Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новый закон о поддержке малого и среднего бизнеса

Новый закон о поддержке малого и среднего бизнеса

В конце июля Президент подписал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ).

Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания*. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения.

Примечание:
* Арбитражную практику по этому поводу см. здесь.

Закон № 88-ФЗ предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию: они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов. Большинство этих льгот были отменены с 2005 года*, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей придется в суде).

Примечание:
* Мы писали об этом здесь.

Новый закон определяет, на какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес.

Новый закон о поддержке малого и среднего бизнеса

В конце июля Президент подписал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ).

Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания*. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения.

Примечание:
* Арбитражную практику по этому поводу см. здесь.

Закон № 88-ФЗ предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию: они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов. Большинство этих льгот были отменены с 2005 года*, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей придется в суде).

Примечание:
* Мы писали об этом здесь.

Новый закон определяет, на какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес.

Малые и средние предприятия: критерии

В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.

Первый критерий — состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юрлицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.

Второй критерий — средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Третий критерий — выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ — без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.

Органы статистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий — раз в год).

Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подряд численность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленных законом предельных значений.

Принципы поддержки малого и среднего бизнеса

В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.

Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

Читайте так же:
Федеральный закон 66 фз в последней редакции 2022

Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.

Конкретные льготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона.

В статье 14 Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).

Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.

Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.

Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.

Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.

Переходные положения закона о поддержке малого и среднего бизнеса

Закон № 209-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением положений, касающихся полномочий Правительства РФ по установлению предельных значений выручки и балансовой стоимости активов, а также проведения сплошных статистических наблюдений за их деятельностью. Данные положения вступают в силу с 1 января 2010 года.

С 1 января 2008 года субъекты малого предпринимательства, действовавшие в рамках старого закона, и не отвечающие условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным новым Законом № 209-ФЗ, сохраняют право на ранее оказанную поддержку в соответствии с федеральными и региональными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев, т. е. до конца июня 2008 года.

Мы будем жить теперь по новому: какие изменения ждут предпринимателей в 2021 году

В новом 2021 году жизнь предпринимателей малого и среднего бизнеса нашей страны уже не будет прежней – в России вступят в силу десятки законов и подзаконных актов, которые в той или иной степени повлияют на работу компаний и ИП. О том, какие значимые для малого и среднего бизнеса законодательные нововведения вступят в силу в 2021 году и как они повлияют на работу компаний, рассказала управляющий партнёр сервиса облачных юристов Solver Елена Шершнёва.

Елена Шершнёва, предприниматель из Москвы, управляющий партнёр сервиса облачных юристов Solver . Образование: юридический факультет Алтайского государственного университета. Стаж в юриспруденции – 18 лет. Последние 10 лет работала в юридической практике компании «большой четвёрки» Ernst&Young и руководила юридическим департаментом крупного IT-стартапа. Сервис Solver запущен в 2018 году.

Елена Шершнёва

1. Законодательство о налогах претерпевает огромное количество изменений. Одним из самых существенных является отмена ЕНВД с 1 января 2021 года. Те, кто его применял, вправе перейти на другую систему налогообложения. Подробнее об этом портал Biz360.ru рассказывал в отдельной большой статье (см. ниже).

3. С 1 февраля 2021 года произойдёт переход от суммового к потоварному учёту: ИП на спецрежимах обязаны будут указывать в чеках наименования услуг, товаров и блюд.

  • Редакция портала Biz360.ru готовит подробную статью на эту тему – следите за нашими публикациямивTelegram,Facebookили на сайте.

4. С 2021 года многие российские IT-компании смогут воспользоваться рядом налоговых льгот и преференций. При этом претендовать на налоговые послабления, к сожалению, смогут не все игроки рынка информационных технологий.

1. С 26 апреля срок уведомления налоговой об изменениях сведений о юридических лицах (в ЕГРЮЛ) и индивидуальных предпринимателях (в ЕГРИП) увеличится с трёх до семи рабочих дней.

2. Если компания является единственным участником или учредителем другого юридического лица, налоговая самостоятельно внесёт изменения в ЕГРЮЛ о такой организации в качестве такого участника/учредителя в случае:

регистрации нового наименования;

реорганизации компании путём преобразования;

реорганизации компании путём слияния или присоединения (в ЕГРЮЛ будут внесены данные о её правопреемнике).

3. Перечень сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, будет расширен: например, теперь в нём будет содержаться информация обо всех случаях передачи доли или её части в доверительное управление и о доверительном управляющем этой долей/частью (ранее это касалось только перехода в порядке наследования), а также информация о тех случаях, когда акционерное общество состоит из одного участника.

1. С 1 января 2021 года впервые трудоустроенным сотрудника можно будет не оформлять трудовые книжки на бумажном носителе. Они будут оформляться в электронном виде Пенсионным фондом РФ на основании данных, представленных работодателем.

2. С 1 января 2021 года вступают изменения в Трудовой кодекс, официально закрепившие удалённую работу. В числе основного:

удалённого сотрудника можно будет уволить, если он не выходит на связь с работодателем 2 и более рабочих дней непрерывно без уважительной причины;

удалённая работа будет возможна в виде полугодовой непрерывной деятельности, либо в виде чередования работы удалённо и в офисе работодателя;

Читайте так же:
По закону можно ли вернуть обои после 14 дней

временно перевести на удалёнку по инициативе работодателя можно будет по решению государственных или муниципальных органов власти, а также при наличии угрозы нормальным жизненным условиям населения или его части;

при переводе сотрудников на удалёнку на работодателя возлагается обязанность обеспечить их необходимым оборудованием или компенсировать сотрудникам использование ими иного оборудования.

4. Сведения о среднесписочной численности сотрудников не нужно будет подавать отдельно – с 1 января 2021 года они будут подаваться в составе расчёта по страховым взносам.

5. С 1 января 2021 года внедряются новые формы уведомлений о приёме на работу и увольнении иностранцев – отличия минимальны, но уведомления по старой форме приниматься не будут.

В 2021 году факт наличия разрешения на право заниматься лицензируемой деятельностью будет подтверждаться не бумажным документом, а записью в соответствующем реестре лицензий, которые будут вести лицензирующие органы. Оформление лицензий в бумажном виде будет прекращено, однако сохранится возможность получить бумажную выписку из соответствующего реестра, плата за которую составит 3 000 рублей.

1. Цифровизация активно проникла в сферу регистрации прав на интеллектуальную собственность. И с 17 января 2021 года свидетельства о регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности будут выдаваться в электронной форме, а в бумажном виде – только по желанию заявителя.

2. Также при регистрации объектов интеллектуальной собственности (например, при регистрации патента на изобретение) по желанию заявителя к заявке на регистрацию можно будет прилагать не только чертежи, но и трехмёрную модель изобретения в электронной форме.

3. С 1 августа 2021 года государственную регистрацию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и других объектов интеллектуальной собственности сможет выполнять как Роспатент, так и подведомственные ему учреждения.

4. Существенно меняются правила проведения экспертизы заявки на изобретение по существу. Например, ходатайство о проведении экспертизы международной заявки на изобретение по существу может быть подано в течение 3 лет с момента международной подачи заявки, а запросить проведение предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности изобретения можно будет до начала проведения экспертизы заявки на изобретение по существу и до завершения формальной экспертизы по заявке.

1. С 1 апреля 2021 года закупка у единственного поставщика может происходить в большем, чем раньше, объёме (например, предельная цена одной закупки малого объёма увеличивается до 3 млн. рублей, если закупка является электронной).

2. Перечень сведений, которые необходимо указывать при планировании некоторых закупок, расширяется с 1 июля 2021 года. В плане-графике федеральные заказчики (региональные и муниципальные заказчики – при закупках из федерального бюджета) обязаны указывать специальный КБК для закупок, направленных на приобретение недвижимости, строительство, реконструкцию и снос объектов капитального строительства, подготовку проектной документации и др.

3. При закупках у единственного поставщика с 1 октября 2021 года через ЕИС можно будет получить информацию обо всех предварительных предложениях, размещаемых на электронных площадках.

4. С 1 января при проверке участников закупок–юридических лиц комиссия по осуществлению закупок будет проверять, не привлекались ли такие организации к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ.

1. С 1 января 2020 года начнёт действовать закон о цифровых финансовых активах и криптовалюте, который закрепляет правила выпуска, учёта и обращения ЦФА. В частности, российским компаниям будет запрещено принимать оплату за свои товары/услуги криптовалютой. Сделки с цифровой валютой можно будет заключать исключительно через лицо со статусом оператора, включенного в реестр ЦБ РФ.

2. Одновременно с этим, компании с 1 января 2021 года получат возможность рассчитываться между собой электронными деньгами через корпоративные электронные кошельки, что на сегодняшний день запрещено.

3. Любые операции по снятию со счёта юридических лиц сумм от 600 000 рублей, независимо от вида их деятельности, попадут под контроль. Кроме того, банки будут обязаны предоставлять сведения об операциях по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 млн. рублей в Росфинмониторинг.

1. С 1 января 2021 года на публичные акционерные общества возлагается обязанность по проведению внутреннего аудита. Для исполнения этой обязанности совет директоров (наблюдательный совет) ПАО формирует комитет по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью публичного общества, в том числе с оценкой независимости аудитора и отсутствием у него конфликта интересов, а также с оценкой качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности ПАО.

2. На ПАО, созданные до 1 сентября 2014 года, которые не соответствуют публичному статусу, возлагается обязанность внести в устав изменения, предусматривающие исключение из его фирменного наименования указания на статус публичного общества.

С 1 января 2021 года вступают в силу новые правила предоставления гостиничных услуг в РФ. Вот несколько важных изменений:

1. Договор об оказании гостиничных услуг будет считаться заключённым не только в тех случаях, когда он в бумажном виде подписан сторонами, как это работает сейчас, но и если он подписан в электронном виде, или от провайдера услуг получено подтверждение заявки, или клиент внёс предоплату за проживание.

2. Договор должен содержать условия о категории гостиницы и номера, расчётном часе заселения, об оплате и т.д. Например, при раннем заезде плата за период от времени заселения до времени заезда не будет превышать плату за половину суток. За этот же период, если он составляет более 12 часов, размер оплаты определит сама гостиница.

3. Сейчас заселение возможно только по паспортам, а будет возможно и по временному удостоверению личности.

Biz360

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал , страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен» .
biz360

Анализ нового закона о развитии малого и среднего предпринимательства

24 июля 2007 г. принят новый Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" N 209-ФЗ (далее — Закон N 209-ФЗ), который вступит в силу с 1 января 2008 г. и заменит собой действующий в настоящее время Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее — Закон N 88-ФЗ). Отметим, что Закон N 88-ФЗ фактически не применяется на практике, поскольку предусмотренные в нем льготные налоговые режимы для малого предпринимательства утратили силу с принятием Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Помимо этого не было принято соответствующих подзаконных актов, обеспечивающих реальное исполнение и применение данного Закона. Итак, обратимся к положениям нового Закона.

Читайте так же:
Правовой анализ законодательства о признании граждан нетрудоспособными

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Закон N 209-ФЗ вводит понятие среднего предпринимательства, широко применяемое в мировой практике. Новаторским, по сравнению с прежним Законом, является также возможность отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства потребительских кооперативов, которые, как известно, являются некоммерческими организациями.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, установленным Законом N 209-ФЗ:

  1. Состав активов.

В уставном или складочном капитале либо паевом фонде субъектов малого и среднего предпринимательства — юридических лиц доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан и юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать двадцати пяти процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия других юридических лиц (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в капитале малого или среднего предприятия также не должна превышать двадцати пяти процентов. Аналогичные требования к уставному капиталу малого предприятия установлены и действующим в настоящее время Законом N 88-ФЗ.

  1. Средняя численность работников. Этот показатель не должен превышать:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия со средней численностью трудящихся до пятнадцати человек.

Действующий в настоящее время Закон N 88-ФЗ устанавливает различную предельно допустимую численность работников для различных сфер деятельности. В новом Законе такого деления нет.

  1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Этот показатель не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанный критерий является новым по сравнению с прежним Законом. С 1 января 2010 г. Правительство РФ начнет устанавливать его с периодичностью один раз в пять лет с учетом "данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью малого и среднего предпринимательства".

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием — численностью работников либо размером выручки от реализации товаров, работ или услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если численность работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим (п. п. 3, 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства

Обратите внимание на ст. 7 Закона N 209-ФЗ. Государство предусматривает множество мер для нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  • упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • иные, направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона меры.

Статьи 9, 10, 21 — 25 Закона N 209-ФЗ содержат детальный перечень мер информационной, консультационной и иных видов поддержки малого и среднего предпринимательства. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Законом, в частности, включают:

  • размещение в открытом доступе информации о федеральных и региональных программах поддержки предпринимательства, об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • создание организаций, оказывающих консультационную поддержку субъектам малого предпринимательства;
  • поддержку в области подготовки и переподготовки кадров;
  • поддержку в области инновационной деятельности и промышленного производства;
  • поддержку в области внешнеэкономической деятельности;
  • поддержку в области ремесленной деятельности;
  • поддержку организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Отдельно следует сказать о мерах имущественной и финансовой поддержки, которые мы рассмотрим ниже.

Реестры получателей "помощи"

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки. В реестрах содержатся сведения, в частности, о виде, форме и размере предоставленной поддержки, сроке ее оказания, а также о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки. Порядок ведения реестров устанавливается Правительством РФ (п. п. 1, 2, 4 ст. 8 Закона N 209-ФЗ).

Информация, содержащаяся в реестрах субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства и оказываемой им поддержке исключаются из реестров по истечении трех лет с даты окончания срока оказания поддержки (п. п. 5, 6 ст. 8 Закона N 209-ФЗ).

Действующий Закон N 88-ФЗ предусматривает сначала необходимость регистрации юридического лица в качестве субъекта малого предпринимательства и только после получения соответствующего свидетельства — возможность использования привилегий и льгот, установленных для малого предпринимательства. Для индивидуальных предпринимателей такая регистрация не требуется. В соответствии же с новым Законом "предварительная" регистрация исключена, критерии соответствия категории малого или среднего предпринимательства будут проверяться каждый раз при обращении за получением или использованием конкретных мер поддержки.

Читайте так же:
Норма жилой площади виды норм жилой площади по действующему законодательству

Кто останется без поддержки

Поддержка, в соответствии с Законом, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами, участниками соглашений о разделе продукции, предпринимателями в сфере игорного бизнеса, а также нерезидентами Российской Федерации (п. 3 ст. 14 Закона N 209-ФЗ).

Субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, также не может оказываться финансовая поддержка (п. 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ).

В оказании помощи будет отказано, если субъект малого или среднего предпринимательства не выполнил условия ее оказания или если не истек срок оказания аналогичной поддержки, решение о которой было принято ранее. Субъект малого и среднего предпринимательства не получит поддержку еще и в случае, если с момента признания его нарушителем порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее трех лет (п. 5 ст. 14 Закона N 209-ФЗ).

Инфраструктура поддержки

Закон предусматривает создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства — системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, и иные организации.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Финансовая и имущественная поддержка

Закон предусматривает оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание имущественной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Переходные положения

Закон N 209-ФЗ устанавливает, что субъекты малого предпринимательства, осуществляющие свою деятельность до дня вступления указанного Закона в силу, но не отвечающие определенным Законом N 209-ФЗ условиям отнесения к таковым, сохраняют право на ранее оказанную поддержку в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев со дня вступления данного Закона в силу.

В целом, проанализировав новый Закон N 209-ФЗ, можно сделать следующий вывод: при всем многообразии форм, видов и мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Закон не содержит ни одной нормы, которая могла бы непосредственно применяться на практике без принятия дополнительных подзаконных актов, федеральных и иных программ. Без создания значительной нормативной, имущественной и организационной базы во исполнение данного Закона его положения останутся действующими лишь на бумаге.

В России могут легализовать семейный бизнес

Такую форму предпринимательства предлагают перевести на особый налоговый режим и освободить от заключения трудовых договоров между родственниками

В России могут легализовать семейный бизнес

В российском законодательстве нет такого понятия, как «семейное предпринимательство». Сейчас эта деятельность подпадает под определение малого и среднего бизнеса. Но требования к субъектам МСП избыточны для компаний, все сотрудники которой — родственники.

В Госдуме совместно с Торгово-промышленной палатой (ТПП) разрабатывают законопроект о «семейном бизнесе» как особой форме предпринимательства. Он упростит порядок налогообложения таких предприятий и позволит предоставить им господдержку.

По поручению президента

По данным опроса, проведённого ТПП в сентябре 2020 года, более половины малого и среднего бизнеса в России — семейные предприятия. При этом 87 процентов таких компаний попросили установить для них специальный налоговый режим, а 76 процентов — упростить трудовые отношения между членами семьи, сообщил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Валерий Скруг.

«Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 года предусматривает решение задачи по развитию экономической самостоятельности семьи, — сказал он. — В том числе нужны условия для развития семейного предпринимательства». Сейчас работу таких предприятий регулирует законодательство о малом и среднем бизнесе, но его нормы зачастую являются слишком жёсткими для семейного бизнеса, считает Валерий Скруг.

Ещё в июле 2019 года президент Владимир Путин предложил закрепить в законодательстве определение семейного бизнеса, чтобы власти могли беспрепятственно оказывать поддержку таким компаниям. Торгово-промышленная палата прорабатывает этот вопрос, сказал 25 февраля 2021 года на встрече с президентом глава ТПП Сергей Катырин. «Мы уже провели три всероссийских форума семейных бизнесов, съезжались компании со всей страны», — сказал он.

В Госдуме подтвердили факт разработки законопроекта. Как отметил Валерий Скруг, документ облегчит процесс трудоустройства сотрудников, налогообложения, распоряжения имуществом. Закон установит критерии семейного бизнеса, что позволит государству поддерживать его.

Фамильный бренд гарантирует качество

Главным критерием хотят установить прямое родство всех сотрудников семейной фирмы. Это могут быть родители и дети, бабушки и дедушки, супруги, братья и сёстры, усыновители и усыновлённые. В компании может быть от 2 до 15 человек. Они могут привлечь наёмных работников — но не более половины от общей численности коллектива.

Читайте так же:
Отчет о проверке трудового законодательства в

В наименовании предприятия должен присутствовать семейный (фамильный) бренд — по примеру популярных до революции компаний «Братья Елисеевы», «Абрикосов и сыновья» и другие. «Регистрация именного товарного знака даёт владельцу ряд преимуществ. Такие компании лучше запоминает и узнаёт потребитель, а товары и услуги вызывают большее доверие, так как хозяин дорожит именем и репутацией предприятия, которое планирует передать по наследству своим детям», — пояснил Валерий Скруг.

Читайте также:

Семейные предприятия крайне важно поддерживать, и в будущем они могут стать основой экономики, считает вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева. Как показывает практика, такие компании более устойчивы к различным потрясениям и приходят на рынок, чтобы работать долго, сказала депутат «Парламентской газете». «Внутри семейных предприятий своя особая атмосфера, её нельзя полностью регламентировать обычным Трудовым кодексом. Поэтому давно ставится вопрос, чтобы эти компании получили особый статус и льготы», — подчеркнула Ольга Тимофеева. По её словам, нужно дать семейному бизнесу «послабления по оформлению трудовых отношений, налоговые льготы, другие формы поддержки, о которых просят сами компании».

Налоги могут снизить, а оформление работников — упростить

Разработчики закона предлагают освободить такие предприятия от необходимости заключения между родственниками трудовых договоров и других документов по Трудовому кодексу. Также семейному бизнесу хотят дать возможность платить налоги единым платежом кратно количеству участников, по аналогии с патентной системой налогообложения. «Это упростит условия ведения предпринимательской деятельности, сократит затраты на ведение налогового учёта», — пояснил Валерий Скруг.

Прошлым летом глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин озвучил идею о введении для семейных компаний специального налогового режима, как для самозанятых. Если её одобрят, то такие фирмы будут платить 4-6 процентов от прибыли.

По замыслу ТПП, в отношении участников предприятия на семейном патенте будут уплачивать страховые взносы в фиксированном размере, как для индивидуальных предпринимателей — около 36 тысяч рублей в год на человека. Ольга Тимофеева отметила, что общенациональный план действий по восстановлению экономики предусматривает введение «семейного патента», но пока этот вопрос откладывают. По её мнению, эту тему стоит ещё раз обсудить с экспертным сообществом.

Необходимо поддерживать разные формы предпринимательства, в том числе семейный бизнес, сказал «Парламентской газете», комментируя инициативу, первый зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Он считает, что правильно дать этим компаниям налоговые льготы. «В первую очередь это должно помочь тем, кто развивает такие виды деятельности, которые ближе к земле, ближе к людям, — считает сенатор. — Но важно, чтобы эти льготы не ушли в крупный бизнес, в создание клановых семей, их и так много».

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Статья 2. Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также — поддержка) — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее — государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также — корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ и деятельность акционерного общества «Российский экспортный центр» (далее — Российский экспортный центр) по поддержке экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», его дочерних обществ;(

6) финансовая организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация.

7) социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;

8) социальное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector