Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок оформления самовольно занятых земель – с 16 сентября 2019 года

Порядок оформления самовольно занятых земель – с 16 сентября 2019 года

Самовольное занятие земельного участка – одно из распространённых земельных правонарушений. В юридическом понимании самозахват –нелегальное владение «не своим участком» без разрешений и документов, доказывающих полномочия владельца надела по его распоряжению.

  • договора купли-продажи или аренды
  • свидетельства о наследовании
  • постановления суда
  • решения органа власти о предоставлении земли
  • иных правоподтверждающих документов

становится фактом самовольного владения земельным участком (ЗУ).

Правонарушения с признаками самовольного пользования землёй:

  • эксплуатация по истечении срока действия документов:
      • например, договора аренды
      • на участке ведётся иная деятельность, чем та, что установлена при его регистрации
      • самозахват

      За самовольное занятие земли законодательством предусмотрены меры наказания владельцев. Их суть изложена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Некоторые правонарушения могут повлечь изъятие участков и даже уголовную ответственность.

      Законодательные изменения (2019)

      16 сентября 2019 года вступили в силу изменения в Федеральных законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости», выполненных на основании закона № 150-ФЗ от 17.06.2019.

      Они упростили проблемы:

      1. с самовольным захватом земель и их оформлением
      2. с согласованием границ ЗУ
      3. с выявлением и исправлением допущенных кадастровых ошибок при регистрации объектов недвижимости в ЕГРН

      Законодательно отлажено решение следующих вопросов:

      • регулирование процесса согласования общих границ земельных участков
      • оформление незаконных излишков земли с корректировкой границ существующих наделов:
        • при установленных законом условиях и порядку

        Возможные конфликтные моменты, возникающие в перечисленных ситуациях, с удобными способами их разрешения устраняются по итогам комплексных кадастровых работ (ККР). Они проводятся на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов и охватывают все земельные участки в их границах.

        Комплексные кадастровые работы (ККР)

        Исполнители комплексных кадастровых работ – кадастровые инженеры (индивидуальные предприниматели, юридические лица), с которыми заключён государственный или муниципальный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ (статья 42.3 ФЗ «О кадастровой деятельности»).

        Выполняются ККР за счёт бюджетных средств по заказу:

        • органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
        • органов местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах)

        В течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ информация о их проведении публикуется в открытых источниках: на сайтах органов госвласти или местного самоуправления.

        В извещение включаются следующие сведения:

        • номер кадастрового квартала (нескольких смежных кадастровых кварталов), в границах которого будут выполняться ККР
        • данные государственного (муниципального) контракта на выполнение ККР
        • данные заказчика ККР
        • данные исполнителя ККР
        • права и обязанности правообладателей объектов недвижимости, расположенных на территории ККР

        ККР могут проводиться без утверждённого проекта межевания территории (ПМТ), если его разработка не требуется по Градостроительному кодексу РФ. Это исключает лишние бюджетные траты.

        Обязательность ПМТ установлена для следующих земель:

        • ЗУ, занятых территориями и объектами общего пользования в границах садоводческих, огороднических товариществ
        • ЗУ под объектами (территориями) общего пользования:
          • площадями
          • улицами
          • проездами
          • набережными
          • скверами
          • бульварами
          • водными объектами общего пользования
          • т.д.
          • зданиями
          • сооружениями (за исключением линейных объектов)

          ККР для лесных участков выполняются при наличии проектной документации, подготовленной в соответствии с лесным законодательством.

          Цели комплексных кадастровых работ:

          • уточнение границ ЗУ, зданий, сооружений, незавершённого строительства
          • обеспечение справедливого налогообложения
          • выявление и устранение случаев:
            • пересечения границ
            • ошибок в реестре

            К задачам ККР относится и выявление незаконной недвижимости:

            • земельные участки:
              • при отсутствием сведений о них в ЕГРН
              • при владении их лицами, не имеющими на то правоподтверждающих документов
              • при отсутствии сведений о них в ЕГРН
              • при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов у лиц, эксплуатирующих строения или занимающихся их строительством

              Отчёты по ККР в виде карты-плана территории со сведениями о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершённого строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, необходимые для внесения в ЕРГН, направляются:

              1. заказчику комплексных кадастровых работ
              2. в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, занимающийся государственным земельным надзором

              Порядок оформления самовольных «прирезок» земли

              Не стоит надеяться на увеличение площади имеющегося в собственности земельного надела «до бесконечности» за счёт самовольно занятых соток и оформление их в собственность.

              Узаконить захваченные участки можно при одновременном выполнении следующих условий:

              1. излишком земли «захватчик» пользуется не менее 15 лет (пункт 1 статьи 234 ГК РФ):
                • право собственности на имущество возникает по закону в силу приобретательской давности
                • при условии, что пользование участком как своим собственным выполнялось добросовестно, открыто и непрерывно
              2. органы власти не предъявляют претензии к «захватчику» и с владельцами смежных участков у него нет споров по границам участков
              3. площадь «прирезаемой» территории не должна превышать предельную минимальную площадь земельного участка, установленную в муниципалитете:
                • если минимальный норматив площади ЗУ не установлен, то оформить право собственности можно только на часть земельного излишка, составляющую не более 10% площади основного участка, находящегося в законной собственности
              4. площадь основного участка не должна быть меньше той его площади, что зарегистрирована в сведениях ЕГРН, более чем на 10%

              Владелец участка вправе оформить в собственность излишек земли в самостоятельном порядке. Для этого ему необходимо за свои средства выполнить межевание занимаемой им территории и передать в Росреестр полученные материалы для государственной регистрации новых границ участка.

              Бесплатный официальный способ регистрации излишков земли – ожидание итогов комплексных кадастровых работ. Он исключает траты на межевание. Оформление увеличенного участка выполнит Росреестр по заявлению органа власти, получившего результаты ККР.

              Установление границ земельных участков

              При отсутствии в исходных документах на основной участок, находящийся в собственности, сведений о расположении границ, они закрепляются по тем объектам природного или искусственного происхождения, что существуют на местности не менее 15 лет.

              В ходе ККР может выясниться, что площадь участка превышает площадь, зафиксированную в ЕГРН:

              1. на величину больше, чем предельный минимальный размер ЗУ
              2. более чем на 10%:
                • для ситуаций, когда предельный минимальный размер ЗУ не установлен)

              Исполнитель комплексных кадастровых работ при этом обязан:

              1. установить расположение границ ЗУ и включить сведения о нём в проект карты-плана территории
              2. подготовить информацию о возможном образования земельных участков на территории выполнения ККР

              Информация об образуемых земельных участков содержит:

              • кадастровые номера исходных участков
              • сведения о способе образования
              • данные:
                • о расположение границ
                • о площади
                • о ВРИ участков

                Если результат ККР показал, что площадь ЗУ меньше на 10%, чем указана в сведениях в ЕГРН, исполнитель ККР обязан:

                1. внести сведения об участке в карту-план территории
                2. получить письменное подтверждение правообладателя ЗУ о согласии с результатами комплексных кадастровых работ (согласие входит в состав приложения к карте-плану территории

                Новый порядок согласования общих границ ЗУ

                Законодательным новшеством стало право кадастровых инженеров получать из ЕГРН информацию, необходимую для геодезических и кадастровых работ, например технические паспорта и контактные данные владельцев недвижимости. Это мера по снижению рисков землепользователей при межевании, проводимом для уточнения границ, и обязательном согласовании границ со смежными землепользователями.

                Порядок согласования границ стал удобным:

                • для установления границ землепользователю нужно обратиться к кадастровому инженеру
                • кадастровый инженер определяет координаты границ ЗУ и проводит их согласование, выбрав один из способов:
                  • с каждым владельцем смежного участка
                  • на общем собрании заинтересованных лиц, отправив им почтовое или электронное сообщение не позднее, чем за 30 дней до собрания

                  Если кадастровый инженер не сумел найти адрес смежника, то адресованное ему извещение публикуется в местной прессе, а значит, владелец смежного участка оповещён о собрании. Отсутствие возражений с его стороны, неявка на собрание – это согласие с границами земельного участка соседа, а само согласование может состояться без личного участия смежника.

                  В случае несогласия с границами ЗУ смежники в течение 15 дней после получения извещения направляют свои возражения кадастровому инженеру. Он фиксирует их в акте согласования и включает акт в материалы межевого плана. Если возражения обоснованные, то орган регистрации прав приостановит оформление границ. Разрешение споров далее будет вестись в суде, а кадастровый инженер, проводивший межевание, может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.

                  Владельцам участков нужно внести в государственный реестр недвижимости достоверные контактные сведения (почтовый или электронный адрес), отправив заявление через любой офис МФЦ. Эта несложная предострожность – залог получения вовремя уведомления об общем собрании, личного присутствия при замерах спорных границ, чем можно предотвратить ошибки при их установлении и сложные судебные разбирательства.

                  Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР

                  Правообладатели недвижимости, находящейся на территории комплексных кадастровых работ, не вправе препятствовать их выполнению и обязаны обеспечить в установленное графиком время доступ к объектам исполнителю комплексных кадастровых работ.

                  Они могут предоставить кадастровому инженеру, непосредственно выполняющего кадастровые работы, имеющиеся по объектам документы и потребовать документы, подтверждающие полномочия исполнителя работ:

                  • заверенную копию государственного или муниципального контракта, по которому ведутся ККР
                  • справку с места работы кадастрового инженера о том, что он сотрудник юридического лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт
                  • документ о внесения сведений о кадастровом инженере как об индивидуальном предпринимателе или копию такого документа
                  • документ, удостоверяющий личность кадастрового инженера

                  Исправление реестровой ошибки

                  Реестровая ошибка – искажение фактической информации в сведениях об объекте собственности, воспроизведенное в ЕГРН. Она может быть в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории, акте обследования.

                  Причины реестровых ошибок

                  1. Ошибки кадастрового инженера:

                  • при межевании земельного участка
                  • при определении площади здания
                    могут пересекать границы другого
                  • площадь здания не соответствует фактической площади
                  • т.д.

                  2. Неточности и искажения в документах и уведомлениях, направленных в орган кадастрового учёта в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

                  Ранее исправление реестровых ошибок было проблематичным и длительным. Новый закон упростил эту процедуру и в 2 раза уменьшил время, отведённое на исправление недочётов.

                  Для исправления реестровой ошибки орган регистрации прав наделён новыми полномочиями по выезду на местность для определения:

                  1. фактических координат земельных участков
                  2. контуров зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства

                  Полученные данные вносятся в ЕГРН без согласия правообладателя:

                  • исправление проводится в случае, когда оно не вызовет прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права на объект недвижимости
                  • срок исправления ошибки составляет 3 месяца
                  • собственник недвижимости вправе продлить срок исправления на 3 месяца:
                    • по заявлению

                    Итоги

                    К законодательным нововведениям нельзя относиться как к простому способу быстрого увеличения площади земельных участов. Они коснутся только части из них.

                    Заслуга федерального закона № 150-ФЗ в том, что установленный им упрощённый порядок выполнения комплексных кадастровых работ благотворно скажется на положении собственников земельных участков.

                    Штрафные санкции за самовольное занятие земельного участка могут увеличить

                    Штрафные санкции за самовольное занятие земельного участка могут увеличитьЗа самовольное занятие земельного участка могут ужесточить административную ответственность. Соответствующий законопроект разработан депутатом Владимиром Машкариным и сегодня внесен в Госдуму.

                    Предлагается усилить наказание за самовольное занятие земельного участка или его использование без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности. Так, за указанное правонарушение планируется установить санкцию в виде административного штрафа в размере:

                    • от 1 тыс. до 3 тыс. руб. – для граждан;
                    • от 10 тыс. до 30 тыс. руб. – для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
                    • от 50 тыс. до 100 тыс. руб. – для юридических лиц.

                    Напомним, что по действующему законодательству самовольное занятие земельного участка или его использование без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб.; на должностных лиц – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.; на юридических лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. (ст. 7.1 КоАП РФ).

                    Необходимость внесения предлагаемых изменений разработчик проекта связывает с несоответствием установленного размера ответственности для предупреждения совершения новых правонарушений в данной сфере. Так, ссылаясь на данные статистики Росреестра, автор указывает на сохраняющуюся на протяжении последних трех лет тенденцию к устойчивому росту количества совершаемых правонарушений – самовольного занятия земельных участков.

                    Кроме того, самовольное занятие земель ведет к нарушению прав и законных интересов других лиц, а использование земельных участков без правоустанавливающих документов приводит к не поступлению в бюджет в полном объеме земельного налога или арендной платы, –подчеркивает депутат.

                    Как отмечается в пояснительной записке к документу, его принятие будет способствовать надлежащему оформлению прав граждан и организаций на используемые ими земельные участки, что, в свою очередь, позволит сформировать необходимую документальную и правовую основу для взимания и уплаты земельного налога и арендной платы.

                    Текст законопроекта № 430851-6 «О внесении изменений в статью 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.

                    Ответственность за самовольный захват земли

                    Согласно законодательным нормам право владения землей регистрируется в Государственном реестре недвижимости. Использование участка или прилегающей территории без регистрации права собственности является нарушением соответствующих законов.

                    Ответственность за самовольный захват земельного участка

                    Ответственность за самозахват земли

                    Термин «самовольный захват» указан в Конституции РФ (статья №35). Самозахват участка земли – использование территории в своих целях без оформления разрешительной документации. К этому нарушению относится, например, возведение пристройки к дому без разрешения на строительство.

                    ВНИМАНИЕ! Если у земли нет собственника, значит, права на нее принадлежат государству.

                    Административная ответственность

                    Использование участка, который не является собственностью гражданина, или ее части расценивается как самозахват. Отсутствие правоустанавливающей документации – основание для привлечения к административной ответственности. Мерой наказания в этом случае является штраф.

                    Если на захваченном участке возведен дом или другое строение, помимо оплаты штрафа, лицу нужно снести постройку. Если гражданин отказывается делать это добровольно, снос производится в принудительном порядке.

                    Уголовная ответственность

                    За самозахват земли не предусмотрено уголовной ответственности. Но если это связано с другим преступлением, в отношении нарушителя используются меры наказания в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

                    Например, при фиктивном получении прав собственности за счет злоупотребления доверием или обмана мера ответственности назначается в соответствии с положениями статьи №159 УК РФ.

                    Самовольное занятие земли по Земельному кодексу

                    Согласно Земельному кодексу РФ под самозахватом подразумевается пользование землей в отсутствие оформленного права владения.

                    Незаконным считается пользование наделом:

                    • до принятия решения исполнительным учреждением о передаче имущества или его переоформления;
                    • до момента заключения договора о продаже дома и участка;
                    • до принятия решения по заявлению о постановлении территории на кадастровый учет;
                    • до проведения межевания границ.

                    ВАЖНО! Такие случаи классифицируются как самовольное занятие территории при активных действиях. Например, огораживание периметра, начало строительства и т. д.

                    Куда жаловаться при самозахвате земли

                    Для мирного урегулирования конфликтной ситуации, нужно направить письменное уведомление с планом участка нарушителю с требованием освободить захваченную землю.

                    Если ответа нет, гражданин обращается в уполномоченное государственное учреждение для решения конфликта. Согласно действующим законодательным нормам для решения вопросов по незаконно занимаемым землям лица могут обращаться в следующие госучреждения:

                    • муниципалитет населенного пункта;
                    • органы, осуществляющие надзор (Росреестр, Россельхознадзор);
                    • полиция;
                    • прокуратура.

                    После получения подтверждения от госорганов о нарушении прав следует обратиться в суд. Для этого гражданину требуется выполнить следующую последовательность действий:

                    1. Составить исковое заявление.
                    2. Собрать требуемый пакет документов.
                    3. Оплатить государственный налоговый сбор.
                    4. Ожидать рассмотрения заявления и назначения даты проведения судебного заседания.

                    СОВЕТ! Для решения земельных споров обращаются в гражданский суд. Подавать заявление в вышестоящие инстанции можно при необходимости обжалования вердикта.

                    Можно ли узаконить самозахват земельного участка

                    Во избежание привлечения к ответственности за незаконное занятие территории гражданин вправе узаконить использование земли. Участок может быть оформлен в собственность только в том случае, если у него нет другого владельца. Чтобы зарегистрировать такой надел, следует обращаться в ЕГРН.

                    Ответственность за самовольное занятие земель общего пользования

                    Пункт 1 статьи №7 КоАП РФ предусматривает наложение наказания в виде штрафа за самовольный захват земли. Размер зависит от кадастровой стоимости владения и составляет:

                    • для граждан – от 1 до 1,5% (минимум 5 000 р.);
                    • для должностных лиц – от 1,5 до 2% (минимум 20 000 р.);
                    • для организаций – от 2 до 3% (минимум 100 000 р.).

                    Если нет данных о кадастровой стоимости, предусмотрены следующие суммы:

                    • для граждан – 5–10 тыс. р.;
                    • для должностных лиц – 20–50 тыс. р.;
                    • для компаний – 100–200 тыс. р.

                    Штраф за самозахват земли не назначается, если гражданин получил соответствующее разрешение от собственника и может подтвердить это в суде.

                    Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея

                    1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

                    2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

                    Статья 8.7 КоАП РФ Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв

                    1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

                    2. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

                    Статья 8.8 КоАП РФ Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

                    2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

                    2.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", — влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

                    Статья 10.9 КоАП РФ Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта

                    Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

                    Статья 10.10 КоАП РФ Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем

                    1. Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

                    2. Повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

                    3. Сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

                    Штраф за самовольный захват земли может быть повышен в 20 и более раз

                    На рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”, который призван, помимо прочего, в разы увеличить ныне существующее наказание за самовольное занятие земельных участков.

                    Законопроект, прошедший в Госдуме первое чтение, вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие комплексное увеличение размера административных штрафов за нарушения земельного законодательства, установление административных штрафов в процентах от кадастровой стоимости земельного участка за самовольное занятие земельного участка и использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, а также совершенствуется ряд составов административных правонарушений в сфере земельных отношений.

                    Статья за самовольный захват земли в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ) существует и сейчас, но санкции там совсем мизерные:

                    – для граждан от 500 до 1 тысячи рублей,

                    – для должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей;

                    – для юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

                    В настоящее время при определении размера административного штрафа за отдельные правонарушения в сфере земельных отношений не учитываются индивидуальные характеристики конкретного земельного участка (категория земель, вид разрешенного использования, площадь)

                    Законопроект предлагает значительно поднять ставки. Кроме того, в новом законе планируется детально прописать, что считать занятием земельного участка. Это “владение и (или) использование (в том числе застройка и ограждение) земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации правовых оснований на указанный земельный участок».

                    Штраф планируется исчислять исходя из кадастровой стоимости земельного участка

                    Установление административных штрафов в процентах от кадастровой стоимости земельного участка обусловлено тем, что в настоящее время при определении размера административного штрафа за отдельные правонарушения в сфере земельных отношений не учитываются индивидуальные характеристики конкретного земельного участка, (категория земель, вид разрешенного использования, площадь).

                    Так, может быть назначено одинаковое наказание за самовольное занятие земельного участка площадью 0,06 гектара и земельного участка площадью 10 гектаров; за использование с нарушением вида разрешенного использования земельного участка для жилищного строительства площадью 3 гектара и земельного участка для размещения объекта мелкооптовой торговли площадью 0,01 гектара и так далее.

                    Необходимо отметить, что сейчас размеры штрафов за указанные правонарушения крайне низки.

                    Таким образом, отсутствие разделения степени жесткости наказания в зависимости от характеристик земельного участка, ставшего предметом посягательства, а также крайне низкий размер штрафов, который может быть назначен за совершение правонарушений в сфере земельных отношений, приводит к тому, что административная ответственность за данные правонарушения не выполняет функцию стимулирования правомерного поведения.

                    Данную ситуацию предлагается исправить путем установления административных штрафов в процентах от кадастровой стоимости земельного участка за самые распространенные в сфере земельных отношений правонарушения – самовольное занятие земельного участка и использование земельных участков не по целевому назначению, а также путем увеличения размеров штрафов в абсолютных значениях за иные земельные правонарушения.

                    В законопроекте предлагается два вида штрафа, для земельных участков, кадастровая стоимость которых определена и для тех участков, кадастровая стоимость которых пока не установлена.

                    Так, Самовольное занятие (самозахват) земельного участка влечет наложение административного штрафа:

                    в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка,

                    – на граждан – в размере от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 тысяч рублей;

                    – на должностных лиц – от 1,5 до 2 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей;

                    – на юридических лиц – от 2 до 3 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тысяч рублей;

                    в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка,

                    – на граждан – в размере от 10 до 20 тысяч рублей;

                    – на должностных лиц – от 20 до 50 тысяч рублей;

                    – на юридических лиц – от 100 до 200 тысяч рублей.

                    А если прихватить кусочек колхозного поля?

                    Самовольное занятие земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, также повлечет наложение административного штрафа:

                    в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка,

                    – на граждан – в размере от 1,5 до 2 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей;

                    – на должностных лиц – от 2 до 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тысяч рублей;

                    в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан – в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей;

                    – на должностных лиц – от 50 до 100 тысяч рублей;

                    – на юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей.

                    Жмурко Светлана Евгеньевна, адвокат Адвокатской конторы № 119 МКА г. Москвы, запись на прием по телефону: +7 (985) 998-58-08

                    голоса
                    Рейтинг статьи
                    Читайте так же:
                    Штраф за незаконное подключение к газу
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector