Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Законно ли теперь ставить шлагбаум на территории СНТ

Законно ли теперь ставить шлагбаум на территории СНТ

Для установки шлагбаума на территорию СНТ необходимо получить множество разрешений и согласований. С 01 января 2021 года шлагбаумы, раздвижные ворота, мешающие въезду пожарной техники, оказались вне закона. Отныне все ограничители движения должны незамедлительно открываться при подъезде пожарной и аварийной техники.

шлагбаум

Что делать, если требуется срочная помощь человеку или проезд пожарной техники, а с воротами проблема? С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации". Согласно этому документу шлагбаумы придется поставить на постоянное визуальное регулирование. Шлагбаумы, блокираторы, ворота, которые открываются с индивидуального чипа, придется демонтировать или снабжать некой экстренной кнопкой. Те шлагбаумы, которые открывает диспетчер при нажатии кнопки, под ограничения не попадают.

Вопросы установки и эксплуатации шлагбаума оговорены в пункте 71 Постановления.

Приведем текст Постановления п71. Правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Запрещается использовать для стоянки автомобилей на территории населенных пунктов, предприятий и организаций площадки для пожарной техники, включая разворотные, предназначенные для ее установки, в том числе для забора воды, подачи средств тушения, доступа пожарных на объект защиты.

Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.

Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники.

Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

Законно ли ставить шлагбаум в СНТ?

Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п.5 устанавливает, что в СНТ на общем собрании можно принять решение об установке шлагбаума, утвердить смету на установку и размер целевых взносов на обслуживание имущества с соблюдением требований противопожарной безопасности. Удаленная диспетчеризация шлагбаума и ворота без охраны, открывающиеся с пульта отвечают требованиям ПП РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, если предусмотрено их беспрепятственное открывание для пожарной и иной служебной техники.

Если общее собрание не проводилось и соответствующего протокола с решением об установке шлагбаума нет, установка шлагбаума считается незаконной. Любой член СНТ вправе подать иск в суд на основании ст.304 ГК РФ «Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения». СНТ оплатит штраф, незаконный шлагбаум подлежит сносу.

Имеет ли председатель ограничивать функцию открывания ворот должникам СНТ?

Нет. ФЗ-217 запрещает препятствовать проезду к индивидуальным участкам: «Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе использовать земельные участки общего назначения в границах такой территории для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам.» Также Статья 9 закона Московской области от 29.11.2005г. №249/2005-ОЗ «Об обеспечении чистоты порядка на территории Московской области» и пункт 11 ст.56 закона Московской области №191/2014 от 30.12.2014г. «О благоустройстве в Московской области» запрещает самовольную установку хозяйственных и вспомогательных построек и ограждений на территории муниципальных образований Московской области.

Препятствуя проезду, СНТ нарушает права владельца участка на свободное пользование в полной мере своим имуществом (ст.209 ГК РФ, Конституция РФ). Шлагбаумы на внутренних проездах и территории общего пользования могут быть установлены только решением общего собрания.

Какая ответственность лежит на председателе СНТ в случае незаконной установки шлагбаума

За нарушение правил противопожарной безопасности по обеспечению проезда предусмотрена административная ответственность п.8 ст.20.4 КоАП РФ — нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. В данном случае предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей, на должностных лиц — от 7 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц — от 120 000 до 150 000 рублей. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.4 КоАП РФ, рассматривают органы Федерального государственного пожарного надзора.

Проверять шлагбаумы на возможность беспрепятственного въезда будут пожарные инспекторы. Если шлагбаум не будут автоматически открываться при подъезде пожарной техники, правонарушителей будут привлекать к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Закон предусматривает вынесение предупреждения за совершение данного правонарушения.

Если шлагбаум не помешал проезду спецтехники, но нарушил конституционные права граждан, размер иска определяет гражданский суд.

Дороги в поселке: оформление прав

Вариантов оформления земли, занятой дорогами, инженерными коммуникациями и другими объектами общего пользования, в коттеджном поселке три. Первый: дороги в собственности государства — Российской Федерации, которая уполномочила муниципалитет управлять и распоряжаться ими. Второй: земля под дорогами и инженерными сетями принадлежат собственникам индивидуальных домовладений (членам дачного партнерства, садоводства, кооператива) в долях или совместно. И третий: земля оформлена в собственность третьих лиц (физических или юридических, в том числе застройщика поселка, управляющей компании или ДНП, СНТ и пр.).

«Пусть они позаботятся»

По мнению Дмитрия Майорова, генерального директора компании «Русь: Новые Территории», первые два варианта плохие. Если земля, на которой проложены дороги и сети, в собственности государства, то именно оно — в лице муниципальных властей — отвечает за уборку, ремонт и содержание дорог и сетей. Поэтому муниципалитеты не стремятся принимать на баланс такие участки, хотя обязаны это сделать, например, при ликвидации юрлица, ранее владевшего землей. После этого участки попадают в раздел выморочного имущества и должны быть оформлены в госсобственность.
Передача муниципалитету земли под дорогами и сетями, кроме обязанности по уходу и содержанию, влечет и другие последствия, объясняет Дмитрий Майоров. Во-первых, эта земля должна быть общедоступной. Контроль въезда, шлагбаумы и ограждение поселка становятся незаконными. Во-вторых, если муниципалитет не ремонтирует дорогу, жители поселка за свой счет это сделать уже не смогут. Эта обязанность лежит исключительно на госсобственнике, по закону он должен выбрать подрядчика на конкурсной основе, профинансировать эти работы из бюджета, и никак иначе. Если домовладелец заделает яму в асфальте перед своим домом, конечно, его не обязательно привлекут к ответственности, как не штрафуют каждого нарушившего ПДД. Но знать, что это незаконно, стоит.
И третье, самое неприятное для жителей коттеджного поселка, последствие: собственник земли вправе перенести, реконструировать или иначе распорядиться дорогами и сетями.
Преимущество передачи земли с дорогами и сетями в собственность государства — единственное: освобождение от уплаты земельного налога. Но и оно, отмечает Дмитрий Майоров, сомнительно: для участков в частной собственности под дорогами и сетями можно установить кадастровую стоимость в размере один рубль.

Читайте так же:
Трудовое законодательство практика студент

Доля дорожная

Второй вариант, когда участками с дорогами и сетями владеют в долях (или совместно) жители коттеджного поселка, по мнению Дмитрия Майорова, тоже плох: как показывает практика, сособственникам редко удается договориться и любой вопрос о расходах на ремонт и содержание общего имущества становится яблоком раздора.
Отдельный клубок проблем связан с переходом этой доли в общем имуществе при продаже домовладения в поселке. Как быть, если покупатель откажется приобретать долю в собственности на дорогу? Или продавец домовладения — продавать свой кусочек дороги? Как оформлять отказ от преимущественного права выкупа сособственников?
Долевое или совместное владение дорогами и инфраструктурой в коттеджных поселках используется, но реже, чем оформление территорий общего пользования в собственность третьих лиц. По мнению юриста, руководителя юротдела «Русского Фонда Недвижимости» Максима Финионова, несмотря на все сложности при переходе прав, владение долей в собственности на землю под дорогами и сетями дает владельцу больше возможностей по защите своего права на проход/проезд и пользование сетями.

В третьем лице

Третий вариант, окруженный мифами и страшилками, — оставление земельных участков, предназначенных для дорог, в собственности третьих лиц: девелоперской, аффилированной с ней управляющей компании, ДНП или частных лиц. Собственник дороги в таком случае вправе ограничивать
и устанавливать плату за частичное пользование земельным участком, по которому проложены сети или дорога. Это и становится «заботой» частных владельцев участков. Обеспечение беспрепятственного прохода и проезда владельцев к наделам зависит от собственника дороги, а отсюда возникают вопросы в разумности платы за пользование дорогой, а также различные спекуляции, связанные с ограничением права проезда для решения других вопросов (оплаты задолженности по коммунальным платежам и пр.).
На участках в составе населенных пунктов, то есть предназначенных под ИЖС, подобные проблемы редки, поясняет Максим Финионов.
В ДНП, в качестве которых функционирует большинство коттеджных поселков, случается, что правление или УК завышают плату, а затем закрывают доступ, например, задолжавшим за охрану, вывоз мусора, ремонт или другие услуги в поселке.
При этом обязательство по обеспечению прохода/проезда может быть установлено или по соглашению с собственником, или в судебном порядке. Оба варианта означают установление платы за частичное пользование участком, но плата не должна быть большой, говорит Максим Финионов. Судебная практика по восстановлению права прохода/проезда владельца к своему участку уже сложилась. И тех, кто препятствовал реализации этого законного права, еще и обязывали компенсировать ущерб.
По-хорошему, осуществляя размежевание земельного массива на индивидуальные участки и их кадастровый учет, добросовестный собственник вновь образованной дороги должен заявить при постановке на кадастровый учет дороги о назначении земли, предназначенной под нее. То есть, говоря юридическим языком, установить сервитут — право беспрепятственного проезда/прохода по дороге. И тогда это отразится в кадастровом паспорте «дорожных» участков и в публичной кадастровой карте. Установление сервитута, то есть ограничения, обязывающего собственника обеспечить беспрепятственный проход и проезд по своему участку, — действенный способ защиты прав дачников и садоводов, считает главный юрист «Русского Фонда Недвижимости». Это самый прозрачный для покупателя вариант, когда в публичной кадастровой карте отражена предъявляемая застройщиком поселка планировка территории с землеотводами под дороги, скважину и электроподстанцию и указано назначение этих наделов. Портал Росреестра (pkk5.rosreestr.ru) дает возможность быстро провести исчерпывающую проверку.
В последние годы кадастровый учет изменился, и есть прецеденты, когда кадастровый паспорт на участок получен, даже если к нему нет прохода/проезда, то есть вопрос с дорогой не решен. Максим Финионов рекомендует проверять подъезд перед покупкой земли, иначе придется отстаивать свои права через суд.
Ни прокуратура, ни милиция в подобные конфликты не вмешиваются, добавляет Дмитрий Майоров: это спор о соблюдении гражданских прав, поэтому его должен решать суд.

Максим Финионов, руководитель юридического отдела компании «Русский Фонд Недвижимости»

В старых садоводствах земля под дорогами была или в аренде, или в собственности СНТ. Затем садоводам разрешили приватизировать эти участки в долях или в совместную собственность. Покупателю домовладения или участка в таком садоводстве надо требовать оформления доли в собственности.
Но и без этого ограничение права прохода/проезда и различные спекуляции этим (для взыскания долгов по эксплуатационным платежам, платы за содержание общего имущества) будет незаконным: по закону собственник участка имеет право проходить и проезжать к нему.
Для тех, кто это право ограничивает, судебное разбирательство чревато не только принуждением разрешить частичное пользование участком, но и взысканием ущерба в пользу того, чье законное право ограничивалось.
Совет покупателям участков: если в публичной кадастровой карте данных о назначении участков под дорогами нет, проверяйте документы на землю под дорогами у продавца. Для этого лучше привлечь специалиста по земельному праву. Схему планировки территории поселка можно проверить в отделе архитектуры и градостроительства в районной администрации.

Проверка документов

Схему планировки территории поселка, на которой разграничены частные наделы и участки общего пользования, утверждает местный орган власти. Она называется «Проект организации и застройки ДНП», объясняет Дмитрий Майоров, по сути, это проект планировки территории. На схеме обозначены проходы/проезды ко всем участкам, и построить на них, например, дом, нельзя. До утверждения схемы планировки территории риски покупателей участков повышаются многократно. Если застройщик предлагает «сырой», не готовый продукт, значит, он не выполняет свою работу, за которую хочет получить деньги с покупателей, считает Дмит­рий Майоров.
При покупке домовладения в коттеджном поселке в договоре с девелопером (собственником) должно быть прописано, как будет в дальнейшем организована жизнь, кому будут принадлежать сети, дороги, спортплощадки и прочее и какие обязательства по содержанию этого имущества берет на себя покупатель.
Защитой от завышенной платы может служить репутация девелопера и ситуация в построенных и управляемых им поселках.

Читайте так же:
Федеральный закон снт платежи 2022

Земля общего пользования между соседями

Еще вчера вы беспрепятственно проезжали по проселочной дороге к дому, а сегодня на ней стоит забор. Вы не можете попасть на свой участок и не знаете, что делать. Сосед категорически отказывается открыть проезд. Страшная ситуация, не правда ли? Однако с подобными проблемами сталкиваются до 2% жителей территорий частной застройки. Рассмотрим, что является землей общего пользования между соседями и как бороться с ее захватом.

Что относится к землям общего пользования

На территориях, на которых расположена частная застройка, существует несколько вариантов земель:

  • государственная (муниципальная);
  • частная;
  • общего пользования.

Земля общего пользования необходима для того, чтобы собственника (арендаторы, пользователи) земельный участков могли беспрепятственно использовать свои земли.

На территориях частой застройки и садовых (огороднических) участках к землям общего пользования относятся:

  • дороги всех видов;
  • территории, на которых расположены объекты социально-культурной направленности (парки, скверы);
  • участки, предназначенные для удовлетворения нужд жителей (общий колодец).

Что делать, если сосед поставил забор

Популярной ситуацией является установка забора на территории общего пользования. Не всегда такая ситуация нарушает права соседей. Но факт нарушения засчитывается вне зависимости от того, были ли нарушены права соседей.

Пример. Василина разбила палисадник рядом со своим участком. Она оградила его и свою землю общим забором. Хотя ограждение не мешало другим соседям, сотрудники администрации при проверке вынесли штраф за нарушение границ. Женщина пыталась оспорить протокол об административном нарушении в суде. Однако суд подтвердил полномочия сотрудников муниципалитета.

Таким образом, возведение забора на территории общего пользования является нарушением законодательства. Это считается захватом земель муниципалитета. Так как все земли общего пользования, по умолчанию, относятся к муниципальной собственности.

В случае, если такие действия соседей привели к нарушению прав других жильцов, гражданин имеет право инициировать проверку уполномоченных органов. При выявлении факта нарушения виновник будет привлечен к ответственности.

В случае если виновник не устранит нарушение в срок, то штраф будет выписан повторно.

Что делать, если сосед перегородил дорогу

Дороги относятся к землям общего пользования. Причем речь идет не только о крупных дорогах. Землями общего пользования считаются пешеходные дорожки, межи, тропинки. Захват таких земель также запрещен законом.

Захват дорог может препятствовать проезду других соседей к своему участку, проезду спецтехники. Данный вопрос особенно актуален для крупногабаритной техники (пожарная машина, трактор).

В соответствии Гражданским кодексом, граждане должны осуществлять свои права, не нарушая прав других соседей. Поэтому строго запрещается перекрывать единственную дорогу к участку, захламлять ее мусором или перегораживать забором.

Что делать, если сосед присвоил землю общего пользования

Однако запрет зачастую не мешает гражданам присваивать землю общего пользования. При просмотре судебной практики можно встретить массу конфликтов, которые основываются на незаконном использовании общих земель.

Для решения проблемы в правовом поле необходимо следовать следующему алгоритма:

  1. Найти собственника земли.
  2. Оформить обращение к владельцу земель.
  3. Обратиться в Росреестр для привлечения виновника к ответственности.
  4. Обратиться в суд.

Считается, что в подлобной ситуации можно взыскать с виновника моральный вред. На практике подобное практически невозможно. Доказать нравственные страдания от перекрытой территории будет непросто.

Находим собственника земли

В первую очередь необходимо подтвердить, что сосед не является законным владельцем данного участка. Возможно межевые границы его надела установлены таким образом, что спорный участок относится к его собственности.

Кроме того, гражданин вполне имел право заключить с районной администрацией договор аренды и взять недостающую часть надела в аренду на 49 лет. Поэтому не исключено, что он использует его на законных основаниях.

Для выяснения личности собственника необходимо:

  1. Получить выписку из ЕГРН.
  2. Сверить информацию по плану застройки (генеральный план застройки можно посмотреть в местной администрации).

Если участок не постановлен на кадастровый учет, а также на него не распространяются права аренды и пользования, то владельцем является местная администрация. В таком случае захват носит фактический характер.

Устранить его можно обращением к собственнику.

Обращаемся к собственнику

После получения документов о фактическом захвате земельного надела, необходимо обратиться к его владельцу. Например, дорога может быть в собственности:

  • ТСЖ;
  • местной администрации;
  • в общей долевой собственности ТЖС.

Информация о захвате оформляется в письменной форме на имя руководителя ТЖС или главы органа местного самоуправления. После чего, они должны принять меры по привлечению виновника к ответственности за незаконный захват земли.

Обращаемся в Росреестр

Если собственник отказывается или не спешит привлекать виновных к ответственности, инициировать вынесение административного наказания могут и граждане. Для этого необходимо обратиться в территориальный отдел Росреестра и сообщить о самовольном захвате земель.

Росреестр – является государственным органом, который уполномочен самостоятельно привлекать к административной ответственности захватчиков земель.

Важно! Обращение в отдел полиции по вопросам, связанным с незаконным захватом земель, не принесет результат. Полиция не уполномочена на возбуждение административного дела по данным вопросам.

Обращаемся в суд

В ряде случаев возможен юридический захват земли. Это незаконное оформление прав на общую землю.

Например, на данном участке располагается единственный подъезд к наделу соседа, а виновник оформил межевания или выкупил землю у ТСЖ. В таком случае спор может быть разрешен только в суде.

Гражданин, права которого нарушены, имеет право подать заявление о прекращении права собственности, внесении изменений в ЕГРН и устранении препятствий в пользовании участком.

При обращении в суд необходимо доказать следующие моменты:

  • земля относится к территории общего пользования (землеустроительная экспертиза, анализ кадастровых планов участков и генеральных планов строительства);
  • фактические границы не соответствуют официальным (землеустроительная экспертиза).

Заявитель должен установить в иске следующие требования:

  • установить границы земельных участков; ;
  • признать сделку недействительной (если права на участок возникли на основании выкупа общей земли у ТЖС);
  • демонтировать забор (при наличии ограждения).

Ответственность на незаконный захват земель

К незаконному захвату земель относится:

  • перенос забора за пределы границ его участка;
  • расширение пахотной территории;
  • незаконная постройка за пределами межевых границ участка.

В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ, к нарушителю применяются следующие меры ответственности:

  • для физических лиц – от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости участка (не менее 5 000 р.);
  • для должностных лиц – от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости участка (не менее 20 000 р.);
  • для юридических лиц – от 2 до 3% от кадастровой стоимости участка (не менее 100 000 р.)

Если кадастровая стоимость участка не установлена, то величина штрафа рассчитывается иначе.

№ п/пСтатус нарушителяВеличина штрафа
1Для физических лицот 5 000 р. до 10 000 р.
2Для должностных лицот 20 000 р. до 50 000 р.
3Для юридических лицот 100 000 р. до 200 000 р.

Точная величина штрафа выносится по решению административной комиссии. Однако сумма не может быть меньше минимального размера штрафа, установленного законом.

Споры между соседями относятся к нервным и не простым. Чтобы избежать личного негатива, целесообразно привлечь к разбирательству юриста. Специалист освободит вас от участив в процессе, сам подготовит иск и соберет документы. Просто опишите ситуацию дежурному юристу, и он предложит юридическую помощь.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Земли общего пользования: что это, как используют, ответственность за «самозахват»

Земли общего пользования: что это, как используют, ответственность за «самозахват»

На территории каждого населенного пункта имеется отдельная категория участков, которые в дальнейшем могут использоваться по целевому назначению. К одной из таких и относят земли общего пользования. В сегодняшней статье рассмотрим, что это такое и какое их назначение, а также правила относительно личного пользования этой категорией.

Что такое земли общего пользования

Земли общего пользования — это специальные участки, которые используются для различных целей. В основном на таких территориях обустраивают автомобильные дороги, площади, улицы, проезды, набережные и прочие объекты, несущие культурное значение для населенного пункта.

Если эти территории находятся в публичной собственности, то пользоваться ими может каждый человек без исключения. Также время нахождения на таких землях не ограничивается законодательством. Подобные участки принято делить специальными красными межами на плане, чтобы отделить их от других участков до тех пор, пока не будут установлены точные границы территории на законодательном уровне.

Для земельных участков общего пользования не предусмотрено оформление собственности, так как они не подлежат приватизации. Также их не принято брать или давать в аренду на торгах. Распоряжаться такими землями могут органы государственной или федеральной власти для различных субъектов государства. Среди таких участков может находится и для общего пользования уличная сеть.

На заметку! Если определенная часть участка располагается в пределах территории земель, принадлежащих государству и эта часть нужна для строительства автомобильной дороги или другого объекта, то ее выделяют для этой цели.

Выдержка из законодательства

Управление вопросами и их регулирование осуществляется двумя ключевыми актами нормативного характера. Самым важным из них является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а второстепенным в этом плане выступает Земельный Кодекс.

Отмечают, что именно эти нормативные акты помогают решать вопросы, касающиеся эксплуатации участков и прочих категорий земель общего пользования (ЗОП), принадлежащих к конкретному населенному пункту. Сам Земельный Кодекс контролирует ситуацию по соблюдению правил эксплуатации выделенной земли.

Понятие земель общего пользования относят к двум сторонам правоотношений и при возникновении споров между нормативно-правовыми актами приоритетной является федеральная, а не региональная сфера.

Особенности использования земель общего пользования

Как уже уточняли выше, земли общего пользования можно предоставить в аренду или безвозмездное пользование без последующей приватизации. Но возможно и отклонение от этого законодательства в том случае, если в пределах участка построено капитальное строение, и оно уже было оформлено в собственность путем приватизации или любым способом. Тогда земли общего пользования находится в собственности.

При таких обстоятельствах часто в судебном порядке принимается решение о предоставлении возможности взять в собственность и участок, прилагающийся к строению на фундаменте.

На заметку! Зачастую свободные участки, находящиеся в реестре населенного пункта, выдают в аренду тем лицам, в собственности которых имеется строение, возведенное на них.

Бывают случаи, когда собственник здания, которое построено на территории, принадлежащей к категории общего пользования, берет в аренду прилегающий участок, о чем составляется договор соответствующего образца. При этом возможность выкупа такой территории у собственника строения отсутствует. Если же в договоре аренды присутствует пункт, подтверждающий возможность дальнейшего выкупа участка, тогда такое соглашение можно считать незаконным.

При заключении договора аренды земель общего пользования одной из сторон правоотношений является юридическое лицо. Этот процесс представляет собой взаимодействие человека с государством. Если результатом такого взаимодействия является безвозмездное бессрочное пользование участками из государственного местного реестра, то пользователю могут разрешить построить стационарное сооружение на этом участке.

Возведенное здание, как следствие оформляется в собственность с соблюдением всех тонкостей закона, при этом участок числится за владельцем сооружения. Такое здание может подвергаться любым юридическим процедурам: продаже, дарению, аренде. Соответственно, земельный участок общего пользования, находящийся под ним, переходит к новому временному или постоянному владельцу. С гражданской точки зрения такой процесс называют переуступкой права аренды.

Предназначение территорий общего пользования и последовательность возведения зданий на них

Разобравшись, что такое ЗОП, можно определить цели их использования, которые обозначают органы местной власти. Например, это могут быть участки с утвержденными границами, на которых устроены парковки, детские или спортивные площадки, места для выгула животных. Для таких территорий не предусматривается сооружение объектов градостроительства: жилой недвижимости, школ, детских садов, различных зданий с арендой под офисы.

Договор аренды по отношению к землям общего пользования в пределах территории населенного пункта осуществляется без проведения специальных торгов. Подобные ситуации разрешают предоставление в пользование участков юридическим лицам, если:

  • Президентом или местной властью издан указ о том, что на заявленной территории необходимо возвести объект социально-культурного или образовательного значения, а также зданий, которые необходимы для реализации проектов и инвестиций.
  • Пришло распоряжение от высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для тех же целей, что и в предыдущем пункте.
  • Юридическое лицо взяло на себя ответственность за завершение или продолжение строительства на выделенном участке. Например, это могут быть многоэтажные дома, в которых жильцы уже вложили свои деньги на покупку квартиры, но и права по той или иной причине были нарушены.
  • Будет проведено исполнение международных обязательств РФ, которые предполагают проектирование и последующее размещение объектов, обеспечивающих водо-, газо-, теплоснабжение.
  • На таком участке общего пользования находится строение, которое на момент предоставления земли находится в собственности юридического лица.

Существует еще дополнительный ряд случаев, которые регулируются в соответствии со статьей 39,6 ЗК РФ.

Размещение торговых павильонов на землях общего пользования

Для размещения торговых точек, павильонов и центров в пределах границ участков общего пользования, руководствуются статьей 10 Федерального законодательства от 28.12.2009 № 381-ФЗ. В ней прописывается, что использование допускается для таких целей.

Установку торговых точек в обозначенных пределах проводят для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие территории и достичь минимальной обеспеченности населения торговыми объектами.

Порядок внедрения объектов осуществляется только под управлением действующего правительства РФ. Схему построения разрабатывают, при необходимости изменяют, а затем утверждают только органы местного самоуправления.

В предложенной схеме обязательно предусматривают минимум 60% нестационарных построек торгового назначения, которые могут принадлежать малому или среднему бизнесу от общего количества заявленных объектов.

Видео описание

Жизнь в СНТ, плюсы и минусы.

На заметку! Изменения в схеме публикуют официально, используя муниципальные правовые акты, дополнительно размещают на официальных сайтах органов исполнительной власти выделенного субъекта РФ и органа местного самоуправления через Интернет.

Налогообложение

Налогообложение земель общего пользования проводится по ниже перечисленным правилам:

  • Когда участок передан в аренду юридическому или физическому лицу, при этом на нем отсутствуют капитальные строения, оформленные в качестве собственного недвижимого имущества, тогда он облагается налогами в обязательном порядке. Иногда этот налог изменяют на арендный платеж или наоборот.
  • Если заявленный участок не принадлежит ни одному из пользователей по закону (на нем нет строения), например, если это часть проезжей части. Тогда земельный налог трансформируется в транспортный и его сумма разделяется пропорционально между всеми пользователями конкретным участком автодороги.
  • На случай, когда такие участки находятся в объединении садоводческого некоммерческого типа, тогда налог оплачивает каждый участник самостоятельно.

Условия налогообложения могут меняться в зависимости от того, какая деятельность развивается на том или ином участке.

Незаконное использование и ответственность за него

Согласно данным из гражданского кодекса Российской Федерации, земли общего пользования — это такие участки, к которым открыт доступ всем без ограничений. Если по какой-то причине физическое лицо не может попасть на эту территорию и за вход на нее даже просят оплату, тогда такая операция является незаконной и называется «самозахват». За него предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 70.5 КоАП. За самовольность предусмотрены штрафы, размер которых установлен на законодательном уровне:

  • гражданам — 1-1,5% от кадастровой цены за участок (не менее 5 тысяч рублей);
  • должностным лицам — 1,5-2% кадастровой стоимости (не менее 20 тысяч рублей);
  • юридическим лицам — 2-3% кадастровой цены за участок (минимум 100 тысяч рублей).

В случае, если лицо сделало незаконный захват территории и ведет на ней предпринимательскую деятельность, которая не переведена в статус юридического лица, оно все равно будет нести ответственность, как юридическое.

Размер штрафа исчисляется в зависимости от площади самозахваченной территории, что в результате привело к ограничению проезда или прохода. Также взыскание может быть назначено в случае, если по отношению к участкам общего пользования был причинён вред, например, насаждениям, присутствующим на них.

Земли СНТ и нюансы их оформления

Земли общего пользования в СНТ — участки садоводческо-некоммерческого товарищества. Такие объединения предлагают людям участок определенной площади под организацию сада или огорода.

Обычно эти земли общего пользования находятся на отдельной территории, преимущественно за городом или поселком. Количество смежных наделов может быть различным и при передаче их в пользование физическому лицу разрешается использовать на нем любые ресурсы. Например, обустроить индивидуальную скважину и пользоваться ею.

Землю общего пользования в товариществе можно переоформить под собственность, но законодательство не обязует граждан проводить такую процедуру. Участок разрешается поставить на кадастровый учет для этого в регистрирующий орган землепользователь предоставляет пакет документов:

  • схема расположения в соответствии с проведенным межеванием;
  • подтверждение правомерности использования выделенной земли (соответствующий разрешающий документ);
  • учредительная документация товарищества.

Все предоставленные документы передаются в орган местного самоуправления. В законодательстве прописывают, что приватизировать земли общего пользования СНТ можно только в том случае, если для них сохраняется доступ без ограничений.

Видео описание

Оформление земель общего пользования.

Заключение

Земельные участки общего пользования всегда остаются в собственности государства, кроме случаев, когда на них выстроены капитальные строения надлежащего качества, а не те, что принадлежат сносу и находятся в аварийном состоянии.

Регулирование дорожного движения на придомовой территории: как сделать безопасно и удобно?

В зависимости от дома от 30% до 80% жителей имеют собственные транспортные средства, которые паркуются на придомовой территории. Помимо нехватки мест для стоянки, общей проблемой также является необходимость регулирования дорожного движения внутри двора многоквартирного дома.

Общие требования к организации дорожного движения на придомовой территории

Правила дорожного движения утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (далее – ПДД). В соответствии с ними дворы и жилые массивы относятся к прилегающей территории, т.е. территории, непосредственно прилегающей к дороге и не предназначенной для сквозного движения транспортных средств.

При этом выезды с прилегающих территорий не считаются перекрестками. Кроме того, есть требование по ограничении скорости (не более 20 км/ч.) (п. 10.2) и требование уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам (при выезде на дорогу с прилегающей территории), либо пешеходам и велосипедистам при съезде с дороги (п. 8.3).

В ПДД также есть норма о том, что на придомовой территории запрещаются:
— сквозное движение механических транспортных средств;
— учебная езда;
— стоянка с работающим двигателем;
— стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т (п. 17.2).

Механизм организации дорожного движения на придомовой территории

Действующим законодательством в области ПДД не урегулированы вопросы организации дорожного движения на придомовой территории, которая несмотря на статус общего имущества по своей природе является частной собственностью.

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом и они вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ).

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им (пп. 2 п. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Таким образом, с учетом прямой установленной в законе компетенции собственники вправе принять решение об утверждении проекта организации дорожного движения на придомовой территории. Такой проект может включать решения:
— о варианте дорожного движения (например, движение по кругу или въезд с одной стороны, а выезд – с другой);
— о нанесении дорожной разметки (например, для оптимизации парковочного пространства);
— об установке полусфер, ограничителей парковки (которые, например, будут блокировать парковку напротив места сбора ТКО);
— об установке шлагбаума (группы шлагбаумов) или раздвижных/распашных ворот (группы ворот);
— об установке знаков дорожного движения или их муляжей;
— об установке «лежачих полицейских» (искусственных неровностей);
— о выделении парковочных мест для инвалидов.

Совокупность данных решений способна оптимизировать и организовать дорожное движение на придомовой территории, повысить уровень комфорта и благоустройства. Кроме того, утверждение на общем собрании собственников проекта организации дорожного движения с конкретными описаниями предлагаемых решений – способно снять споры и урегулировать конфликты между соседями в будущем.

Возможность установки дорожных знаков на придомовой территории

Действующим законодательством не урегулированы вопросы установки дорожных знаков на придомовой территории. Дорожные знаки и разметка в законе поименованы как «технические средства организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения» (пп. 10 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации» (далее – Закон № 443).

Вопросы установки, замены, демонтажа и содержания технических средств организации дорожного движения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления в области организации дорожного движения, но только в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения (пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона № 443).

Таким образом, местные власти не смогут официально согласовать установку дорожных знаков на придомовой территории. Но поскольку местные власти не являются собственниками земельных участков, которые являются общим имуществом, сами собственники вправе принять самостоятельные решения об установке дорожных знаков и организации дорожного движения.

Данную рекомендацию не нужно понимать буквально, однако существующая практика установки знаков во дворах домов идет по двум путям:
— либо по инициативе жителей устанавливаются знаки дорожного движения, виды которых установлены в ПДД (обычно это знаки «Жилая зона», «Стоянка запрещена», знаки ограничения скорости);
— либо устанавливаются самодельные муляжи дорожных знаков, которые передают общий регулирующе-запретительный смысл дорожного знака, на не соответствуют такому знаку по габариту или иным характеристикам, которые установлены в ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст.

Законом не предусмотрено прямой ответственности за самовольную установку знаков дорожного движения на придомовой территории. В КоАП РФ есть ст. 12.33 «Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений», ответственность по которой наступает, если создается угроза безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия. Однако двор не является ни дорогой, ни железнодорожным переездом, ни другим дорожным сооружением. Таким образом, норма п. 1.5 ПДД о том, что запрещается самовольно устанавливать дорожные знаки – не имеет прямой штрафной санкции.

Такая позиция подтверждается судебной практикой.
Суд отказывает в демонтаже самовольно установленных дорожных знаков, поскольку этот вопрос относится к компетенции общего собрания собственников помещений. То, что установка знаков и искусственных неровностей должна согласовываться с компетентными органами, а таковое не производилось, не является основанием для демонтажа. При этом суд учитывает, что согласование технических средств организации дорожного движения в жилых зонах с органами местного самоуправления не требуется (Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 6.07.2020 г. по делу № 2-2831/2019).

В другом случае суд, ссылая на положения п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196) указывает, что мероприятия по организации дорожного движения, в том числе установка дорожных знаков, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения в том числе юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Собственники многоквартирного дома на придомовой территории имеют право устанавливать самостоятельно знаки дорожного движения, а ГИБДД только следит за соблюдением Правил дорожного движения (Решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 13.05.2019 г. по делу № 12-35/2019).

Организация парковки для инвалидов

Довольно часто управляющие организации сталкиваются с требованиями местных властей по организации парковки для инвалидов на придомовой территории.

В ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» есть норма о том, что на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (включая жилые здания) выделяется не менее 10% мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп (а в ряде случаев и инвалидов III группы). На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.

Ситуация о том, должна ли управляющая домом организация оборудовать парковочное место (например, по заявлению инвалида) – является спорной.
Фактически придомовая территория не является парковкой общего пользования, а в п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 используется понятие «коллективной автостоянки» (а это не то же самое, что парковка).

С учетом того, что п. 4 ст. 37 ЖК РФ прямо запрещает собственнику осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (например, на парковку, которую инвалид будет использовать единолично), прямой обязанности для управляющей организации обустраивать места парковки для инвалидов, по логике, нет.

В поддержку данной позиции – п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где указано, что парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», который относит эти компетенции к органам власти, а не к управляющим организациям.

С другой стороны, организация хотя бы одного парковочного места для инвалида – решает для управляющей организации репутационные задачи, поскольку показывает тем самым заинтересованность управляющей организации в решении проблем инвалидов, живущих в доме. Одновременно с организацией парковки для инвалида может быть установлен знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» с табличкой 8.17 «Инвалиды» (поскольку специального знака парковки для инвалидов не существует).

Данный материал не содержит прямых рекомендаций осуществлять установку всех необходимых знаков дорожного движения (нанесения разметки) на придомовой территории. Однако со ссылкой на нормативные акты показывается общая слабость муниципального регулирования организации дорожного движения на придомовых территориях. При этом каждая управляющая организация решает данный вопрос так, как считает возможным.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector