Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общедомовой прибор учета тепловой; энергии

Общедомовой прибор учета тепловой энергии

Общедомовой прибор учета тепловой энергииОДПУ в многоквартирном доме нужно устанавливать по федеральному закону, поэтому стоит ознакомиться с основной информацией о том, что собой представляют подобные устройства и каким образом они могут помочь добиться реальной экономии и понижения тарифов ЖКХ. Не стоит забывать, что принудительная установка приборов учета разрешена законом, поэтому с принятием решения медлить не стоит.

В статье представлены ответы только на часто задаваемые вопросы. Если что-то остается непонятным, рекомендуется обратить внимание на другие статьи данного проекта или воспользоваться системой пользовательского поиска по сайту и не будет лишним прочитать о том, кто платит за установку ОДПУ и насколько выгодным будет такой прибор учета в МКД.

ОДПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, новостройке, что это такое, федеральный закон

Рассматривая наиболее распространенные виды ОДПУ тепловой энергии. Среди таких счетчиков, можно выделить тахометрические, электромагнитные, а также вихревые и ультразвуковые их разновидности.

Говоря о законе, нужно обратить внимание на ФЗ под номером 261, в котором в тринадцатой статье представлен список обязательств для собственников помещений заниматься финансированием установки общедомового прибора учета.

Если в многоквартирном доме в законом установленные сроки такая система не появляется, то придется не только заплатить немалый штраф, а также платить ОДН по нормативам, а это будет намного дороже, чем с установленным счетчиком.

Немаловажен и тот факт, что новые законодательные изменения обязывают поставщиков услуг своими силами сделать подобную установку.

В этом случае собственники будут вынуждены оплатить все выполненные работы и стоимость установленной системы, на что дается максимум 5 лет, в течение которых будут ежемесячные отчисления некой суммы. Это говорит о том, что в любом случае деньги на эти нужды будут сняты с собственников квартир, поэтому стоит как можно быстрей принять правильное решение.

Кто обязан установить общедомовой прибор учета тепла, кто должен платить, кто снимает показания, как оплачивать, завышает показания

Уже было сказано о том, что платят за все собственники, но установкой они не имеют право заниматься своими силами. На все вопросы, касающиеся установки и использования подобных систем, по закону, должны давать пояснения в управляющей компании.

Если УК не выполнит данное обязательство, то она будет оштрафована. В нее же требуется направляться заявления на выявленные факты не состыковки в показаниях счетчиков или писать заявления в другие инстанции, о которых рассказано в других статьях данного проекта, найти которые поможет поиск по сайту. Также УК занимается съемом информации со счетчиков и расчетом предстоящих начислений жильцам многоквартирного дома.

Нужно понимать, что оплатить установку общедомового прибора учета из денег, собранных на текущий ремонт МКД никак нельзя.

Общедомовой прибор учета тепловой энергии жилого дома какая экономия, как работает, возвращает ли стоимость, цена и какой выбрать

Нужно помнить о том, что подобные приборы учета в МКД дают возможность определиться с размером платы за полученные ресурсы, но у системы не имеется контрольной функции в отношении состояния домовой сети и того, насколько качественными являются предложенные услуги и соответствуют ли он установленной норме.

Если оценивать дом на 100 квартир, то установка подобной системы обойдется в 60 000 – 300 000 рублей, но возможны и большие значения, так как ситуация на рынке зависит от колебания национальной валюты. Есть возможность просить рассрочку на выплату выставленного счета, но в этом случае требуется заключить договор и получить одобрение от жильцов.

Если говорить в общем, то система содержит несколько датчиков. В одном контролируется расход, а второй отвечает за температурные показания. Показания к оплате получаются посредством умножения потраченного отопления на температурный показатель, а для других счетчиков будут иные множители, но суть остается неизменной. Что касается выбора, то жильцы должны сами определиться с данным вопросом и проконсультироваться со специалистами, которые будут выполнять установку.

ОДПУ порядок и правильность установки, стоимость с установкой, установка

Когда речь заходит об установке общедомового прибора учета, стоит помнить о том, что окончательное решение по этому вопросу принимается только на общем собрании владельцев квартир.

Общедомовое собрание определяется с тем, где купить такой прибор, сколько за него заплатить, а также выбирается подрядчик на эту работу. Сам счетчик по отоплению будет входить в состав общего домового имущества.

Для установки понадобится составить заявление на получение технических условий, что делается только в энергосберегающей компании, которая заключила договор на поставку ресурсов в конкретный дом. Примерная цена всей работы и системы уже была представлена в этой статье.

Общедомовой прибор учета тепловой энергии и теплоносителя, индивидуальный, плюсы и минусы, без автоматизации, вышел из строя

Основываясь на двести шестьдесят первом федеральном законе, каждый многоквартирный дом обязан сделать установку данного счетчика и определиться с ответственными за его работоспособность и правильность съема показаний, что могут контролировать представители жильцов дома, выбранные во время проведения общедомовых сборов.

ОДПУ поверка, сроки поверки, снят на поверку

Так как система относится к общему имуществу МКД и включается в его инженерную систему, содержание и устранение неполадок, а также вопросы поверки относятся к компетенции управляющей компании.

1 комментарий

Показания обязаны предоставить собственники узла учета тепловой энергии, как того требует Правила пользования ПУ. Но не все собственники согласны принимать участие в оплате технического обслуживания прибора учета, в объем работ по ко орому входит съем показаний и передача в РСО. Решением собрания ТСЖ такие собственники наказаны исключением права на начисление по ПУ. Законно ли таакое наказание? Кто нас рассудит? Чтобы не попасть под надзор прокуратуры или ГЖИ

Читайте так же:
Сколько стоит сделать дарственную на квартиру у нотариуса в москве

Общедомовой прибор учета тепловой энергии

Каждый владелец жилплощади сталкивается с необходимостью оплаты коммунальных услуг. Чтобы в квартире были вода, газ, электричество, тепло и другие удобства, ежемесячно приходится раскошелиться на значительную сумму. Многие жильцы стараются максимально снизить выплаты, установив индивидуальные счетчики, фиксирующие потребление воды и газа в конкретной квартире. Но судя по всему, родное государство не планирует облегчать жизнь гражданам.

Доказательство тому – законодательное закрепление обязанности оплатить установку единого счетчика учета тепловой энергии в своем доме. Что это такое, для чего он нужен, можно ли отказаться от его установки и кому он полезен? В статье содержатся ответы на все вопросы.

Почему нас обязывают установить приборы учета тепла

Для многих непонятно, зачем тратить деньги на установку дорогостоящего оборудования фиксации объемов потребления, если практически в каждой квартире есть индивидуальные приборы. По словам коммунальщиков, данная мера выгодна жильцам многоквартирных домов:

  1. Позволяет учитывать расход ресурсов в конкретном доме и равномерно распределять его между всеми жильцами.
    Сразу возникает вопрос, а чем же так плох был индивидуальный счетчик? Один человек расходует пятьдесят кубометров воды, а другой довольствуется пятью. Почему в результате второй должен кроме себя платить еще за кого-то.
  2. В период отключения горячей воды прибор позволяет высчитывать показатели только по затратам холодной, следовательно, плата за горячее водоснабжение в этот период снижается.
  3. Так как фиксируется потребление в конкретном доме, в случае потери части ресурсов на магистралях по вине обеспечивающих компаний, у граждан нет необходимости возмещать убытки из своего кармана.
  4. Счетчик выявит утечки водо- и теплоснабжения.
  5. Позволит контролировать соответствие поставляемых ресурсов установленным нормативам.

Не стоит забывать и том, что все ресурсные затраты на обслуживание придомовой территории, например, полив газонов, будут также фиксироваться новым оборудованием и включаться в квитанции об оплате.

Фото №1

Можно ли отказаться от установки общедомового прибора учета тепла

У людей возникает закономерный вопрос, имеют ли они в сложившейся ситуации право отказаться от нововведения. Закон на этот счет категоричен: установка должна быть произведена. Положения на этот счет содержатся в нормативно-правовых актах:

  • Федеральный закон «Об энергосбережении». Согласно ч. 5 ст. 13, собственники обязаны за счет собственных средств обеспечить установку специальных средств учета потребления ресурсов. А также нести ответственность за их нормальное функционирование. Так, если будет доказано, что по вине пользователей счетчик вышел из строя, они должны будут оплатить его ремонт либо приобретение нового.
  • Жилищный кодекс Российской Федерации. Статья 158 закрепляет обязанность жильцов компенсировать затраты на обслуживание жилого помещения (квартиры), а также общей территории, то есть всего дома.

Важно, чтобы установка оборудования была произведена с соблюдением всех необходимых процедур:

  1. Жители дома, члены товарищества собственников жилья должны быть приглашены на общее собрание управляющей компанией либо организацией, обеспечивающей подачу ресурсов.
  2. Граждан информируют о необходимости установки счетчика, о его преимуществах и недостатках, разъясняют порядок монтажных работ.
  3. Предлагаются на выбор компании, занимающиеся установкой прибора учета, финансовые условия.

В свою очередь, жильцы могут обжаловать самовольную установку счетчика, без согласования с ними.

Сколько стоит установка общедомового узла учета тепловой энергии

В среднем, установка для жильцов 100-квартирного дома обойдется в 60-300 тысяч рублей. Такой разброс связан с тем, что цена складывается не только из стоимости самого оборудования, но и монтажных работ.

Многое зависит от состояния труб. Может понадобиться удаление части коммуникаций для правильной установки. Кроме этого, если холодная и горячая вода имеют отдельные магистрали, ставить придется два аппарата, что существенно увеличит итоговую сумму в квитанциях.

Фото №2

Варианты оплаты установки счетчика

Способы заключения договора с ресурсообеспечивающей компанией на монтаж прибора и его оплаты зависят от того, кто именно стал инициатором этого процесса:

  1. Иногда сами жильцы выступают с предложением установить оборудование, понимая, что по закону выбора у них нет. Чаще всего так случается в ТСЖ. Председатель собирает членов товарищества и предлагает проголосовать за или против установки. Решение считается принятым по большинству голосов. Если вынесен положительный вердикт, то даже те, кто был против, обязаны участвовать в сборе денежных средств. Если на счету дома есть определенная финансовая база, то средства могут быть взяты оттуда. Если же нет, граждане осуществляют дополнительный сбор необходимой суммы. Заключить договор на установку и обслуживание средства учета могут как сами члены ТСЖ, так и поручить это управляющей компании.
  2. Работники домоуправления оповещают жильцов о необходимости оснастить дом новым оборудованием. Они предоставляют сведения о компании, занимающейся установкой и о предстоящих финансовых затратах. Предлагаются варианты оплаты. Самый распространенный вариант – из фонда на обслуживание и капитальный ремонт. Если этого недостаточно, будет предложено дополнительно оплатить стоимость монтажных работ и самого аппарата.
  3. Организация, занимающаяся ресурсным обеспечением, предлагает приобрести у них прибор учета и заключить договор на его обслуживание. Этот вариант особенно удобен в том случае, когда у жильцов нет возможности сразу оплатить проведение работ в полном объеме. В таком случае им может быть предоставлена рассрочка выплаты на несколько лет.

Почему счетчики такие дорогие

Как уже упоминалось ранее, в стоимость установки включена не только цена прибора, но и монтажные работы. Что касается самого оборудования, то сэкономить можно, самостоятельно поискав организацию, предлагающую его продажу по наиболее выгодной цене.

Меры наказания за отсутствие счетчиков

Закрепляя обязанность, законодательство предусматривает и ответственность за невыполнение требований по оснащению домов приборами учета:

  1. Так, если ТСЖ, Управляющая компания не оповестили граждан о необходимости приобретения счетчика, им грозит наказание в виде штрафных санкций (согласно п. 6 ст. 9.16 Кодекса «Об административных правонарушениях» Российской Федерации).
  2. Если ресурсная организация без достаточных на то причин отказала в установке либо обслуживании оборудования, на нее так же будет наложен штраф (п. 12 ст. 9.16 КоАП РФ).
  3. Жильцы дома после получения информации о требовании закона установить средство учета отказались это сделать. В таком случае вопрос будет рассматриваться в судебном порядке. Наиболее вероятным решением будет применение штрафных санкций, необходимость возмещения судебных издержек истцу и необходимость приобрести счетчик.
Читайте так же:
Как узнать какая компания контролирует наш дом

Фото №3

Итак, что следует помнить собственникам касательно общедомового прибора учета затраты ресурсов:

Оснащенность общедомовыми приборами учета

Для просмотра оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета нажмите на пункт горизонтального навигационного меню Аналитика и отчёты и выберите пункт Оснащенность общедомовыми приборами учета (см. Рис. 1).

Отображается страница Оснащенность многоквартирных домов общедомовыми приборами учета .

Фрагмент страницы «Оснащенность многоквартирных домов общедомовыми приборами учета»

Карта оснащенности

Установите диапазон дат ввода МКД в эксплуатацию при помощи шкалы времени. Для выбора коммунального ресурса, по которому требуется осуществить поиск, выберите значение из выпадающего списка.

Поле «Коммунальный ресурс»

При наведении на карте на определенный субъект отображается информация об оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета.

Страница «Оснащенность многоквартирных домов общедомовыми приборами учета» с выбранным субъектом»

Гистограмма оснащенности

Под картой расположены блок Отображать информацию по территории , гистограмма, позволяющая наглядно сравнить процент оснащенности МКД в различных субъектах РФ, а также таблица с подробной информацией об оснащенности МКД приборами учета на выбранных территориях.

Выберите от одного до трех субъектов РФ на карте. Наименования выбранных субъектов отобразятся в блоке Отображать информацию по территории . Кроме того, система сформирует гистограмму и таблицу с информацией по выбранным регионам.

Фрагмент страницы «Оснащенность многоквартирных домов общедомовыми приборами учета»

По умолчанию на гистограмме отображается информация по Российской Федерации в целом. Для отображения на гистограмме и в таблице сведений по определенной территории нажмите на пиктограмму « » в поле Отображать информацию по территории .

Поле «Отображать информацию по территории»

Отображается окно Выбор территории .

Окно «Выбор территории»

Установите переключатель в положение Административно-территориальное деление или Муниципальное деление , заполните остальные поля, выбрав значения из выпадающих списков, и нажмите на кнопку Добавить . Указанная территория отображается в блоке Выбранные территории . Для отображения информации по определенной территории на диаграмме на странице Оснащенность многоквартирных домов общедомовыми приборами учета нажмите на кнопку Выбрать (Рис. 6).

На гистограмме (Рис. 7) и в таблице (Рис. 8) отображается информация по выбранным территориям. При наведении на столбцы отображается дополнительная информация.

Гистограмма с выбранным субъектом

Таблица оснащенности

Таблица содержит подробную информацию по количеству МКД, в которые поставляется выбранный коммунальный ресурс, и МКД, оснащенных ОДПУ, в выбранных регионах.

Таблица с информацией о количестве ОДПУ

Для просмотра сведений о дочерних территориях нажмите на гиперссылку с наименованием территории. В таблице отображаются строки с соответствующей информацией.

Таблица с информацией о количестве ОДПУ на дочерних территориях

При этом над таблицей формируется дерево территорий, выбранных пользователем. Для возврата на предыдущий уровень территориального деления нажмите на соответствующую ссылку в дереве территорий.

КАК ОДПУ ТЕПЛА ВВЕСТИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ И ПОСТАВИТЬ НА КОММЕРЧЕСКИЙ УЧЕТ

До конца прошлого года все должны были «захотеть» рассчитываться за тепло показаниями прибора учета — такой срок предусмотрен пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.Если вы уже почти смонтировали узел учета тепла и хотите рассчитываться за поставленное в МКД тепло по показаниям ОДПУ, поставьте его на коммерческий учет в РСО. Это означает, что нужно подготовить документы и пригласить комиссию. Вот как это нужно сделать.

  1. С ЧЕГО НАЧАТЬ

УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК не могут «завести» себе общедомовый прибор учета без соответствующего решения собственников. Они должны заручиться поддержкой собственников помещений в том, что они готовы оплатить установку ОДПУ. Если предварительная договоренность есть, весь процесс можно разделить на этапы:

  •  подать заявку в РСО и получить технические условия на установку узла учета;
  • провести общее собрание собственников в МКД;
  •  выбрать специализированную организацию для разработки проекта и монтажа узла учета;
  • закупить комплектующие для узла учета в соответствии с техническими условиями и проектом;
  • смонтировать узел учета;
  • собрать и подать документы в РСО;
  • ввести узел учета в эксплуатацию.

Заявку УО подает письменно в произвольной форме. Какие сведения указать в заявке и какие документы приложить, выяснить на сайте РСО. Решение об установке ОДПУ принимает общее собрание собственников помещений в МКД, а сам прибор включают в состав общего имущества в МКД.

Общему собранию собственников важно утвердить:

  • способ установки ОДПУ — собственными силами или с привлечением РСО в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ;
  • сроки установки ОДПУ;
  • способ финансирования — единовременно или в рассрочку;
  • общие расходы на закупку и установку узла учета, а также сумму ежемесячного платежа каждого собственника на покрытие этих расходов.

Собрание может инициировать управляющая организация. В ТСЖ, ЖСК, ЖК собрание проводят на основании заявления собственников.

ВАЖНО! Если собственники помещений до 1 января 2019 года не приняли решение установить ОДПУ тепла, РСО теперь установит его самостоятельно, но за счет собственников помещений в МКД. У РСО есть на это время до 1 января 2021 года.

  1. КАКОЙ ПРИБОР УЧЕТА ВЫБРАТЬ

Узел учета оборудуют приборами, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (fundmetrology.ru). Согласно статье 12 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений удостоверяется свидетельством об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений. Такое свидетельство выдает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, — Росстандарт.

  1. ГДЕ УСТАНОВИТЬ, КОМУ ПОРУЧИТЬ УСТАНОВКУ
Читайте так же:
Продажа невыделенной доли жилого дома

Прибор учета нужно установить в точке на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.Мероприятия по установке прибора могут проводить организации — поставщики теплоэнергии или специализированные компании, которые имеют:

  • квалифицированных специалистов в штате компании;
  • разрешение на выполнение соответствующего вида работ, выданное саморегулируемой организацией.

Установленный прибор учета необходимо ввести в эксплуатацию в течение месяца после его установки.

  1. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СДАЧЕ УЗЛА УЧЕТА

За 10 дней до даты предполагаемого ввода ОДПУ в эксплуатацию УО обязана передать в теплоснабжающую организацию:

  • схему трубопроводов — начиная от границы балансовой принадлежности. На схеме должны быть указаны протяженность и диаметры трубопроводов, запорная арматура, контрольно-измерительные приборы, грязевики, спускники и перемычки между трубопроводами;
  • свидетельство о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
  • базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;
  • схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета. Такая схема должна исключать несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
  • почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение трех суток, а для объектов с горячим водоснабжением — семи суток.
  1. КТО ПРИДЕТ, ЧТОБЫ ВВЕСТИ ОДПУ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

В состав комиссии по приемке прибора учета входят представители:

  • теплоснабжающей организации;
  • потребителя;
  • организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Сноска 1

Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. постановлением Правительства от 18.11.2013 № 1034.

Сформировать комиссию должна управляющая МКД организация. Такая обязанность следует из пункта 63 Правил № 1034 1 .

  1. ЧТО ПРОВЕРИТ КОМИССИЯ ВО ВРЕМЯ ПРИЕМКИ УЗЛА УЧЕТА

При вводе в эксплуатацию проверяют:

  • соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и Правилам № 1034;
  • наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;
  • соответствие характеристик средств измерений характеристикам, которые указаны в паспортных данных узла учета;
  • соответствие диапазонов измерений параметров, которые допускают температурный график и гидравлический режим работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.

Ввод в эксплуатацию узла учета — это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. Так предусмотрено пунктом 3 Правил № 1034.

К СВЕДЕНИЮ

ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ТЕПЛА

Организация коммерческого учета тепловой энергии включает:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета;

г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

Такие условия указаны в пункте 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства от 18.11.2013 № 1034.

  1. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ОФОРМИТ КОМИССИЯ

Если у комиссии не будет замечаний к узлу учета, то ее члены подпишут акт ввода в эксплуатацию установленного у потребителя узла учета. Типовой формы акта нет, каждая ресурсоснабжающая организация устанавливает свою форму. Затем узел учета опломбирует представитель теплоснабжающей организации. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием к тому, чтобы с даты его подписания вести коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя по его показаниям. Узел учета станет также пограничной точкой контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации. Если комиссия выявит недостатки, из-за которых узел учета не может нормально функционировать, члены комиссии должны в течение трех рабочих дней составить и подписать акт с полным перечнем недостатков и сроков их устранения. Повторно приемку узла учета в эксплуатацию можно провести только после полного устранения выявленных нарушений.

СПРАВКА

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ ОДПУ ТЕПЛА

Если централизованная система теплоснабжения располагает технической возможностью установки общедомового прибора учета тепловой энергии, он должен быть установлен. Согласно статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

Приборы учета тепла: кто должен устанавливать и оплачивать, а кто поверять? Вопросы-ответы

Приборы учета тепла: кто должен устанавливать и оплачивать, а кто поверять? Вопросы-ответы

Согласно Федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ до 1 января 2012 года (о новых сроках установки приборов учета) собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими для коммунальной квартиры приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии).

Читайте так же:
Обновить тех паспорт квартиры через мфц

Что такое прибор учета тепловой энергии?

Прибор (или узел) учета тепловой энергии — это комплекс приборов и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров. Конструктивно узел учета представляет собой набор «модулей», которые врезаются в трубопроводы. В узел учета тепла входят: вычислитель, преобразователи расхода, температуры, давления, приборы индикации температуры и давления, а также запорная арматура. Сигналы с водосчетчика (импульсы) и сигналы с термометров сопротивления поступают в микропроцессор тепловычислителя, где с помощью высокоточного аналого-цифрового преобразователя преобразуются в цифровую форму. Далее происходит их интегрирование и вычисление тепловой энергии.

Обязательна ли установка приборов учета энергоресурсов?

Да, обязательна. Согласно закону расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов (далее — энергоресурсов).

До 1 января 2011 г. приборы учета должны быть установлены и введены в эксплуатацию в зданиях, строениях, сооружениях используемых для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

До 1 января 2011 г. собственники нежилых зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны завершить оснащение таких объектов коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурсов, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию.

До 1 января 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, жилых домов, дачных домов или садовых домов с централизованной подачей ресурсов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета энергоресурсов (всех, кроме тепловой энергии).

С 1 января 2012 г. вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчетчиками в квартирах. С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды.

Кто должен оплачивать установку приборов учета?

Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергоресурсов. Квартиры в многоэтажных домах, являющиеся муниципальной собственностью, оснащаются приборами учета электроэнергии за счет бюджетных средств.

Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома (МКД) собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?

Да, нужно.

Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком или частично (в случае участия в федеральных, областных или муниципальных программах) распределяется между всеми собственниками квартир. Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК донести информацию до собственников, что установка приборов учета необходима согласно закону об энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета энергоресурсов и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.

Кто имеет право устанавливать приборы учета энергоресурсов?

До 1 июля 2010 г. энергоснабжающие организации должны были предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов и лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении приборами учета используемых энергоресурсов.

Какая ответственность за отказ от установки приборов учета?

Если до 1 января 2011 г. и для части потребителей до 1 января 2012 г. (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить, и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки. Согласно закону до конца 2012 г. кампания по установке приборов учета должна закончиться. Все категории потребителей энергоресурсов должны быть «оприборены». Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149.

Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?

Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.

Предусмотрены ли штрафные санкции за не соблюдение обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?

Да, предусмотрены.

  • на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей;
  • на ИП — от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.

Кто осуществляет техническое обслуживание и ремонт приборов учета?

Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учета в соответствии с техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учета должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учета с обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке приборов учета, энергоснабжающая организация, управляющая компания). Работы по ремонту приборов учета выполняются на предприятиях-изготовителях приборов или специализированном ремонтном предприятии в соответствии с утвержденным технологическим процессом. После ремонта прибора учета необходимо провести внеочередную поверку.

Читайте так же:
Уведомление о уборке с мест общего пользования

Кто осуществляет и оплачивает поверку приборов учета?

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника. Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учета заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории). На основании постановления правительства РФ № 250 от 20.04.10 г. начиная с 2012 г. поверка средств измерений количества электроэнергии, расхода холодной и горячей воды и газа, должна осуществляться только аккредитованными государственными региональными центрами метрологии.

Поскольку в устройство узла учета тепловой энергии входит и расходомер, то это требование будет относиться и к коммерческому учету тепловой энергии. Суть метрологической поверки заключается в испытаниях прибора учета на более точном оборудовании.

Периодичность поверки указана в паспорте на прибор учета. Межповерочный интервал (МПИ) приборов учета тепловой энергии и счетчика горячей воды, как правило, составляет 4 года, а счетчика холодной воды — 6 лет Практика эксплуатации показала: ни у одного из отечественных теплосчетчиков фактический МПИ на совпадает с паспортным, утвержденным при проведении испытаний на утверждение типа средств измерении (СИ). Для подавляющего большинства отечественных приборов учета фактический МПИ не превышает 1 года (хотя иногда встречаются образцы, у которых МПИ составляет 2 года) при заявленном МПИ в 3-5 лет и сегодня все отечественные производители приборов учета тепла негласно признают данный факт.

Каковы последствия эксплуатации неповеренных приборов?

Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу.

Какие приборы учета энергии можно применять?

Следует устанавливать только те приборы учета, которые включены в государственный реестр средств измерений и допущенные к применению на территории Российской Федерации. Однако даже включение прибора в Госреестр не гарантирует его качества. Поэтому необходимо вводить систему качества в теплоснабжении, помогающую теплоснабжающим и теплопотребляющим организациям применять передовой опыт, прогрессивное оборудование и новые технологические решения в области коммерческого учета тепловой энергии. Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учета не ниже установленного порога. Класс точности — это возможная погрешность прибора учета в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точность прибора.

Где и как устанавливаются приборы учета тепловой энергии?

За рамками закона № 261 ФЗ и документов, принятых в его развитие, остались вопросы сервисного обслуживания и обеспечения эффективной работы приборов учета энергоресурсов в течение всего срока их службы. Хотя любому специалисту из технической (да и не только технической) сферы понятно, что любое техническое изделие требует периодического обслуживания, создание системы сервиса в период гарантийного и послегарантийного срока эксплуатации.

Узел учета тепловой энергии или воды — достаточно сложный технический объект, и для его надежной бесперебойной работы, обеспечивающей достоверный учет энергоресурсов, нужны и технические средства (диагностические приборы и установки, ремонтная база, запчасти и пр.), и квалифицированный ремонтно-сервисный персонал, и методическая база (монтажная, ремонтная, сервисная, метрологическая документация), организационная (административная) структура по обеспечению проведения всех сервисных работ. Возможно, вопрос о создании сервисных служб разработчиками закона № 261-ФЗ сознательно отложен на будущее, исходя из того, что межповерочный интервал приборов учета тепловой энергии и воды составляет, как правило, 4 года? Вероятно, за 3 года предполагается оснастить все здания и сооружения приборами учета, а уж затем приступать к созданию сервисной базы? Однако следует принять во внимание, что в 2006 г. Правительством РФ принято постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которое стимулировало установку приборов подомового учета тепла и воды.

Приборы, установленные в соответствии с этим постановлением начиная с 2006 г., уже в 2010 г. начали поступать на поверку. Спрос на услуги по поверке и ремонту приборов учета существенно вырос, в 2011 и последующих годах можно ожидать его дальнейшего роста. В соответствии с требованиями Федерального закона № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» главным и практически единственным критерием для определения поставщика приборов (узлов) учета энергоресурсов является цена контракта. Поскольку в финансировании установки домовых узлов учета или организации конкурсов на размещение таких заказов принимают участие местные администрации (как непосредственно, так и через контролируемые управляющие компании), то большинство конкурсов проводится на основании требований закона № 94 ФЗ.

Требования минимума цены на контракт приводит в ряде случаев к установке узлов учета с приборами, арматурой низкого качества, что неизбежно приводит к быстрому выходу оборудования из строя. И при таком исходе владелец узла учета уже в первые годы эксплуатации вынужден нести серьезные затраты по внеочеред­ным ремонтам, поверкам, монтажу/демонтажу оборудования. Отсутствие сервисных структур по ремонту и поверке приборов учета энергоресурсов еще более усугубляют ситуацию, и сводят к минимуму предполагаемую экономию от внедрения систем учета энергоресурсов.

Каргапольцев В.П., ООО «Промавтоматика-Киров», г. Киров

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector