Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвентаризация отпускного резерва на конец года

Инвентаризация отпускного резерва на конец года

В налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, создание резерва под предстоящие расходы на оплату отпусков является правом организации, а не обязанностью. Это объясняется прежде всего тем, что цели создания "отпускного" резерва в бухгалтерском и налоговом учете разнятся. В бухучете отражать оценочное обязательство по оплате отпусков необходимо для того, чтобы перед пользователями бухгалтерской отчетности предстала реальная картина финансового состояния компании. В свою очередь, в налоговом учете отпускные "резервируются" с тем, чтобы равномерно учитывать расходы на отпуска в течение года. При этом на конец года необходимо провести инвентаризацию этого резерва. А порядок учета результатов данного мероприятия зависит от того, продолжит ли компания "резервировать" отпускные или же откажется от создания данного резерва.

Положениями гл. 25 Налогового кодекса (далее — Кодекс) предусмотрено два варианта учета для целей налогообложения прибыли отпускных выплат.

Учет "по умолчанию"

Расходы в виде среднего заработка, сохраняемого работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ, согласно п. 7 ст. 255 Кодекса относятся к расходам на оплату труда. При применении метода начисления в соответствии с п. 1 ст. 272 Кодекса "отпускные" признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Иными словами, в случае, если отпуск сотрудника "переходит" из одного отчетного периода в другой, то при исчислении налога на прибыль такие отпускные необходимо "разнести" на разные периоды исходя из количества дней отпуска, которые приходятся на каждый из них (см., напр., Письмо Минфина от 25 октября 2016 г. N 03-03-06/2/62147).

В свою очередь, страховые взносы во внебюджетные фонды, начисленные на отпускные, учитываются в расходах на дату их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК). Иными словами, даже если имеет место "переходящий" отпуск, то соответствующую сумму взносов "делить" на периоды, к которым они относятся, не надо — их списываем на дату начисления (см. Письмо Минфина от 9 июня 2014 г. N 03-03-РЗ/27643).

Пример 1. Предположим, менеджеру Платонову П.П. был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с 30 сентября 2016 г. Сумма начисленных отпускных — 28 000 руб. (цифры условные). Отпускные выплачены 27 сентября.
При расчете налога на прибыль за 9 месяцев 2016 г. организация учтет отпускные в размере 1000 руб. "Остаток" отпускных относится уже к расходам октября 2016 г.
Сумму страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на отпускные, компания учтет в периоде их начисления. То есть в рассматриваемой ситуации они будут отражены в отчетности по налогу на прибыль за 9 месяцев 2016 г.

"Резервный" вариант

В то же время на практике нередко компании сталкиваются с проблемой, когда основная часть сотрудников "заказывает" себе отпуск на летние месяцы. В этом случае расходы на оплату отпусков выпадают на определенные периоды, причем в существенном размере. С той целью, чтобы учитывать отпускные равномерно в течение налогового периода, компания может принять решение о создании резерва на предстоящие расходы на оплату отпусков.

Порядок "работы" с данным резервом описан в ст. 324.1 Кодекса. Так, приняв решение формировать "отпускной" резерв, компания должна отразить его в учетной политике, прописав также в ней:

  • принятый способ резервирования;
  • предельную сумму отчислений;
  • ежемесячный процент отчислений в резерв.

С этой целью составляется специальный расчет (смета).

Процент отчислений в "отпускной" резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. При этом оба названных показателя берутся с учетом соответствующих сумм страховых взносов.

Ну и, наконец, размер ежемесячных отчислений рассчитывается как произведение суммы фактических расходов на оплату труда за месяц с учетом взносов на рассчитанный ранее процент отчислений.

Обратите внимание! При определении предполагаемого размера расходов на оплату отпусков необходимо учитывать в том числе не использованные сотрудниками дни отпуска за прошлые периоды, а также дополнительные отпуска.

Пример 2. ООО "Ромашка" приняло решение создать в 2017 г. резерв на оплату отпусков.
Предполагаемая сумма отпускных без учета страховых взносов — 100 000 руб.
Сумма страховых взносов, начисленных на предполагаемую сумму отпускных (предположим, что совокупный тариф составляет 30,6%), — 30 600 руб.
Предельная величина отчислений в резерв — 130 600 руб.
Предполагаемая сумма расходов на оплату труда без учета взносов и отпускных — 1 000 000 руб.
Сумма страховых взносов, начисленных на предполагаемую сумму расходов на оплату труда, — 306 000 руб.
Предполагаемая сумма расходов на оплату труда с учетом взносов — 1 306 000 руб.
Ежемесячный процент отчислений в резерв составит 10% (130 600 руб. : 1 306 000 руб. x 100%).

При формировании "отпускного" резерва фактически выплаченные отпускные и соответствующие суммы страховых взносов списываются за счет этого резерва. Списание производится до тех пор, пока сумма начисленного с начала года резерва не достигнет предельной величины отчислений в резерв — с этого момента отчисления в резерв не производятся.

Обратите внимание! Компенсации за неиспользованный отпуск и начисленные на них страховые взносы не могут быть списаны за счет резерва предстоящих расходов на оплату отпусков (см. Письмо Минфина от 3 мая 2012 г. N 03-03-06/4/29). Указанные суммы учитываются в составе расходов на оплату труда в общем порядке (п. 8 ст. 255 НК).

Инвентаризация резерва

Итак, в течение года организация равномерно списывает расходы на оплату отпусков. При этом никаких корректировок в "резервных" расчетах не производится ни в связи с увольнением персонала, ни в связи с приемом на работу новых сотрудников. В то же время сумма ежемесячных отчислений в резерв зависит от размера фактических расходов на оплату труда. Кроме того, за счет резерва списываются и отпускные новых сотрудников, которые в расчет не были заложены.

Таким образом, на конец года "отпускного" резерва, с одной стороны, может не хватить на выплату всех отпускных, поскольку предельную сумму резерва превышать нельзя (!), а с другой — может остаться его "излишек".

В связи с этим ст. 324.1 Кодекса закреплена обязанность организации провести инвентаризацию указанного резерва. Для этого прежде всего нужно сумму начисленного резерва за год сравнить с суммой фактических расходов на оплату отпусков за этот же год.

В том случае, если сумма фактических расходов на оплату отпусков превысила сумму начисленного резерва, разницу на 31 декабря текущего года организация включает в состав расходов на оплату труда.

Читайте так же:
Как оплачивается отпуск по уходу за ребенком до полутора

Несколько сложнее ситуация, когда "отпускной" резерв полностью недоиспользован, то есть сумма фактически выплаченных отпускных меньше начисленного резерва. Порядок учета "остатка" зависит от того, будет ли компания и в следующем году формировать резерв на оплату отпусков или нет.

Организация не будет формировать "отпускной" резерв

В этом случае разница между суммой фактических расходов на выплату отпускных и суммой начисленного резерва на 31 декабря текущего года включается в состав внереализационных доходов.

Организация будет создавать резерв на оплату отпусков и в дальнейшем

При таких обстоятельствах сумму "отпускного" резерва в первую очередь нужно уточнить. Для этого следует определить, сколько дней отпуска работниками не было использовано, рассчитать сумму отпускных за эти дни и соответствующую сумму взносов во внебюджетные фонды. В результате получаем остаток резерва, который может быть перенесен на следующий год. Соответственно, сумму, которую надлежит включить в состав внереализационных доходов на 31 декабря текущего года, нужно определить по формуле:

Сумма "отпускного" резерва, начисленного за год — Сумма фактических расходов на оплату труда с учетом страховых взносов за год — Остаток резерва, переносимый на следующий год.

Обратите внимание! Как указано в Письме Минфина от 2 сентября 2014 г. N 03-03-06/1/43925, при проведении инвентаризации резерва на оплату отпусков следует учитывать планируемое количество дней отпуска в расчете за год, которое сравнивается с фактически использованными днями отпуска за год.

Статья 324.1 НК РФ. Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет

1. Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

2. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников.

3. На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва.

Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по которым ранее не создавался указанный резерв.

4. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда. Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.

5. Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

6. В аналогичном порядке налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.

Комментарий к Статье 324.1 НК РФ

Резерв под выплаты отпускных не только дает организации возможность равномерно в течение года списывать такие расходы, но и уменьшает платежи по налогу на прибыль в I квартале и полугодии, поскольку зарезервированные средства относят на расходы по оплате труда, не дожидаясь периода отпусков.

Процент отчислений в резерв рассчитывают по такой формуле:

где Пр — процент отчислений,

ПРО — предполагаемые расходы на оплату отпусков с учетом единого социального налога,

ПРЗ — предполагаемый размер расходов на оплату труда.

Для организаций не менее выгодно создавать резервы под выплаты ежегодных вознаграждений. Это позволит уменьшать в течение года налогооблагаемый доход на расходы, которые без резерва были бы списаны только в декабре. Это возможно в силу того, что в резерв можно ежемесячно относить сумму, равную произведению начисленной за месяц зарплаты и процента отчислений.

Другой комментарий к Ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации

Налогоплательщик вправе в налоговой политике для целей налогообложения прибыли самостоятельно определить порядок формирования резерва предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет с учетом положений статьи 324.1 НК, а также в соответствии с принципом экономической обоснованности расходов в виде отчислений в указанный резерв.

Читайте так же:
График отпусков на 2022 год штраф

На это указало Управление ФНС России по г. Москве в письме от 17.11.2008 N 19-12/106703 со ссылкой на письма Минфина России от 26.10.2007 N 03-03-06/2/193 и МНС России от 15.03.2004 N 02-5-10/13.

Президиум ВАС России в Постановлении от 26.04.2005 N 14295/04 указал, что под недоиспользованной на последний день текущего налогового периода суммой резерва на оплату отпусков понимается разница между суммой начисленного в отчетном периоде резерва на оплату отпусков и суммой фактических расходов на оплату использованных отпусков, а также расходов на предстоящую оплату неиспользованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков.

Как подготовиться к выплате ежегодных вознаграждений

Если организация применяет общую систему налогообложения и является плательщиком налога на прибыль, то единовременная выплата премии в I или II квартале может значительно увеличить расходную часть облагаемой базы за указанный период. Чтобы этого избежать, организации могут заранее резервировать определенные суммы и учитывать в составе расходов для целей налогообложения в течение текущего года, а по его окончании – осуществить выплату вознаграждения из данного резерва.

Правила формирования резерва

Налоговое законодательство устанавливает право налогоплательщика формировать резервы в налоговом учете, в том числе резерв на выплату вознаграждений по итогам года: на создание резервов предстоящих расходов (ст. 324.1 НК РФ; на оплату отпусков; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год (п. 6 ст. 324.1 НК РФ). Формировать их могут только налогоплательщики, определяющие доходы и расходы по методу начисления (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ). Создание резерва – право организации, а не обязанность. Организация самостоятельно решает, создавать ли ей резервы и какие именно.

Порядок формирования и проведения инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков прописан в п. 1–5 ст. 324.1 НК РФ. При этом налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год в аналогичном порядке.

Руководствуясь п. 1 и 6 ст. 324.1 НК РФ, налогоплательщик, который принял решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, обязан отразить в учетной политике принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в данный резерв. На конец налогового периода (31 декабря) необходимо провести инвентаризацию резерва (п. 3, 4, 6 ст. 324.1 НК РФ).

Как правило, определение размера вознаграждений и их выплата производятся не в том году, когда резерв формируется, а на следующий год, после утверждения бухгалтерской отчетности. Поэтому в такой ситуации по состоянию на 31 декабря резерв остается полностью неиспользованным и по итогам инвентаризации подтверждается планируемая к выплате сумма.

Согласно абзацу седьмому п. 1 ст. 318 НК РФ расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда, могут быть отнесены к прямым расходам. Таким образом, отчисления в резерв предстоящих выплат в отношении работников основного производства, на наш взгляд, являются прямыми расходами.

В свою очередь, отчисления в резерв предстоящих отпусков в отношении управленческого персонала могут быть учтены в качестве косвенных расходов (абзац девятый п. 1 ст. 318 НК РФ). В то же время необходимо отметить, что перечень прямых расходов устанавливается организацией самостоятельно (абзац десятый п. 1 ст. 318 НК РФ). При этом механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом организации (Определение Конституционного суда РФ от 25.04.2019 № 876-О). Следовательно, исходя из особенностей деятельности, организация самостоятельно определяет, к какому виду расходов (прямым или косвенным) относятся затраты на формирование резерва предстоящих расходов на оплату ежегодных вознаграждений как в отношении работников, занятых в процессе производства, так и в отношении иных сотрудников организации, непосредственно не связанных с производственным процессом.

При этом налоговое законодательство не разъясняет, вправе ли организация устанавливать различный размер отчислений в резерв для обособленных подразделений. Как указал Минфин России в Письме от 07.12.2012 № 03-03-06/1/632, процент отчислений в резерв может предварительно рассчитываться отдельно по каждому подразделению организации. При этом резерв предстоящих расходов формируется в целом по организации.

Формирование резерва в течение года

В учетной политике для целей налогообложения следует закрепить следующие показатели:

• предполагаемый размер вознаграждений, исходя из критериев системы премирования, которые могут быть предусмотрены, например, в коллективном договоре, с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование, приходящихся на эти выплаты (показатель 1);

• предполагаемый размер расходов на оплату труда с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование, приходящихся на эти выплаты (показатель 2);

• процент ежемесячных отчислений в резерв, который определяется как отношение показателя 1 к показателю 2.

На основании полученных результатов составляется смета (специальный расчет) отчислений в резерв. В соответствии с ней ежемесячно производится отчисление средств в резерв в течение всего налогового периода. Как правило, такая смета составляется в конце года, а процент будет применяться в следующем году.

Расчет производится по следующей формуле:

Процент отчислений = (Планируемый размер премии + страховые взносы) : (ФОТ + страховые взносы) х 100 %

Поскольку величина страховых взносов является постоянным процентом (при планировании регрессивная ставка, как правило, не применяется), то берут соотношение планируемого размера премии к годовой сумме фонда оплаты труда и умножают на процент страховых выплат. Процент отчислений умножают на фактическую сумму расходов на оплату труда за месяц (без учета страховых взносов). В итоге к концу года сумма резерва должна достичь планируемого размера премии.

Пример 1

Организация приняла решение о формировании в 2020 г. резерва предстоящих расходов на выплату вознаграждений по итогам работы за 2020 г. В учетной политике для целей налогообложения были закреплены положение о создании такого резерва, предельная сумма отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв. На 2020 год запланированы расходы на оплату труда (ФОТ) в размере 1 200 000 руб., на выплату вознаграждения по итогам работы за год в размере 300 000 руб. (то есть премия планируется в объеме 25% от годового ФОТ, 300 000 руб.:1 200 000 руб.). По итогам 2019 г. ставка страховых взносов по отношению к ФОТ составила 29,12% (с учетом регресса).

Читайте так же:
Начисление отпускных примеры расчета

Рассчитаем ежемесячный процент и сумму отчислений в резерв. Ежемесячный процент отчислений на 2020 г. составил 32,28% от ФОТ за месяц. Соотношение премии к годовому ФОТ 25% нужно умножить на (100% + 29,12%). Допустим, что ежемесячно размер ФОТ 100 000 руб. (1 200 000 руб. : 12 мес.). Ежемесячно нужно начислять резерв на выплату премии в размере 32 280 руб. (100 000 руб. х 32,28%).

Датой признания расходов в виде сумм отчислений в резерв является дата начисления резерва, а не дата выплаты вознаграждений за счет средств созданного резерва (подп. 2 п. 7 ст. 272 НК РФ). Таким образом, направляя ежемесячные отчисления в резерв, организация уменьшает базу по налогу на прибыль в период создания резерва на эти отчисления. За 12 месяцев начислено 387 360 руб. (32 280 руб. х 12). Это 300 000 руб. предстоящих выплат по премии и 29,12% страховых взносов с этой суммы.

Безусловно, ежемесячные выплаты на оплату труда будут разными, на нее будут влиять отпускные, больничные и другие выплаты. Поэтому сумма отчислений в резерв тоже будет разная, но к концу года сумма премии примерно будет равна планируемой, но все же несколько отличаться от нее.

В конце 2020 г. (на 31 декабря) организация провела инвентаризацию резерва с целью выявления суммы недоиспользования резерва или его перерасхода и скорректировать облагаемую базу.

Проведение инвентаризации резервов

Резерв на выплату вознаграждений должен быть уточнен на конец налогового периода (п. 4 ст. 324.1 НК РФ). На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию резерва (ч. 3 ст. 324.1 НК РФ), в ходе которой могут быть выявлены как неиспользованные суммы резерва, так и предстоящие выплаты, не покрытые резервом.

На основе проведенной инвентаризации размер сформированного обществом резерва на выплату годовых премий фактически уточняется для каждого сотрудника, состоящего на конец соответствующего календарного года в трудовых отношениях с обществом. При этом подтверждается право работника на получение такого вознаграждения в следующем году. Излишне начисленная сумма вознаграждений по итогам работы за год подлежит восстановлению в составе доходов на 31 декабря года, в котором он был начислен. Данные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 11.12.2018 № 03-03-06/1/89911. Такая ситуация, например, может сложиться в случае, если сотрудник, по которому начисляли резерв, уволился и не имеет права на получение вознаграждения в следующем году. Если будет выявлена нехватка резерва, следует уточнить сумму начислений. Например, если право на выплату вознаграждения получили вновь принятые сотрудники.

Пример 2 (по данным примера 1)

Допустим, что фактически начисленная сумма резерва по состоянию на 31.12.2020 оказалась ниже планируемых выплат в 2021 г., то есть фиксируется ее нехватка. Инвентаризацией по состоянию на 31.12.2020 планируемая к выплате в 2021 г. ранее сумма вознаграждений подтверждена. Организация вправе доначислить нехватку резерва до планируемой к выплате суммы в налоговом учете записями 31.12.2020, то есть отразить в годовой налоговой декларации.

Следует отметить, что годовая налоговая декларация по налогу на прибыль представляется не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 289 НК РФ). Если к этому периоду планировавшиеся к выплате суммы были уже фактически все выплачены в меньшем размере, лучше скорректировать сумму созданного по состоянию на 31.12 предшествующего года резерва. Но может сложиться и обратная ситуация. Например, по страховым взносам создание было предусмотрено с учетом регрессивной ставки, а при выплате вознаграждения в следующем году оказалось, что страховые взносы были начислены по обычной ставке.

Пример 3(по данным примера 1)

Допустим, что фактически начисленная сумма резерва по состоянию на 31.12.2020 была подтверждена инвентаризацией на конец 2020 г., но в силу различных обстоятельств оказалась недостаточной для выплат в 2021 г. Оптимальным будет доначисление расходов в 2020 г. с отнесением разницы в расходы по оплате труда.

Пример 4 (по данным примера 1)

Допустим, что фактически начисленная сумма резерва по состоянию на 31.12.2020 была подтверждена инвентаризацией на конец 2020 г., но в силу различных обстоятельств оказалась излишней. Если в 2021 г. организация создаст резерв по выплате аналогичного, следует скорректировать начисления следующего года за счет остатка неиспользованного по итогам 2020 г. резерва.

Надо отметить, что если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов, то по итогам проведенной инвентаризации на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, необходимо восстановить в составе внереализационных доходов неиспользованную часть резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений.

Счет 40160 Резервы предстоящих расходов и Счет 50209 Отложенные обязательства

Письмо Министерства финансов РФ № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г. дополнило информацию об учете операций с отложенными обязательствами и учете резервов предстоящих расходов.

Напомним, что изменения Инструкции №157н в редакции №89н от 29.08.2014г. коснулись такого раздела Единого плана счетов как «Финансовый результат». В частности появился «новый» для «бюджетников» счет 040160000 «Резервы предстоящих расходов». Что же о нем говорится в Инструкции?

Счет предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения:

возникающих вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств):

§ предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;

§ предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;

§ иных аналогичных предстоящих оплат;

возникающих в силу законодательства Российской Федерации при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;

возникающих из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству Российской Федерации претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;

Читайте так же:
Кто оплачивает дополнительный отпуск гражданам подвергшимся воздействию радиации

по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;

по иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов, по видам создаваемых резервов.

В Приложении №1 к письму № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г. Минфин дает отдельные рекомендации по формированию рабочего плана счетов учреждения, в частности рекомендует ввести в 23-й разряд детализацию вида резервов.

Исходя из определения счета, перечня предлагаемых проводок в корреспонденции со счетом 040160000 Инструкций № 174н и 183н (см. проекты приказов на сайте Минфина РФ), а также последнего Письма Минфина РФ № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г. можно перечислить следующие хозяйственные операции, которые необходимо описать в Учетной политике учреждения и применять в хозяйственной жизни учреждения:

1. Формирование резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) — КОСГУ 211.

2. Формирование резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) – КОСГУ 213.

3. Формирование резерва на восстановление последствий эксплуатации основных средств, включаемой в стоимость основных средств (оценочные значения) – КОСГУ 225.

4. Формирование резерва по понесенным расходам, по которым не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений) – КОСГУ группы 200.

5. Формирование резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам) – КОСГУ 290.

6. Формирование резерва по отложенному обязательству по уплате налога на прибыль. По этому пункту есть масса вопросов, т.к. Инструкции №174н и №183н не поясняют, какой КОСГУ будет у счета 240160000, исходя из определения счета резервов должен быть расходный КОСГУ 200 (например, КОСГУ 290), но налог на прибыль платится из доходов, т.е. КОСГУ 100 (например, КОСГУ 130). Получается довольно странная корреспонденция Дт 240110130 Кт 240160290. И скорее всего при автоматизированном формировании балансовой формы 0503721 могут возникнуть проблемы.

В НК РФ резервы предстоящих расходов описаны в Главе 25 статьях 266, 267.

Хозяйственные операции по формированию резервов проводятся на последнее число периода, предшествующего тому, для которого рассчитывают резерв. Хозяйственные операции по формированию резервов на следующий финансовый год проводятся последним днем 31.12 текущего года для отражения резервов следующего финансового года с добавлением проводок по счетам санкционирования 050209000 «Отложенные обязательства». В течение финансового года сформированные резервы списываются по мере подтверждения обязательств и отложенные обязательства также списываются. В конце года может остаться некое сальдо на счете 040160000. Списывать его не нужно, а нужно формировать новые резервы на разницу, т.е. чтобы сальдо на счете 040160000 было равно скалькулированным суммам новых предстоящих резервов расходов на будущий финансовый год. Также поступают и по счетам санкционирования, чтобы кредитовое сальдо на счете 040160000 было равно кредитовому сальдо счета 050209000.

На 2015г. Министерство финансов РФ в своих Методических рекомендациях от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918 об отчетности за 2014г. «позволило» не формировать резервов (т.к. большинство учреждений не подготовили свою Учетную политику и не принимали решений о формировании резервов соответственно), поэтому в этом 2015 году большинство учреждений не ведут данный учет, но 31.12.2015г. уже необходимо быть готовыми сформировать резервы предстоящий расходов 2016 финансового года.

Приведем проводки по резервам предстоящих расходов и отложенным обязательствам согласно Методических рекомендаций Минфина РФ от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918 и Письма № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г.

Инвентаризация резерва на оплату предстоящих отпусков

В конце года по состоянию на 31 декабря необходимо сравнить сумму, начисленную в резерв за текущий год, и сумму фактических расходов на оплату отпусков с учетом страховых взносов и отчислений на травматизм, т. е. провести инвентаризацию (п. 3 ст. 324.1 НК РФ). В бухгалтерском учете правила проведения инвентаризации установлены Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.

В ходе инвентаризации организация определяет фактическую сумму произведенных в текущем году расходов на оплату отпусков и сравнивает ее с фактической суммой отчислений в резерв. Это позволяет выявить разницу. Как учитывать эту разницу, зависит от того, будет организация в следующем году создавать резерв на оплату отпусков или нет.

Возможны два варианта:

1) фактические расходы на оплату отпусков превысили начисленный за год резерв;

2) сумма резерва на конец года окажется больше суммы фактических расходов на оплату отпусков.

Минфин России в своем Письме от 20 марта 2012 г. N 03-03-06/1/131 уточняет порядок проведения инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков для целей налогового учета.

В Письме сообщается, что если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года:

— превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года (вариант 1), то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда;

— оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года (вариант 2), то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.

Читайте так же:
Простой пример расчета отпускных

Если налогоплательщиком принято решение не формировать резерв на следующий налоговый период, то весь фактический остаток резерва включается в доходы (расходы) на 31 декабря текущего года.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ инвентаризация резерва на оплату отпусков для целей бухгалтерского учета проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Если в результате инвентаризации выявится, что суммы фактически начисленного резерва превышают суммы фактических расходов на оплату отпусков за год, 31 декабря отчетного года излишне начисленная сумма резерва сторнируется (п. 3.51 Методических указаний). В учете это отражается проводкой:

Дебет 20, 26, 44 Кредит 96 — сторнирована сумма излишне начисленного резерва на оплату отпусков.

Если в результате проведенной инвентаризации будет выявлено, что сумма фактических расходов на оплату отпусков превышает сумму созданного резерва, в бухгалтерском учете необходимо отразить дополнительные отчисления в резерв на оплату отпусков и включить их в издержки производства и обращения:

Дебет 20, 26, 44 Кредит 96 — доначислен резерв на сумму превышения фактических расходов на оплату отпусков (с страховых взносов и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве) над величиной резерва.

Если резерв в следующем году не создается, например компания является малым предприятием и решило в следующем году резерв не начислять:

Дебет 20, 26, 44 Кредит 96 — сторнирована сумма излишне начисленного резерва на оплату отпусков.

Для наглядности приведем примеры.

Пример (фактический остаток неиспользованного резерва на конец года превышает сумму начисленного резерва). Допустим, транспортная компания в соответствии с учетной политикой формировала резерв на оплату предстоящих расходов на оплату отпусков для целей бухгалтерского и налогового учета в текущем периоде и собирается формировать его в следующем. Способ формирования резерва для целей бухгалтерского учета совпадает со способом формирования резерва для целей налогового учета.

Размер ежемесячных отчислений составляет долю (процент) от расходов на оплату труда с учетом «зарплатных» налогов. Предположим, при расчете резерва на оплату отпусков для целей налогообложения на начало 2012 г. использовались следующие показатели: планируемая сумма отпускных — 100 000 руб., фонд оплаты труда — 1 200 000 руб. Предполагаемая сумма отчислений в резерв в бухгалтерском учете составит 130 200 руб. (100 000 руб. + 100 000 руб. x 30% + 100 000 руб. x 0,2%), где 0,2% — величина тарифа страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Общий размер предполагаемых расходов на оплату труда с учетом «зарплатных» налогов составит 1 562 400 руб. (1 200 000 руб. + 1 200 000 руб. x 30% + 1 200 000 руб. x 0,2%). Таким образом, ежемесячный процент отчислений в резерв на оплату отпусков будет равен 8,33% (130 200 руб. : 1 562 400 руб. x 100%).

Ежемесячные суммы отчислений в резерв отражаются бухгалтерской проводкой:

Дебет 44 Кредит 96.

Суммы резерва, использованные на оплату отпусков, отражаются бухгалтерской проводкой:

Дебет 96 Кредит 70 — начислены отпускные за счет резерва;

Дебет 96 Кредит 69 — начислены страховые взносы и взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По итогам года в бухучете на 31 декабря была проведена инвентаризация резерва на оплату отпусков. По итогам инвентаризации выяснилось, что сумма созданного резерва в сумме 140 000 руб. меньше суммы фактических расходов в сумме 160 000 руб. Недостаток резерва в сумме 20 000 руб. (160 000 руб. — 140 000 руб.) в налоговом учете отражается в составе расходов на оплату труда, в бухгалтерском учете — на счете 44 «Расходы на продажу».

Исходя из положений п. 5 ст. 324.1 НК РФ отчисления в резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год осуществляются с правом переноса не использованного на конец отчетного налогового периода резерва не следующий налоговый период, если организация будет создавать такой резерв в следующем налоговом периоде.

Сумма переносимого неиспользованного резерва предстоящих расходов на оплату отпусков уточняется исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда (с учетом установленной методики расчета среднего заработка), обязательных отчислений на страховые взносы и взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Следовательно, сумма резерва на оплату отпусков, которая переносится на следующий год, определяется не по предполагаемым (как при создании резерва), а по фактическим данным.

Пример (сумма резерва на конец года больше суммы фактических расходов на оплату отпусков). Торговая организация на 31 декабря отчетного года в налоговом и бухгалтерском учете сформировала резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в размере 130 000 руб. Компания собирается формировать резервы на оплату отпусков и в следующем налоговом периоде. В соответствии с п. 3 ст. 324.1 НК РФ была проведена инвентаризация указанного резерва. Сумма фактически начисленных отпускных составила 100 000 руб. Торговая компания имеет неиспользованный остаток резерва в сумме 30 000 руб. (120 000 — 100 500). Часть суммы приходится на не использованные 2 сотрудниками дни отпуска (один сотрудник не отгулял 5 дней отпуска, другой — 10 дней). Предположим, что средняя дневная оплата труда для этих сотрудников на 31 декабря текущего года составила 600 руб., тогда на неиспользованные дни отпуска приходится 9000 руб. (600 руб. x 15 дн.). Страховые взносы и отчисления на травматизм составят 2718 руб. (9000 руб. x 30,2%). Общая сумма расходов составит 11 718 руб. (9000 + 2718). Эту сумму организация переносит в резерв на оплату отпусков на следующий налоговый период. Сумма в размере 18 282 руб. (30 000 — 11 718) будет учтена во внереализационных доходах текущего налогового периода.

В бухгалтерском учете на 31-е декабря текущего периода будут сделаны записи:

Д-т 44 «Расходы на продажу» К-т 96 «Резервы предстоящих расходов»

— (-18 282 руб.) — сторнирована сумма излишне начисленного резерва на оплату отпусков;

Д-т 44 «Расходы на продажу» К-т 96 «Резервы предстоящих расходов»

— 11 718 руб. — сумма неиспользованного резерва перенесена на следующий год.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector