрены;
— информацию о Заявителях, заявки которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений объявления о проведении отбора, которым не соответствуют такие заявки;
— последовательность оценки заявок, присвоенные заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок, принятое на основании результатов оценки указанных заявок решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;
— наименования получателей Грантов, с которыми заключаются Соглашения, и размер предоставляемого Гранта каждому получателю Гранта.
Информация для размещения результатов рассмотрения заявок направляется Департаментом в срок не позднее 5 дней со дня принятия решения по результатам рассмотрения заявок в департамент финансов Воронежской области для предоставления ее в Министерство финансов Российской Федерации для размещения на Едином портале.
Информация о результатах рассмотрения заявок в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» на странице Департамента размещается Департаментом.
Основаниями для отказа победителю конкурсного отбора в предоставлении Гранта являются:
— несоблюдение целей и условий предоставления Грантов, установленных Порядком;
— установление факта недостоверности информации, представленной победителем отбора;
— отказ победителя отбора от заключения Соглашения;
— уклонение победителя отбора от заключения Соглашения в сроки, установленные пунктом 30 Порядка;
— отсутствие лимитов бюджетных обязательств на предоставление Гранта.
8. Участник отбора в период срока подачи заявок вправе обратиться в Департамент с письменным заявлением о разъяснении положений объявления о проведении отбора. Департамент направляет письменные разъяснения такому участнику отбора в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления о разъяснении положений объявления о проведении отбора.
9. В срок не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения результатов конкурсного отбора Департамент заключает Соглашение с получателем Гранта в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, с соблюдением требований о защите государственной тайны в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».
10. В случае незаключения Соглашения в установленный абзацем первым пункта 30 Порядка срок по вине победителя отбора, победитель отбора признается уклонившимся от заключения Соглашения.
11. Результаты отбора размещаются на Едином портале, а также в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» на странице Департамента в срок не позднее 15.09.2021.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Субсидии сельхозпроизводителям в 2022 году
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector