Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

КС решит, может ли воспитатель детского сада не иметь высшего образования

КС решит, может ли воспитатель детского сада не иметь высшего образования

16 октября Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности ст. 46 Закона об образовании, которая, по мнению заявительницы, нарушает права педагогических работников, не имеющих высшего или среднего образования, по допуску к педагогической деятельности.

Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба Ирины Серегиной, которая непрерывно проработала в должности воспитателя почти 30 лет, имея неполное высшее образование. На протяжении 11 лет заявительница работала воспитателем в детском саду и за это время прошла несколько аттестаций, награждалась грамотами и дипломами, получала благодарности от руководства и повышала квалификацию. Однако летом 2017 г. Ирину Серегину уволили со ссылкой на ст. 46 Закона об образовании в РФ, согласно которому к педагогической деятельности допускаются лишь лица с высшим или средним профессиональным образованием.

Гражданка безрезультатно обжаловала свое увольнение в судах первой и второй инстанций. Они не приняли во внимание ее доводы о том, что после вступления в силу в 2013 г. Закона об образовании она продолжала работать и работодатель не предъявлял к ней никаких претензий, хотя при приеме на работу знал о наличии у нее незаконченного высшего педагогического образования.

По мнению заявительницы, оспариваемая норма противоречит Конституции, поскольку во взаимосвязи с положениями ТК РФ позволяет увольнять лиц, не имеющих соответствующего образования, без учета предыдущей педагогической работы и личных характеристик. Как полагает Ирина Серегина, тем самым было нарушено ее право как педагогического работника на сохранение официально признанного статуса воспитателя 1 категории.

В своем выступлении полномочный представитель Госдумы Мария Беспалова отметила, что в России как в социальном государстве охраняются свобода труда, право на труд и предусмотрена судебная защита такого права. В связи с этим граждане вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, однако данное право, как указано в ст. 55 Конституции, может быть ограничено федеральными законами.

Также Мария Беспалова указала, что к образованию несовершеннолетних предъявляются повышенные требования, так называемый «образовательный ценз» – квалификационные требования, установленные в профессиональных справочниках и стандартах. По ее словам, такие требования были установлены еще в Законе РСФСР о народном образовании от 2 августа 1974 г. и впоследствии были конкретизированы другими нормативными актами. Однако в порядке исключения и в настоящее время по решению аттестационной комиссии к осуществлению педагогической деятельности можно допустить лиц, не соответствующих таким требованиям.

Полномочный представитель Совета Федерации в КС Андрей Клишас полагает, что права заявительницы не были нарушены, так как оспариваемая статья Закона об образовании не вводила новые требования к педагогическому составу, поскольку они существовали и до их принятия: «Еще с 1974 г. законодатель требовал наличие специального образования у педагогов. В силу этого спорные нормы нельзя считать ухудшающими права и правовое положение заявительницы».

С этими доводами полностью согласился и полномочный представитель Президента РФ Михаил Кротов. Он также отметил, что в России продолжает ежегодно повышаться уровень образования и увеличиваться количество выпускников специальных педагогических учреждений. «Для педагогических работников существует обязанность по постоянному повышению квалификации», – пояснил он.

Полпред Президента также подчеркнул обязанность работодателя оказать помощь заявительнице в получении ею дополнительного профобразования. Кроме того, Михаил Кротов высказался о необходимости прекращения «переходного периода», отметив, что он длится не с 2012 г., а еще с 1974 г. Он пожелал, чтобы детей обучали педагоги с высшим или средним образованием, в противном случае нарушаются права детей на образование.

Полномочный представитель Правительства РФ Михаил Барщевский назвал дело очень сложным, но состоящим из очень простых элементов. Он не согласился с заявительницей в том, что новое правовое регулирование педагогической деятельности имеет обратную силу, отметив, что существует разница между ограничением и правовым регулированием, которое распространяется и на прошлое, и на настоящее.

«Кто сядет в машину к водителю, не имеющему прав на ее вождение?» – задал риторический вопрос Михаил Барщевский. Он также упомянул Закон о лицензировании от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, которым предъявляются определенные требования к педагогическому составу того или иного учебного учреждения, и отметил, что нарушение положений данного закона влечет потерю лицензии таким учреждением. «Нельзя поощрять непрофессионализм», – заключил полпред Правительства.

Полпред Минюста России Мария Мельникова также полагает, что осуществление педагогической деятельности в обход ст. 46 Закона об образовании недопустимо, так как спорная норма служит гарантией обеспечения высокого качества образовательных услуг и прав несовершеннолетних лиц на образование в силу их психоэмоциональной и интеллектуальной незрелости.

Вместе с тем полномочный представитель Генерального прокурора РФ Татьяна Васильева отметила, что Ирина Серегина проходила периодические аттестации у работодателя и на момент ее увольнения не истек срок ее прошлой аттестации. В силу этого «допуск заявительницы к педагогической деятельности не нарушил право несовершеннолетних на образование, поскольку ее профессиональная компетенция была подтверждена в установленном законом порядке».

Читайте так же:
Декларация статьи 31 федерального закона 44 фз

Татьяна Васильева также указала, что согласно нормативным актам новые профессиональные стандарты, введенные в действие с 1 января 2017 г., применяются поэтапно, на основе соответствующих планов, а реализация таких планов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 г.

По словам полпреда Генпрокурора РФ, отсутствие высшего и среднего образования у воспитателя или педагога, принятого на работу до вступления в силу новых стандартов и прошедшего аттестационную комиссию, не может служить основанием для расторжения трудового договора с ним. Он может быть уволен в силу п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в случае несоответствия работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Права педагогов в новом законе об образовании

Как уже отмечалось в предыдущем материале «Правовой статус педагогических работников образовательных учреждений в РФ», академическая свобода является важным условием эффективного развития системы образования.

Академические права и обязанности педагогических работников в РФ урегулированы частью 3 статьи 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Академические права и свободы педагогических работников не могут быть безграничными:

они должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, а также требований законодательства РФ, норм профессиональной этики педагогических работников;

такие нормы могут быть закреплены в локальных нормативных актах образовательных учреждений.

В соответствии с частью 3 статьи 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Кратко рассмотрим особенности каждого из этих академических прав и свобод, которыми пользуются педагогические работники.

Право 1: Свобода педагогического работника в преподавании, свободном выражении своего мнения, свобода педагогического работника от вмешательства в его профессиональную деятельность

В данном случае речь идет о возможности педагогического работника:

самостоятельно, без вмешательства со стороны администрации образовательного учреждения осуществлять планирование занятий с обучающимися и проводить занятия таким образом, каким педагогический работник считает наилучшим с учетом особенностей контингента обучающихся, уровня их подготовленности и способностей;

вместе с тем, педагогический работник ограничен образовательной программой, и в выражении своего мнения – законодательством РФ;

в целях обеспечения свободы от вмешательства в профессиональную деятельность в образовательных учреждениях может запрещаться присутствие на уроках или других занятиях педагога без разрешения администрации образовательной организации, входить в группу во время проведения занятий.

Согласно Рекомендации ЮНЕСКО (специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки культуры) от 5 октября 1966 г. «О положении учителей», направленной в адрес правительств государств-участников ООН, контроль за работой педагогических работников следует организовать таким образом, чтобы при этом не ограничивать их академические свободы и инициативу.

Читайте так же:
Зачем нужен контроль трудового законодательства
Право 2: Свобода педагогического работника в выборе и использовании педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания

Право педагогического работника на выбор форм, средств, методов педагогической работы тесным образом связано с первым правом:

  • и обеспечивает реализацию возможностей педагогических работников максимально эффективно организовать образовательный процесс с учетом поставленных задач и достижения результатов обучения и воспитания.

Это право корреспондирует с Рекомендацией ЮНЕСКО, где подчеркивается, что поскольку педагогические работники обладают компетенцией в оценке учебных пособий и методов обучения, наиболее подходящих для своих учащихся, то именно они должны играть главную роль:

при выборе и приспособлении учебных материалов,

отборе учебников и методов преподавания в рамках утвержденных программ.

Педагогические работники должны быть свободны в использовании методов, которые им представляются наиболее целесообразными, в том числе и для оценки успеваемости обучающихся.

Право 3: Право педагогического работника на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Данное право педагогического работника ограничивается:

  • пределами реализуемой образовательной программы.

Вместе с тем, оно может быть в более полном объеме реализовано на этапе разработки данной программы:

в частности, педагогический работник может принять в подготовке проекта непосредственное участие;

кроме того, возможна разработка и публикация педагогическим работником учебных, учебно-методических материалов.

При реализации данного права педагогического работника должны учитываться положения статьи 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Право 4: Право педагогического работника на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании

Данное право педагогического работника ограничивается реализуемой образовательной программой:

в случае, если образовательное учреждение реализует программы общего образования, существуют жесткие ограничения, установленные частью 4 статьи 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ;

организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, выбирают:

учебники только из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию,

а учебные пособия — исключительно выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию.

Таким образом, право педагогического работника на выбор учебников и учебных пособий опосредовано: педагогический работник может выбирать только из списка, утвержденного образовательным учреждением.

Право 5: Право педагогического работника на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ

Поскольку ограничения и оговорки в отношении академических прав (свобод) педагогического работника в первую очередь связаны с реализуемой образовательной программой:

данное право является ключевым правом педагогических работников;

оно реализуется в порядке, принятом в конкретных образовательных учреждениях организациях, как правило, путем участия в работе коллегиальных органов управления, в полномочия которых входит обсуждение, выработка рекомендаций по любым составляющим частям образовательной программы, или утверждение соответствующих документов.

Право 6: Право педагогического работника на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций

Современное образование основано на научных достижениях и немыслимо без осуществления научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, экспериментальной деятельности, внедрения и использования педагогическим работником результатов такой деятельности в учебном и воспитательном процессе.

Право 7: Право педагогического работника на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами,
  • а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательного учреждения, к информационно телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность.

Данное право обеспечивает доступность информации, необходимой педагогическим работникам для профессиональной деятельности и развития и служит целям обеспечения благоприятных условий осуществления педагогами образовательной деятельности. Однако его реализация зависит от порядка, принятого на локальном уровне в образовательном учреждении.

Право 8: Право педагогического работника на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательного учреждения,

в порядке, установленном законодательством РФ или локальными нормативными актами.

Данное право педагогических работников прописано в Законе об образовании, однако реализуется оно при условии закрепления порядка его реализации нормативным правовым актом либо локальным нормативным актом.

Читайте так же:
Гарантийный ремонт сколько дней по закону

Оно также служит целям обеспечения благоприятных условий осуществления педагогическими работниками образовательной деятельности.

Право 9: Право педагогического работника на участие в управлении образовательным учреждением,

в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этого учреждения.

Указанное право педагогического работника существенным образом зависит в своем содержании от устава образовательного учреждения, который и должен определять порядок формирования и компетенцию коллегиальных органов управления

Право 10: Право педагогического работника на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательного учреждения,

в том числе через органы управления и общественные организации.

Порядок реализации данного права зависит от сложившихся практик в образовательном учреждении.

Право 11: Право педагогических работников на объединение в общественные профессиональные организации

в формах и в порядке, которые установлены законодательством РФ.

Реализация данного права урегулирована гражданским законодательством.

Право 12: Право педагогического работника на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Указанное право обеспечивает возможность досудебной защиты прав педагогического работника.

Право 13: Право педагогического работника на защиту профессиональной чести и достоинства,

на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Указанное право направлено на защиту прав и интересов педагогического работника.

Кому принадлежит право выбора учебников по новому ФЗ «Об образовании»?

Внимательно прочитала на Вашем сайте все, что касается совместного использования горячо любимой нашими учителями математики Л.Г.Петерсон и УМК "Школа 2100". В связи с выходом нового Закона об образовании, на какие теперь нормативные акты можно опираться в разговоре с администрацией, если положение о праве выбора учебника педагогом изъято? Является ли Открытый УМК "Школа 2000" аккредитованной образовательной программой (на 2013/2014 уч.год и далее)? (Петерсон В.А.)

Здравствуйте, уважаемый пользователь сайта, спасибо за актуальный вопрос.

В первую очередь отметим, что новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ от 29.12.12 вступает в силу с 01.09.2013 года (за исключением части 6 статьи 108, вступившей в силу с даты официального опубликования).

Во-вторых, в новом Законе, как и прежде (Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 №3266-1, Статья 32 пункт 23), определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем отнесено к компетенции образовательной организации:

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

Право на выбор учебников в соответствии с образовательной программой учреждения по-прежнему остается у педагога:

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

Таким образом, государственное регулирование в сфере выбора учебников образовательными учреждениями и педагогами в связи с выходом нового Закона никак не меняется. Педагог обязан согласовать с администрацией школы образовательную программу, в рамках которой имеет право на выбор учебников из списка, утвержденного образовательным учреждением. По сути это означает, что как и раньше, педагог не имеет права использовать тот или иной учебник, входящий в федеральный перечень, но не включенный администрацией школы в список учебников, реализующих ее образовательную программу на соответствующей ступени обучения.

Что касается "Открытого УМК "Школа 2000. ", то здесь важно понимать следующее: ВСЕ учебно-методические комплекты удалены из структуры федерального перечня как противоречащие Конституции и антимонопольному законодательству, что дает ПРАВО образовательным учреждениям либо использовать учебники по разным учебным предметам, входящие в единый УМК, либо конструировать свой собственный УМК в рамках утвержденной образовательной программы. Мы являемся сторонниками второго варианта, поскольку, по нашему мнению, это дает больше степеней свободы с точки зрения оптимизации качества образовательного процесса, ведь известно, что нет УМК с ЛУЧШИМИ учебниками по всем предметам. Именно поэтому мы предлагаем школам примерную образовательную программу НОО, позволяющую сформировать открытый УМК "Школа 2000. " — по названию дидактической системы, положенной в основу этой программы.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №250 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани

Визитная карточка

Адрес:РТ, г. Казань, индекс 420057, ул. Октябрьская, д. 17А; ул. Гагарина, д. 18
Телефон:+7(843)-563-36-04;+7(843)-563-48-00;+7(843)-563-47-60
E-Mail:madou.250@tatar.ru
Министерство:Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название:МАДОУ «Детский сад №250 «
Руководитель:Мурадимова Чулпан Мухаммедшаевна
Год основания учреждения:1955
Читайте так же:
Согласно закона о защите прав потребителей срок на устранение претензии
У нас учатся:204
У нас учат:19

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий. Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2020, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2019-2020. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Читайте так же:
Закон о дронах в России 2022

Должностные обязанности учителя

Профессия учителя пришла к нам из древних времен и на протяжении многих лет должностные обязанности учителя в школе сводились к необходимости учить, воспитывать и соблюдать этику. Эта специальность сложная и ответственная, требует квалифицированной подготовки и наличия таких личных качеств:

  • любовь и терпимость к детям, даже самым сложным, умение находить подход к любому ребенку;
  • способность принимать быстрые и правильные решения в любых стрессовых ситуациях;
  • коммуникабельность, жизнерадостность и организованность;
  • высокий культурный уровень, грамотная речь и психологическая устойчивость.

Указанные права и обязанности учителя в законе об образовании прописываются в должностной инструкции и подлежат обязательному соблюдению. Чтобы работать учителем, требуется наличие педагогического образования, полученного в колледже, педагогическом университете.

Какими нормативными актами закреплены права и обязанности педагогов

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» определяет права и обязанности преподавателей в статье № 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации». В законодательстве отмечено, какой документ отражает должностные обязанности педагогических работников в учебном заведении, — должностная инструкция и устав школы. Учителя имеют право:

  • выражать свое мнение и преподавать предметы по собственным выработанным формам обучения;
  • выбирать самостоятельно учебники и пособия для более эффективного обучения;
  • бесплатно пользоваться для работы полным спектром вспомогательных ресурсов (библиотеки, учебные пособия, базы данных, музейные фонды, информативные ресурсы);
  • разрабатывать авторские программы и новые методики обучения;
  • вести научную работу и принимать участие в экспериментальных программах;
  • объединяться в профорганизации на общественных началах и участвовать в обсуждения вопросов, касающихся процессов обучения.

Что входит в функции учителя

Рассматривая функциональные обязанности педагога, отметим, что они регламентируются профстандартом «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) и зарегистрированного в Минюсте России 06.12.2013 № 30550. Профстандарт определяет основные требования к профессии и обозначает задачи, которые ставятся перед учителем:

  • обучение по утвержденной программе;
  • осуществление воспитательной и развивающей деятельности;
  • соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;
  • ведение педагогической деятельности по проектированию и реализации основных образовательных программ, программ начального общего образования, основного и среднего общего образования.

Структурными подразделениями вечерней школы является УКП (учебно-консультационный пункт), в котором учителя дают возможность освоить школьную программу на основе следующих форм обучения:

  • очной;
  • заочной;
  • очно-заочной (вечерней);
  • в форме самообразования;
  • экстерната;
  • дистанционного обучения.

Какими правами обладает

Права и обязанности учителя на уроке, в школе, во внеклассной работе определены федеральным законом «Об образовании». Учитель обладает правом на:

  • получение социальных гарантий и льгот по законодательству РФ;
  • внесение предложений по улучшению образовательного процесса;
  • выбор учебных пособий и методик обучения;
  • принятие участия в решениях педсовета, других органов управления;
  • ознакомление с проектами решений руководства школы, касающихся его деятельности;
  • выдвижение своей кандидатуры на выборную должность в педагогическом совете;
  • обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • защиту чести и достоинства.

Что входит в обязанности

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» определяется, что входит в обязанности учителя:

  • обеспечение обучения и выполнение учебной программы;
  • планирование учебного материала и проведение занятия по своему предмету;
  • анализ успеваемости и корректировка в соответствие с результатами;
  • обеспечение дисциплину и наблюдение за выполнением правил безопасности;
  • вырабатывание навыков самостоятельной работы и изучение индивидуальных особенностей учеников;
  • проверка усвоения пройденного материала, оценка эффективности методов и корректировка работы для достижения результатов;
  • оформление документации, ведение журналов, дневников, в том числе электронных.

Должностные обязанности учителя по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) сводятся к:

  • точному выполнению требований в освоении образовательной программы;
  • обеспечению социализации, формирования общей культуры личности, осознанному выбору программ учащимися в рамках ФГОС;
  • руководству и контролю за развитием образовательного процесса.

Помимо основных, должностные обязанности учителя по охране труда (ОТ) дополняются следующими обязанностями:

  • проведение инструктажа учащимся и обеспечение безопасности рабочего места;
  • контроль состояния учебного оборудования;
  • оказание необходимой медицинской помощи;
  • ответственность за произошедшие несчастные случаи во время учебного процесса.

За что несет ответственность

Должностные и функциональные обязанности учителя подлежат обязательному выполнению и работник несет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за неисполнение их, в том числе за:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector