Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

НТВП Кедр — Консультант

какие социальные гарантии (выходное пособие, средний месячный заработок за третий месяц трудоустройства и иные выплаты) положены при увольнении работающего пенсионера в связи с сокращением численности (штата)

Гражданку Р-ину, работающего пенсионера, в настоящее время увольняют по сокращению штатов.

Вопросы: какие социальные гарантии положены работающему пенсионеру при его сокращении, в том числе, обязан ли работодатель выплачивать выходное пособие, а также средний месячный заработок за третий месяц трудоустройства при увольнении работающего пенсионера в связи с сокращением численности (штата); какие иные выплаты положены при увольнении.

Ответ юриста.

При сокращении численности (штата) работников организации (индивидуального предпринимателя) трудовой договор расторгается по инициативе работодателя ( п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ). Нельзя уволить работника в связи с сокращением численности в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске ( ч. 6 ст. 81 ТК РФ).

ТК РФ установлены гарантии всем без исключения работникам, увольняемым по сокращению численности ( ст. ст. 178 , 179 , 180 , 318 ТК РФ). Работниками признаются физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем ( ст. 20 ТК РФ). Законодательство не запрещает пенсионерам вступать в трудовые отношения. Таким образом, статус пенсионера не препятствует признанию его работником при заключении трудового договора. Следовательно, гарантии, установленные ТК РФ в отношении работников, увольняемых по сокращению численности (штата), распространяются на работающих пенсионеров.

Статья 178 ТК РФ предусматривает выплату выходного пособия при увольнении по сокращению численности (штата). В день увольнения работнику следует выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Его выплата не зависит от дальнейшего трудоустройства физического лица. Сумма выходного пособия зачитывается за первый месяц сохранения среднего заработка на период трудоустройства ( ч. 1 ст. 178 ТК РФ). Поэтому по истечении первого месяца со дня увольнения работодатель не делает никаких выплат сокращенному пенсионеру.

Если пенсионер не устроится на работу в течение двух месяцев, то ему выплачивается средний месячный заработок за второй месяц.

Споры возникают при решении вопроса о выплате пенсионеру среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения (для работников Крайнего Севера в течение четвертого, пятого и шестого месяцев ( ст. 318 ТК РФ)). Эта выплата производится:

— в исключительных случаях;

— по решению органа службы занятости населения;

— при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Суть спора заключается в том, что некоторые работодатели относят такую выплату к мерам социальной защиты безработных, поэтому не оплачивают пенсионеру третий месяц трудоустройства. Согласно абз. 3 п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1) лицо, которому назначена трудовая пенсия по старости, не признается безработным.

Рассматривая споры между работодателями и бывшими работниками-пенсионерами о сохранении среднего заработка за третий месяц, суды не приходят к единому мнению.

Московский областной суд в Апелляционном определении от 21.08.2012 N 33-16695 и Санкт-Петербургский городской суд в Кассационных определениях от 24.01.2012 N 33-800/2012 , от 24.01.2012 N 33-741/2012 приняли сторону работодателя, решив, что пенсионеры, получая пенсию, лучше защищены в социальном смысле по сравнению с другими категориями работников. А следовательно, у пенсионеров отсутствуют исключительные обстоятельства для возникновения права на спорную выплату ( ст. ст. 178 , 318 ТК РФ).

Напротив, в Апелляционном определении от 31.01.2012 N 33-306 Кировский областной суд поддержал требования уволенного работника, указав, что решение вопроса о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца относится к полномочиям службы занятости. Если работодатель не согласен с решением органа занятости, то он вправе обжаловать его в судебном порядке.

Суды, рассматривающие споры между работодателями и центрами занятости, также принимают разные решения. Так, Краснодарский краевой суд в Апелляционных определениях от 11.10.2012 N 33-20474/12 и от 21.09.2012 N 33-16646/12 указал, что в силу норм ТК РФ гарантия оплаты распространяется на работников, достигших пенсионного возраста, на общих основаниях.

В то же время суд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (рассматривался спор об аналогичных гарантиях, установленных ст. 318 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, увольняемых в связи с сокращением численности), не оспаривая распространение гарантий на пенсионера, посчитал, что орган службы занятости должен указывать в решении о сохранении пенсионеру среднего месячного заработка, в чем именно заключается исключительность случая. В Кассационном определении от 15.11.2011 N 33-5073/2011 этот суд пришел к выводу, что центру занятости нужно было указать, что он принял все предусмотренные законом меры, например направлял обратившегося гражданина на повышение квалификации, переобучал его, но, несмотря на это, трудоустройство явилось невозможным. А в Кассационном определении от 21.02.2012 N 33-846/2012 этот же суд указал, что исключительность случая не может быть усмотрена в отношении пенсионера, имеющего постоянный доход в виде пенсии.

Таким образом, решение о сохранении сокращенному пенсионеру среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения (для работников Крайнего Севера в течение четвертого, пятого и шестого месяцев) принимает орган службы занятости населения. На наш взгляд, если такое решение получено организацией, она обязана произвести указанную выплату, если же организация не согласна с этим решением, то она может оспорить его в суде. Однако при обращении в суд рекомендуется изучить судебную практику по аналогичным вопросам в своём регионе.

На основании вышеизложенного следует, что при сокращении работающего пенсионера за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Если есть решение органа службы занятости об оплате третьего месяца трудоустройства, то работодатель должен выплатить пенсионеру средний месячный заработок за указанный период.

Об иных выплатах при увольнении.

Другие выплаты, если они предусмотрены, должны быть закреплены в локальных нормативных актах организации-работодателя (коллективный договор, положение об оплате труда, положение о материальном стимулировании работников и пр.). Для этого Р-иной следует их затребовать и ознакомиться с ними подробно в организации, где она работает.

Черникова Софья Николаевна, юрисконсульт ОАО «УРАЛМЕТАЛЛУРГМОНТАЖ», тел. 8 912 766 67 56. Консультация дана в ноябре 2013 г.

Какие выплаты полагаются сокращенному пенсионеру?

При сокращении численности или штата работников в последний день работы работодатель не прощается с работником, так как трудовым законодательством предусмотрены определенные выплаты даже по истечении нескольких месяцев после увольнения. И если с простыми работниками все четко и понятно, то как быть с работниками-пенсионерами, ведь они уже социально защищены государством путем назначения им пенсии? В связи с этим возникают вопросы: сохраняется ли средний заработок за пенсионерами в течение третьего месяца после увольнения, какие случаи признаются исключительными для сохранения заработка?

Читайте так же:
Можно ли подать справки на компенсацию за платное лечение п

В силу ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Существует две точки зрения.

Одни специалисты полагают: так как в ст. 178 ТК РФ при установлении гарантии в виде сохранения среднего заработка на третий месяц трудоустройства указано условие обращения в орган службы занятости населения, в данной ситуации необходимо учитывать положения Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1) и Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (далее — Порядок). Из п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 следует, что безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно или за выслугу лет. Та же норма прописана в п. 17 Порядка. В итоге служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, следовательно, у нее не возникнет обязанности по трудоустройству. А выплаты сокращенному пенсионеру работодатель будет производить не свыше двух месяцев. Данную позицию поддерживают и суды. Например, ФАС ЦО в Постановлении от 02.04.2007 по делу N А54-2967/2006 отметил, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку указанная в ней выплата является мерой социальной защиты безработных, к каковым пенсионеры не относятся. К такому же выводу пришли ФАС ПО в Постановлении от 04.04.2006 по делу N А12-14930/05-С15, Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 02.11.2006 по делу N А40-53171/06-145-310.

Другие считают, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата организации распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости. Ссылка на п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 не может быть принята во внимание, так как в ст. 27 Закона N 1032-1 указано, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. При этом пенсионеры не выделены как отдельная категория работников, которым гарантии не предоставляются. На основании данного положения и п. 8 Порядка органы службы занятости ставят сокращенных пенсионеров на учет как ищущих работу и, если не удалось трудоустроить пенсионера за два месяца, выдают справки о сохранении среднего заработка по прежнему месту работы на третий месяц. Иногда суды поддерживают данную точку зрения. Например, ФАС ВВО в Постановлении от 20.12.2007 по делу N А43-4154/2007-9-174 отметил, что решение органа службы занятости о сохранении за работником-пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения соответствует закону.

Также некоторые специалисты считают, что основанием для принятия решения органом службы занятости о сохранении среднего месячного заработка за третий месяц за сокращенным работником является исключительность случая, состоящая в том, что работник в установленный срок обратился в орган службы занятости за трудоустройством, но не был им трудоустроен. Однако судебная практика показывает, что под исключительностью следует понимать совершенно другое. Например, в Постановлении ФАС ПО от 05.07.2007 по делу N А12-20261/06 указано, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о недоказанности наличия исключительных обстоятельств, которые могли быть учтены при принятии решения о выплате работнику за счет организации среднемесячной заработной платы за третий месяц со дня увольнения, поскольку центром занятости не представлены документы, подтверждающие предложения имеющихся вакансий и отказ работодателей в принятии на работу по основаниям, связанным с социальным положением гражданина, другие документы, указывающие на исключительный случай, в том числе на отсутствие в семье работающих членов, отсутствие у уволенного работника иных доходов. Вместе с тем суды учитывают, что работник, являясь пенсионером по старости, социально защищен государством в виде гарантированной выплаты пенсии.

Обратим внимание читателей на то, что арбитражная практика приведена только для ознакомления с существующими мнениями по данному вопросу. Президиум ВАС в Постановлениях от 19.02.2008 N 11725/07 и N 13647/07 указал, что такие споры не затрагивают прав и законных интересов работодателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возникают из трудовых отношений, следовательно, неподведомственны арбитражным судам.

На наш взгляд, правильной является первая точка зрения, и вот почему.

Действительно, ст. 178 ТК РФ каких-либо особенностей в отношении работников-пенсионеров не предусмотрено. Однако игнорировать положения п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 просто нельзя. На сегодняшний момент органы службы занятости ставят на учет сокращенных пенсионеров как ищущих работу и держат их в данном статусе несколько месяцев. Да, действительно, учреждения службы занятости могут поставить на учет уволенных пенсионеров в целях поиска подходящей работы (п. 2 Порядка). Вместе с тем, руководствуясь п. 9 Порядка, служба занятости обязана в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в указанных целях предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а в силу п. 15 Порядка и п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1 не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска работы принять решение о признании гражданина безработным <1>. При этом ни Порядком, ни Законом N 1032-1 возможность продления срока пребывания безработного гражданина в статусе ищущего работу не предусмотрена.

Читайте так же:
Компенсация на санаторно курортное

<1> На основании п. 1 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников.

Но из содержания п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 и п. 17 Порядка вытекает, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных, так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии. Поэтому служба занятости не должна выдавать им решение о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.

Таким образом, за сокращенным пенсионером работодатель должен сохранять средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Соответственно, если работник-пенсионер был сокращен из организации, находящейся в районах Крайнего Севера или в приравненной к нему местности, то за ним следует сохранять средний заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев в силу ст. 318 ТК РФ.

Может ли пенсионер встать на биржу труда после сокращения?

Центры занятости населения оказывают на бесплатной основе услуги по поиску работы для нуждающихся в ней граждан. Закон предъявляет требования к соискателям, касающиеся возраста и перечня предоставляемых документов, без которых встать на учет невозможно. Граждане могут искать работу в первый раз, а также быть уволенными с предыдущего места трудовой деятельности.

Ставят ли на биржу труда пенсионеров? Если гражданин пенсионного возраста работал на предприятии, но его уволили по сокращению, признать его безработным нельзя. Об этом говорит статья 32, пункт 2 Закона 1032-1 от 1991 года. Человек, который получает пенсию по старости, досрочно или за выслугу лет, не может быть признан безработным.

Уволенному пенсионеру следует знать, что работодатель обязан ему выплатить выходное пособие и заработок в среднем показателе за два месяца. Если пенсионер в течение 14 дней обратился в Службу занятости, он получит от работодателя заработную плату за 3 месяц.

Ставят ли на биржу труда пенсионеров, уволенных по сокращению штатов? Биржа дает сокращенному пенсионеру полную информацию о том, какие вакансии существуют, поможет в его устройстве на работу, но платить пособие по безработице не будет.

Что касается сокращенных пенсионеров, то каждый из них может обратиться в районный Центр занятости по месту своей прописки. С собой нужно взять весь комплект документов: справка, трудовая книжка. Справка о доходах пенсионером не предоставляется, поскольку пособие не выплачивается. Следовательно, необходимость в его расчете отсутствует. Для пенсионеров, уволенных с работы, следует знать алгоритм действий на Бирже труда:

  1. Заполнение анкеты.
  2. Предложение вакансий со стороны инспектора Службы занятости в соответствии с возрастом пенсионера, его квалификацией.
  3. В случае не нахождения работы и подходящих вакансий для пенсионера, бывший работодатель выплачивает заработок за 3 месяц.

Пенсионеру необходимо знать, что для обращения в Центр занятости закон отводит 14 дней. В трудовой книжке пенсионера должно быть зафиксировано, что окончание его деятельности на предприятии или в организации произошло не по собственному желанию работника, а по сокращению штата. В этом случае законом разрешена постановка на биржу труда.

Пособие по безработице пенсионеру не положено, но на учет в Центре занятости его поставят. Это значительно повышает шансы гражданина на новое место работы. При этом пенсионер не будет иметь правового статуса безработного гражданина с вытекающими из этого последствиями. Пенсионер определяется на Бирже труда в качестве лица, ищущего работу, и не претендующего на пособие по безработице.

Условия постановки на биржу труда пенсионера

В нашей стране Центр занятости представляет собой особую инстанцию, главная задача которой заключается в содействии гражданам в поиске подходящей работы. Законным правом на обращение туда обладает каждый гражданин. Однако необходимо помнить, что постановка на учет и назначение предусмотренного законодательством пособия по безработице будет возможным только в том случае, если сотрудник был уволен с последнего места работы по инициативе собственного начальника.

Если говорить о сокращении, необходимо отметить, что данное основание как раз относится к увольнению по инициативе работодателя. Следовательно, при попадании в подобную ситуацию, у бывшего сотрудника будут иметься все необходимые основания для обращения в местное отделение Центра занятости.

Все вышеуказанные особенности относятся и к лицам, которые уже достигли пенсионного возраста. Как известно, сам факт достижения такого возраста еще вовсе не означает, что теперь гражданин должен прекратить свою трудовую деятельность и уйти на заслуженный отдых. При желании пенсионер всегда сможет продолжить свою работу.

Следует отметить, что обращение пенсионера в Центр занятости после увольнения сможет принести ему и некоторые важные преимущества. В частности, речь идет о возможности дополнительного получения денежного пособия. В соответствии с установленными правилами каждый работодатель при сокращении сотрудника обязан выплачивать ему выходное пособие. Стандартный размер данной выплаты равен двум окладам служащего. Эта выплата должна стать материальной поддержкой гражданину во время поиска нового места работы.

Обращение заинтересованного лица в Центр занятости всегда осуществляется в стандартном порядке. В частности, начальным этапом в данной процедуре всегда будет являться посещение гражданином этой инстанции. Во время первого визита физическому лицу необходимо будет составить письменное заявление на имя руководителя Центра занятости. В нем посетитель фиксирует свои намерения относительно постановки на официальный учет. После урегулирования всех стандартных вопросов специалисты Центра занятости начнут поиски максимально подходящих мест работы для физического лица. Гражданин, в свою очередь, будет обязан регулярно посещать Центр занятости, а также внимательно выполнять иные важные обязательства.

Может ли пенсионер встать на биржу труда после сокращения?

В нашей стране люди, уже достигшие установленного пенсионного возраста, пользуются такими же трудовыми правами, как и другие граждане. Следовательно, у каждого пенсионера имеется законное право на труд в любом возрасте. Не секрет, что поиск работы для пенсионера нередко является действительно сложной задачей. Многие работодатели просто не желают принимать к себе пожилых сотрудников. Именно поэтому оптимальным решением в такой ситуации может стать обращение заинтересованного лица в местное отделение Центра занятости. Там пенсионеру нужно будет встать на официальный учет. Только после этого специалисты уполномоченной инстанции займутся поисками подходящих для него мест работы.

Читайте так же:
По 5000 ₽ на детей до 3 лет за апрель, май и июнь выплатят всем семьям

Если говорить о самой процедуре постановки пенсионера на учет в Центр занятости, следует отметить, что в данном случае здесь будут иметься определенные ограничения. В частности, законное право постановки на официальный учет будет иметься у лица лишь тогда, когда его увольнение с последнего места работы было осуществлено по инициативе работодателя. Ярким примером такого увольнения может выступать, например, сокращение сотрудника. В данной ситуации руководителем в одностороннем порядке принимается решение относительно принудительного увольнения одного либо сразу нескольких служащих.

Принятие решения о сокращении устанавливает в отношении работодателя и некоторые важные обязательства. В частности, директор организации во время проведения увольнения должен выплатить сотруднику выходное пособие. Его стандартный размер будет равен сумме двух окладов подчиненного. В дальнейшем, если пенсионер встанет на учет в Центр занятости, ему будет положена и третья выплата. Ее начисление осуществляется на основании официальной справки о среднем размере заработной платы, которая берется пенсионером с последнего места его работы.

Может ли пенсионер встать на биржу труда после увольнения

Как известно, разрыв ранее образованных профессиональных отношений может произойти по самым различным обстоятельствам, которые можно разделить на три основные категории:

  1. Увольнение сотрудника по инициативе работодателя. Для проявления данной инициативы у директора должны иметься очень веские основания. Например, сотрудник совершил грубый дисциплинарный проступок. В таком случае у директора будет иметься законное право на увольнение как одну из мер дисциплинарной ответственности. Помимо этого, увольнение по инициативе директора может быть осуществлено и по иным причинам. Например, из-за тяжелого финансового положения организации директору пришлось принять решение относительно сокращения нескольких сотрудников. В иных же ситуациях организация полностью прекращает свою деятельность. В таком случае увольнению будут подлежать абсолютно все сотрудники.
  2. Увольнение служащего по особым обстоятельствам, которые не зависят от воли сторон трудовых отношений. Сюда можно отнести, например, увольнение за несоответствие квалификации служащего выполняемым им задачам, разрыв профессиональных отношений по причине ухудшения состояния здоровья служащего и т.д.
  3. Увольнение сотрудника по его собственному желанию. В данном случае увольнение пенсионера может быть связано с самыми различными причинами и обстоятельствами в его жизни. В любом случае, при таком варианте увольнения инициатива проявляется исключительно со стороны самого сотрудника.

Сразу следует отметить, что последний вариант увольнения является наименее выгодным для сотрудника. Дело в том, что, в случае ухода из организации по его собственному желанию, у него пропадет законное право последующей постановки на учет в Центр занятости. Это означает, что теперь пенсионеру необходимо будет использовать собственные силы для самостоятельного поиска нового места трудоустройства.

В какие сроки после увольнения пенсионеру нужно встать на биржу труда?

Действующими законодательными нормами были установлены определенные временные ограничения относительно периода постановки пенсионера на учет в Центр занятости после его увольнения с последнего места работы. В соответствии с установленными требованиями, сделать это заинтересованному лицу нужно в течение двух недель. Отсчет данного периода времени необходимо начинать с даты, которая указана в приказе об увольнении пенсионера.

Обращение в Центр занятости осуществляется лично пенсионером. Для этого ему необходимо будет посетить уполномоченную инстанцию в установленные сроки. На первом же приеме физическим лицом должно быть составлено личное заявление. В нем он указывает необходимость постановки на официальный учет для последующего получения помощи в поиске работы.

После получения письменного заявления от гражданина представители Центра занятости начнут его рассмотрение. Сразу следует отметить, что просьба пенсионера относительно его постановки на учет будет удовлетворена только в случае выполнения им важных условий. Прежде всего, в трудовой книжке, которая обязательно предоставляется в Службу занятости вместе с основным заявлением, должна быть указана непосредственная причина разрыва трудовых отношений, а именно – сокращение. Если же, например, в трудовой книжке будет содержаться информация относительно увольнения сотрудника по его собственному желанию – он, к сожалению, не сможет получить дополнительную помощь в поиске работы.

Какие документы потребуются пенсионеру для постановки на учет в Центр занятости?

Для постановки на официальный учет пенсионеру необходимо будет представить в Центр занятости следующие обязательные документы:

  1. Паспорт – для подтверждения личности физического лица.
  2. Трудовую книжку. В данном документе содержится вся важная информация относительно последнего места работы гражданина. Именно в трудовой книжке можно найти сведения о том, по каким именно причинам профессиональные отношения были расторгнуты и т.д.

Что же касается иных документов – они не потребуются. Как известно, очень часто в Центр занятости физическими лицами предъявляется справка о среднем размере заработка на последнем месте работы. Однако она требуется, прежде всего, для установления точного размера денежного пособия по безработице. Если же говорить о пенсионерах, можно отметить, что им такого пособия назначено быть не может. Они уже получают положенную и регулярную пенсионную выплату. Следовательно, никаких дополнительных документов пенсионеру предоставлять не придется.

Единственной дополнительной бумагой может являться специальная анкета, которую заполнит пенсионер по непосредственному месту своего обращения. В нее включаются все важные сведения о желаемых вакансиях, которые идеально подойдут соискателю. На основании данной анкеты сотрудники организации смогут более точно подбирать потенциальные места работы. Это может значительно ускорить последующее трудоустройство.

Выплаты при сокращении работающего пенсионера в 2020 году

В соответствии с положениями Трудового законодательства, работающий пенсионер, как и прочие сотрудники предприятия, может быть уволен в связи с сокращением штата. В статье разберем, какие выплаты при сокращении работающего пенсионера обязан осуществить работодатель, а также рассчитает каждый из видов выплат на примере.

Порядок увольнения пенсионера по сокращению

Выплаты при сокращении работающего пенсионера

На основании ст. 77 ТК РФ, при сокращении штата в связи с изменением организационной структуры компании, а также в связи с ликвидацией предприятия, работодатель может уволить сотрудника-пенсионера в общем порядке. В соответствии с законодательным регламентов, не позже чем за 2 месяца до планируемого увольнения, пенсионеру направляется соответствующее уведомление.

Читайте так же:
Пример написания заявления на выплату страховки за квартиру

В случае, если пенсионер увольняется по сокращению в связи с реорганизацией, работодатель обязан предложить сотруднику вакантную должность, соответствующую или ниже его профессиональной квалификации. При отказе сотрудник увольняется на основании приказа, но не ранее истечения 2-месячного срока с момента получения уведомления. Читайте также статью «Сокращение работающего пенсионера: порядок оформления, документы».

Подчеркнем, что возраст сотрудника (пенсионный, предпенсионный) не является основанием для его увольнения, в том числе в связи с сокращением.

Выплаты при сокращении работающего пенсионера

Перечень выплат, положенный уволенному по сокращению пенсионеру, соответствует общему списку и определяется на основании ст. 349.3 ТК РФ. В данный список входят:

  • оплата за фактически отработанный период;
  • компенсация неиспользованного отпуска;
  • выходное пособие.

Все вышеперечисленные выплаты осуществляются не позже дня увольнения (дата приказа и записи в трудовой книжке).

Если в течение месяца, на который припадает увольнение, пенсионер находился в командировке, то работодатель не позднее дня увольнения обязан возместить уволенному понесенные расходы (на основании авансового отчета). Аналогичное правило действует в отношении оплаты по больничному листу.

Оплата труда

По факту увольнения работодатель обязан погасить задолженность перед пенсионером по оплате труда. В расчетную сумму включают зарплату, премии, надбавки, бонусы, прочие вознаграждения. Если пенсионер уволен в середине отчетного месяца, то ему выплачивают сумму за фактически отработанный период. Для граждан, зарплата которых определяется на основании выработки, расчет выплаты осуществляется на основании фактических показателей (например, количество произведенных деталей до дня увольнения).

При выплате зарплаты увольняемому пенсионеру, работодатель обязан начислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в установленном порядке. Читайте также статью «Работодатель как страхователь в системе обязательного пенсионного страхования».

Рассмотрим пример. 14.11.17 пенсионер Голубев уволен с должности кладовщика ООО «Старт» в связи с сокращением должности. Оклад Голубева – 18.712 руб. Также Голубеву выплачивается ежемесячная надбавка 1.060 руб.

В день увольнения Голубеву начислена зарплата за фактически отработанное время (с 01.11.17 по 14.11.17):

(18.712 руб. + 1.060 руб.) / 22 раб. дня * 10 раб. дней = 8.987,27 руб.

С учетом удержанного НДФЛ Голубеву выплачена зарплата согласно следующему расчету:

8.987,27 руб. – 8.987,27 руб. * 13% = 7.818,93 руб.

Компенсация отпуска

Если на момент увольнения за пенсионером числятся дни неиспользованного отпуска, то работодатель обязан выплатить увольняемому денежную компенсацию за каждый день отдыха, который не был использован.

Денежная компенсация выплачивается как за неиспользованный ежегодный отпуск, так и за дни дополнительного отдыха, предоставленному пенсионеру в соответствии с действующим законодательством.

Расчет суммы выплаты за каждый день неиспользованного отпуска осуществляется на основании абз. 5 ст. 139 ТК РФ:

СрДнЗар = СрГодЗар : 12 мес. : 29,3,

где СрДнЗар – сумма выплаты за каждый день неиспользованного отпуска (среднедневной заработок);
СрГодЗар – доход работника за предыдущие 12-ть месяцев (среднегодовой заработок);
29,3 – фиксированный показатель среднемесячного числа календарных дней.

Размер компенсации отпуска, неиспользованного уволенным пенсионером, облагается НДФЛ и страховыми взносами в общем порядке.

Рассмотрим пример. Пенсионер Юрков уволен с должности завхоза ООО «Щит» в связи с сокращением по причине ликвидации организации. На момент увольнения (01.10.17) за Юрковым числилось 13 дней неиспользованного отпуска.

Для расчета суммы компенсации отпускных бухгалтеров ООО «Щит» использовались следующие показатели:

  • отчетный период для расчета среднегодового заработка – 01.10.16 – 30.09.17;
  • общий доход за период 01.10.16 – 30.09.17 – 252.960 руб.;
  • среднедневной заработок – 719,45 руб. (252.960 руб. / 12 / 29,3).

В день увольнения Юркову:

  • начислена сумма компенсации отпуска – 9.352,85 руб. (719,45 руб. * 13 дн.);
  • удержан НДФЛ – 1.215,87 руб. (9.352,85 руб. * 13%);
  • выплачена компенсация за вычетом НДФЛ 8.136,98 руб. (9.352,85 руб. — 1.215,87 руб.).

Выходное пособие

Увольняя пенсионера по сокращению, работодатель обязан выплатить сотруднику выходное пособие (ВыхПос) в размере среднемесячного заработка:

ВыхПос = СрДнЗар + РабДн,

где СрДнЗар – среднедневной заработок;
РабДн – количество рабочих дней в месяце, следующем за днем увольнения (в течение 30 календарных дней, начиная с дня, следующего за днем увольнения).

Рассмотрим пример. Пенсионер Кулаков уволен с должности старшего экономиста ООО «Закон» в связи с сокращением. Дата увольнения – 13.11.17. Среднедневной заработок Кулакова – 512,77 руб.

В день увольнения (13.11.17) работодатель выплатил Кулакову выходное пособие. Размер пособия равен произведению среднедневного заработка на количество рабочих дней в отчетном периоде, следующем за датой увольнения – с 14.11.17 по 13.12.17. В данном периоде – 22 рабочих дня. Таким образом, размер выходного пособия начислен в сумме 11.280,74 руб. (22 раб. дня * 512,77 руб.).

Компенсационные выплаты на период трудоустройства

Как подтвердить трудовой стаж для назначения страховой пенсии в 2018 году

После увольнения по сокращению пенсионер вправе зарегистрироваться в центре занятости. В случае если в течение 2-х месяцев после даты увольнения пенсионер не был трудоустроен, работодатель обязан выплатить бывшему сотруднику пособие на период трудоустройства. При расчете выплат работодатель учитывает сумму выходного пособия, выплаченного при увольнении.

Размер компенсационных выплат на период трудоустройства рассчитывается по формуле, применяемой для определения размера выходного пособия (произведение среднедневного заработка и количества рабочих дней в течение 30-ти дней, следующих за датой увольнения).

Если пенсионер был трудоустроен в течение 2-го месяца после увольнения, то за ним сохраняется право на получения пособия. При этом размер компенсации рассчитывается исходя из количества рабочих дней до момента трудоустройства.

Рассмотрим пример. Сотрудник ООО «Кассиопея» Жуков (62 года) уволен по сокращению штата. Дата увольнения – 23.10.17. В день увольнения Жукову выплачено выходное пособие, рассчитанное исходя из следующих показателей:

  • среднедневной заработок – 597,33 руб.;
  • период для расчета суммы пособия – 24.10.17 – 21.11.17 (30 календарных дней);
  • количество рабочих дней в отчетном периоде – 21.

Размер начисленного выходного пособия – 12.543,93 руб. (597,33 руб. * 21 раб. день).

11.12.17 Жуков устроился на работу в ООО «Центурион».

ООО «Кассиопея» выплатило Жукову компенсацию на период 2-го месяца трудоустройства (с 22.11.17 по 10.12.17 – 14 рабочих дней):

597,33 руб. * 14 раб. дней = 8.362,62 руб.

Досрочная пенсия для уволенных по сокращению

Если гражданин был уволен по сокращению до момента оформления пенсии, но не ранее чем за 2 года до приобретения права на пенсионные выплаты, то он имеет возможность оформить пенсию досрочно.

Читайте так же:
Выплачивается ли страховка осаго если виновник ДТП был пьян

В общем порядке право на досрочную пенсию возникает у граждан, уволенных в 58/63 лет (Ж/М) и позже. Оформление досрочной пенсии осуществляется на основании справки от центра занятости, подтверждающей факт невозможности дальнейшего трудоустройства гражданина. Читайте также статью «Досрочная пенсия при сокращении штата».

Каковы выплаты работникам при сокращении штата

Больше материалов по теме «Оплата труда» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Экономические реалии нередко заставляют работодателя сокращать штат сотрудников. Какие выплаты положены работнику и как они начисляются, рассмотрим в статье.

Вопрос: Как учитывается дополнительная компенсация, выплачиваемая работнику при досрочном увольнении в связи с сокращением штата работников организации?
Работодатель в установленном порядке уведомил работника об увольнении через два месяца в связи с сокращением штата работников организации. До истечения двухмесячного срока с работником подписано соглашение о досрочном расторжении трудового договора, согласно которому работодатель выплачивает дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Сумма компенсации составляет 90 000 руб. и перечисляется на счет работника в банке.
Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления. Иные выплаты, причитающиеся работнику при увольнении в соответствии с Трудовым кодексом РФ, в данной консультации не рассматриваются.
Посмотреть ответ

Как рассчитываются выплаты согласно ТК РФ

Обычное увольнение, не связанное с сокращением, предполагает как минимум две выплаты: заработную плату и компенсацию за очередной неиспользованный отпуск.

Если работника сокращают, к ним добавляются еще:

  • компенсация за досрочное прекращение трудового договора;
  • выходное пособие;
  • заработок за время поиска новой работы.

Вопрос: В организации проводится сокращение численности работников. Всегда ли орган службы занятости принимает решение о выплате уволенному работнику среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения, если работник обратится в службу занятости в 14-дневный срок и не будет трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения, или решение должно отвечать дополнительным критериям, определяющим исключительность случая?
Посмотреть ответ

В каких случаях начисляется компенсация? Ответ найдем в ст. 180 ТК РФ. Законодатель говорит о необходимости предупреждения работника за два месяца до сокращения. Если стороны договорятся расстаться раньше, администрация выплачивает сотруднику дополнительные деньги. При этом администрация не обязана увольнять раньше, а лишь имеет право предложить такой вариант сотруднику. Рассчитывают выплаты от даты увольнения до даты, когда истекут два месяца после предупреждения. Особые условия для руководителей. Если руководство осуществлялось компетентно, при увольнении компенсация выплачивается в размере, установленном трудовом договором. Нижний предел выплаты – трехкратный среднемесячный заработок, но контекст ст. 279 ТК РФ позволяет говорить и о более высоких суммах.

Как рассчитать средний заработок при увольнении по сокращению, если период выплат включает нерабочие праздничные дни?

Выходное пособие сокращаемому сотруднику – обязательная выплата.

Она регламентирована ст. 178 ТК РФ. Выплата пособия производится вне зависимости от факта последующего трудоустройства. Даже если работу он нашел сразу, пособие все равно выплачивается. Сумму в общем случае исчисляют по среднемесячному заработку, который не должен быть меньше МРОТ за полностью отработанный месяц. Выходное пособие может быть и выше, если его размер особо определен трудовым договором либо колдоговором для отдельных категорий работников. К примеру, повышенное выходное пособие может прописываться в колдоговоре за стаж работы на данном предприятии.

Пока гражданин занят поисками новой работы, прежний работодатель компенсирует ему потерю рабочего места выплатой среднемесячного заработка. Однако такая выплата обязательна лишь в течение 2-х месяцев после увольнения. В исключительных случаях, если работа еще не найдена, может оплачиваться и третий месяц. Такое решение принимает служба занятости, если гражданин зарегистрировался как безработный в течение полумесяца с момента увольнения (ст. 178 ТК РФ). В общую сумму включают выданное ранее выходное пособие.

Кстати говоря! Имеют место два термина: «сокращение численности» и «сокращение штатов». При сокращении численности речь идет об уменьшении числа работников одного подразделения, а во втором случае – о ликвидации подразделения или однотипных штатных единиц (всех менеджеров, всех инженеров). Выплаты рассчитываются по одному и тому же алгоритму.

Вопрос: Какой код вида дохода указывать в платежном поручении при перечислении компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства, выплачиваемых увольняемому по сокращению штата работнику?
Посмотреть ответ

Пример расчета

Рассчитаем выходное пособие увольняемой по сокращению бухгалтеру Скворцовой М.А., у которой оклад 25000 руб./мес. Скворцова работала по графику пятидневной рабочей недели. Никаких особенностей расчета трудовой договор и колдоговор относительно Скворцовой М.А. не содержит. День ее увольнения — 15 января. Среднедневной заработок рассчитаем по периоду за предшествующий увольнению год. 12 * 25000 = 300 000 рублей составил заработок в год. По производственному календарю отработано 247 дней. Среднедневной заработок 300 000 / 247 = 1214,57 руб.

Выходное пособие = число раб. дней в первом месяце после увольнения * ср.дневной заработок.

Берем месяц с 16 января по 15 февраля. Количество рабочих дней – 22. Выходное пособие = 1214,57 * 22 = 26720,54 руб.

Скворцова М.А. официально имеет статус безработной. С 16 января по 15 февраля она не смогла найти работу, а в последующем трудоустроилась. Новый трудовой договор действует с 3 марта. Среднемесячный заработок за 16.01-15.02 компенсирован зачетом выходного пособия, т.е. дополнительно начислений не производится. С 16 февраля по 2 марта сократившая организация должна выплатить среднемесячный заработок Скворцовой М.А. Рабочих дней – 10. Среднемесячный заработок 1214,57 * 10 = 12145,70 руб.

Рассмотрим теперь случай, когда Скворцова согласилась уволиться раньше 2-х месяцев с момента получения предупреждения. День ее фактического увольнения — 15 января, а двухмесячный срок истекает только 31 января, это день предполагаемого увольнения. Выходное пособие она получит в сумме 26720,54 руб. С 16 января по 31 января Скворцовой выплатят компенсацию за 12 раб. дней. 1214,57 руб. * 12 = 14574,48 руб. При увольнении она получит: 14574,48 + 26720,54 = 41295,02 руб. Поскольку после увольнения в этом примере Скворцова М.А. сразу трудоустроилась, среднедневной заработок за период безработицы ей не положен.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector