Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возмещение судебных издержек в виде транспортных расходов

Возмещение судебных издержек в виде транспортных расходов

Ирина Стародубцева

В случае проигрыша судебной баталии проигравшая сторона должна возместить победителю судебные издержки. Существенной величиной судебных издержек являются транспортные расходы. В каком размере могут быть возмещены данные расходы?

По общим правилам, установленным п.2 ст.101 АПК РФ, расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Для защиты интересов в суде компания вправе привлечь сторонних адвокатов, несмотря на наличие в штате собственных юристов. В подобных ситуациях компании заключают договор на оказание юридических услуг, в котором устанавливается размер вознаграждения, порядок возмещения судебных издержек.

К судебным издержкам относятся: расходы на оплату услуг представителей, расходы на проезд и проживание представителя, расходы за оплату услуг экспертов, специалистов и переводчиков, иные расходы (например, расходы на оформление доверенности в суд представителю, расходы на ксерокопирование, получение платных справок, копий документов).

Какие расходы не относятся к судебным и не подлежат возмещению

Расходы по оплате услуг, оказанных на досудебной стадии (проведение юридической экспертизы, консультационных услуг, переговоров по досудебному урегулированию спора), к категории судебных расходов не относятся и возмещению не подлежат (Постановления Пленума от 21.01.2016 г. №1, Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 г. №9131/08, от 29.03.2011 г. №13923/10).

Транспортные расходы могут быть включены в цену договора либо компенсироваться заказчиком отдельно (сверх стоимости юридических услуг).

Если транспортные издержки представителя включены в цену договора, то такие расходы суд взыскивает в пределах стоимости юридических услуг. А при определении суммы возмещения расходов на представителей, суды руководствуются разъяснениями, данными в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 г. №121.

Согласно разъяснениям Президиума ВАС РФ, разумность расходов по оплате услуг представителей определяется судом исходя из таких обстоятельств, как длительность судебного разбирательства, проверка законности и обоснованности судебных актов в нескольких судебных инстанциях, сложность разрешающихся в ходе рассмотрения дела правовых вопросов, сложившаяся судебная практика рассмотрения аналогичных споров, необходимость подготовки представителем в относительно сжатые сроки большого числа документов, требующих детальных исследований, размер вознаграждения представителей по аналогичным спорам и делам, обоснованность привлечения к участию в деле нескольких представителей, фактическое исполнение представителем поручения поверенного и другие обстоятельства.

!Договорная работа !Договорная работа

То есть такие расходы имеют предел, а поэтому обязанность возмещения транспортные расходы лучше прописывать в договоре отдельно. Но даже в этом случае не всегда их можно возместить за счет проигравшей стороны.

Проанализируем судебные решения по поводу возмещения транспортных расходов судебного представителя.

Проезд бизнес-классом, в вагонах повышенной комфортности

Транспортные расходы представителя в суде должны быть разумными и документально подтвержденными. Разумные пределы транспортных расходов и издержек, связанных с участием представителя в судебных заседаниях арбитражных судов, являются оценочной категорией и конкретизируются с учетом правовой оценки фактических обстоятельств каждого конкретного дела.

В связи с чем, не удастся возместить расходы на полет бизнес-классом, проезд в вагонах повышенной комфортности.

ПРИМЕР №1

Суд указал, что как следует из информации о полете и электронного билета стоимость билета Екатеринбург — Москва — Екатеринбург составила 40 947,25 руб., при этом билет куплен для перелета бизнес классом, в связи с чем, данные расходы не могут быть признаны разумными и в полном объеме отнесены на истца.

Документы, указывающие на отсутствие билетов на данную дату эконом классом, материалы не содержат.

Средняя стоимость аналогичного авиаперелета эконом-класса не превышает 7 000 рублей, что косвенно подтверждается авиабилетом Екатеринбург — Москва (Постановление АС Московского округа от 21.06.2017 г. №А40-75074/2015).

В частности, одним из критериев разумности при оценке размера понесенных транспортных расходов является стоимость экономных транспортных услуг, проезд к месту судебного заседания осуществлялся эконом — классом (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 19.12.2018г. №А74-7565/2017).

!Юр.обслуживание !Юр.обслуживание

Как отмечено в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2018 г. №А32-27972/2013, разница в стоимости билетов у различных перевозчиков недостаточная и в материалах дела отсутствуют доказательства реальной возможности приобретения билетов по более дешевой цене в данный период. При этом судом была учтена и востребованность направления (из столицы в столицу).

При определении подлежащих возмещению транспортных расходов, суды указывают на их чрезмерную величину ввиду повышенного класса обслуживания вагонов, в которых приобретены проездные документы.

ПРИМЕР №2

Поездка представителя сопровождалась классом обслуживания «1Р», то есть с условиями повышенной комфортности.

Учитывая, что продолжительность поездки составляет менее двух часов, данные услуги, по мнению истца, не являются оправданными и экономичными.

Исходя из анализа сайта ОАО «РЖД», суд признал транспортные расходы чрезмерными, поскольку ответчик не представил доказательств того, что других билетов более экономной стоимости в продаже не было и пришел к выводу о необходимости взыскания транспортных расходов в сумме 3160 рублей.

Таким образом, суд уменьшил транспортные расходы на проезд представителя, поскольку в продаже имелись более дешевые билеты в вагоны эконом-класса (Постановление АС Волго-Вятского округа от 27.02.2018 г. №А43-13487/2016).

Расходы по договору фрахтования автомобиля

В одном из судебных споров, судом были признаны обоснованными транспортные расходы по договору фрахтования автомобиля. Основным доводом послужило то, что транспортные расходы были понесены вследствие отсутствия надлежащих автобусных рейсов и прямых рейсов железнодорожного транспорта (согласно информации на сайте ОАО «АвтоВАС»).

Целью фрахтования автомобиля было своевременное прибытие на судебное заседание и минимизация расходов на участие в арбитражном процессе, без обращения к гостиничным услугам (Постановление АС Волго-Вятского округа от 24.01.2018 г. №А79-9529/2015).

Выбор вида транспортного средства

При оценке разумности транспортных расходов суды принимают во внимание не только их меньшую стоимость, но время убытия и прибытия, комфортабельность транспортного средства и места проживания, экономию времени (оперативность), а также насколько выбранный вид транспорта позволяет представителю явиться в судебное заседание в положенное время и в состоянии, позволяющем ему осуществлять свои функции. Длительность нахождения в командировке, время убытия и прибытия определяется участником процесса с учетом времени судебного заседания, необходимого времени отдыха и т.д.

Право выбора транспортного средства должно определяется критериями необходимости и разумности, если это не выходит за рамки обычаев делового оборота и не носит признаков чрезмерного расхода. Таким образом, вопросы выбора вида транспорта, в том числе целесообразности использования того или иного вида транспорта, так же как и выбор места проживания находятся в компетенции компании, исходя из производственной и иной необходимости.

Выбор неразумного маршрута

Судом при оценке возмещения транспортных расходов учитывается маршрут перелета представителя.

ПРИМЕР №3

Суд не установил оснований для возмещения расходов на приобретение авиабилета на имя Мильчевой Т.В. по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Владивосток — Москва — Санкт-Петербург в размере 63 410 рублей.

Так, выяснив, что местом жительства Мильчевой Т.В. является г. Петропавловск-Камчатский, а в г. Санкт-Петербурге она находилась по личным вопросам, не связанным с рассмотрением дела, несмотря на наличие согласия заказчика на компенсацию понесенных представителем расходов и факт их последующей оплаты, суды признали, что стоимость авиабилета на имя Мильчевой Т.В. по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Владивосток — Москва — Санкт-Петербург в размере 63 410 руб. в рассматриваемой ситуации не отвечает критериям необходимости и экономичности судебных издержек (Постановление АС Дальневосточного округа от 04.09.2018 г. №А24-1622/2017).

Читайте так же:
Как получить выплаты по безработице при коронавирусе онлайн

Субсидирование затрат на транспортировку продукции на внешние рынки

Промышленные предприятия имеют право на возмещение затрат, связанных с транспортировкой продукции на внешние экспортные рынки. Правила субсидирования таких затрат регламентируются Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 496. В данной статье рассмотрены основные правила предоставления субсидии.

Правила предоставления субсидии на транспортировку

Субсидия предоставляется на затраты, понесенные на транспортировку продукции как непосредственно производителями поставляемой продукции, так и аффилированными с ними лицами или компаниями, осуществляющими поставку продукции по договорам поставки.

Годовой размер субсидии ограничен 80% суммы понесенных затрат на транспортировку, но не более 11% от стоимости поставляемой продукции и не более 500 млн руб.

Основные требования к получателю субсидии:

а) организация является производителем, или аффилированным лицом производителя, или уполномоченным лицом (организация, осуществляющая поставку продукции от имени производителя);

б) организация зарегистрирована на территории РФ;

в) по состоянию на дату не ранее чем за 30 календ. дней до дня подачи заявки на участие в квалификационном отборе, а также заявления о предоставлении субсидии:

  • организация не является иностранным ЮЛ, а также российским ЮЛ, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных ЮЛ, местом регистрации которых являются офшорные зоны, в совокупности превышает 50%;
  • у организации отсутствуют просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций и иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом;
  • у организации отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;
  • организация не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении нее не введена процедура банкротства, деятельность организации не приостановлена;
  • организация не получала средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов на возмещение одних и тех же затрат на транспортировку продукции на внешние рынки;

г) организация при осуществлении транспортировки продукции понесла затраты по договорам на поставку продукции;

д) транспортировка и отгрузка продукции (от пунктов отправления, расположенных на территории РФ, до конечного пункта назначения) осуществлялись в период с 1 августа года, предшествующего году подачи заявления на предоставление субсидии, по 31 июля года, в котором подается заявление о предоставлении субсидии. В качестве даты осуществления транспортировки принимается дата отгрузки продукции организацией с целью доставки продукции покупателю в рамках договора поставки;

е) в отношении поставленной продукции получены действующие на дату представления организацией заявления о предоставлении субсидии:

  • заключение о подтверждении производства промышленной продукции (за исключением продукции, указанной в разделе II приложения к постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719, а также сборочных комплектов продукции);
  • для продукции, указанной в разделе II приложения к постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719, — заключение о подтверждении производства промышленной продукции с совокупным количеством баллов не менее 1000 баллов в 2019-2021 годах и 1400 баллов — с 2022 года;
  • для сборочных комплектов продукции — сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом РФ, по которому РФ является страной происхождения сборочного комплекта продукции.

Подробнее о получении заключения о подтверждении производства продукции на территории РФ см. в статье «Статус отечественного производителя»

Конкурсная процедура

Органом, уполномоченным на проведение конкурса и заключение соглашений о предоставлении субсидий от имени РФ является Министерство промышленности и торговли РФ (далее – Минпромторг РФ). АО «Российский экспортный центр» (далее – РЭЦ) осуществляет функции агента Правительства РФ по вопросу о предоставлении субсидий. Т.о. соглашение о предоставлении субсидии представляет собой трехсторонний договор, а документы, направляемые заявителем для получения субсидии, проходят проверку сначала в РЭЦ, затем в Минпромторге РФ.

Конкурс проводится посредством электронно-цифровой платформы «Мой экспорт», разработанной РЭЦ.

Конкурс на получение субсидии состоит из 2-х этапов:

  1. Квалификационный отбор на право заключения соглашения о получении субсидии;
  2. Подача заявлений на получение субсидии.

График подачи заявлений на квалификационный отбор и на получение транспортной субсидии после прохождения квалификационного отбора представлены на схеме ниже.

Порядок проведения квалификационного отбора

Для получения субсидии в следующем году организация в период с 1 августа по 31 августа текущего года направляет в РЭЦ заявку на участие в квалификационном отборе с использованием платформы «Мой экспорт». При этом для планирования поставок продукции и расчетов планового показателя, необходимого для предоставления субсидии, и суммы субсидии, предоставляемой организации, в качестве отчетного периода принимается период планирования поставок с 1 августа текущего года по 31 июля следующего года.

Распределение объемов государственной поддержки по отраслям промышленности (распределение выражается в процентах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Минпромторга РФ как получателя средств федерального бюджета, в том числе дополнительных лимитов) выражается следующим образом:

  • отрасль машиностроения – 48%;
  • обрабатывающие отрасли промышленности (химическая промышленность, металлургическая промышленность и лесопромышленный комплекс) – 45%;
  • прочие отрасли промышленности (в том числе фармацевтическая промышленность) – 7%.

Для участия в квалификационном отборе организация заполняет на платформе «Мой экспорт»:

  • форму заявки на участие в квалификационном отборе;
  • форму программы поставок продукции организации.

Важным показателем для дальнейшего ранжирования организаций и формирования реестра получателей субсидии является показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии (далее – показатель результативности), который определяется на основании объема фактически поставленной продукции, планового объема поставленной продукции и заявленного размера субсидии.

По результатам квалификационного отбора РЭЦ формирует проект реестра получателей и проект листа ожидания.

Ранжирование организаций осуществляется в рамках отраслей промышленности с учетом объемов государственной поддержки, распределенных по отраслям промышленности, в следующем порядке:

а) на 1-м этапе в проект реестра получателей субсидий включаются организации, с которыми заключены соглашения о реализации КППК, в порядке убывания планового значения показателя результативности;

б) на 2-м этапе в проект реестра получателей субсидий включаются организации, осуществляющие поставки продукции в целях реализации отдельных решений Правительства РФ, в порядке убывания планового значения показателя результативности;

в) на 3-м этапе в проект реестра получателей субсидий включаются иные организации в порядке убывания планового значения показателя результативности в очередном периоде планирования поставок продукции, до исчерпания объемов государственной поддержки по отраслям промышленности;

г) на 4-м этапе формируется лист ожидания, в который включаются заявки на участие в квалификационном отборе в порядке убывания планового значения показателя результативности в очередном периоде планирования поставок продукции.

Далее проект реестра получателей субсидии и проект листа ожидания утверждаются Минпромторгом РФ. С организациями, попавшими в реестр получателей субсидии, заключается трехстороннее соглашение между Минпромторгом РФ, РЭЦ и получателем субсидии о предоставлении субсидии посредством информационной системы «Электронный бюджет».

Порядок подачи заявлений на получение субсидии

В целях получения субсидии организация, с которой заключено соглашение о предоставлении субсидии, с использованием информационной системы «Мой экспорт» направляет заявление о предоставлении субсидии с приложением необходимых документов не позднее

  • 31 марта,
  • и (или) 31 мая,
  • и (или) 31 августа
Читайте так же:
Калькулятор онлайн расчета декретных выплат в 2022 году

года, следующего за годом заключения соглашения о предоставлении субсидии.

Перечень документов для предоставления субсидии:

а) заявление о предоставлении субсидии с подтверждением:

  • соответствия организации условиям предоставления субсидии и требованиям к организациям;
  • достоверности представленной информации;
  • отсутствия финансирования транспортировки продукции, указанной в программе поставки продукции организации, представленной для участия в квалификационном отборе;
  • наличия перечня поставленной продукции, предусмотренной программой поставки продукции, представленной для участия в квалификационном отборе;
  • наличия заключенного соглашения о реализации КППК, представленного для участия в отборе, в отношении которого Минпромторгом РФ не приостановлено предоставление субсидии уполномоченному банку, предоставившему организации (либо заемщику) финансирование (при наличии такого финансирования);

б) следующие документы (сведения), подтверждающие фактически понесенные затраты организации и их соответствие целям правил:

  • счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг) и платежных поручений, подтверждающие фактические затраты на транспортировку продукции;
  • реестр документов (сведений) по определенной РЭЦ форме, устанавливающий соответствие осуществленных поставок продукции первичным бухгалтерским документам.

Сроки рассмотрения заявления и предоставления субсидии:

в течение 1 рабочего дня со дня подачи заявления о предоставлении субсидии РЭЦ обеспечивает направление в федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) запросов о представлении документов (сведений);

для подтверждения соответствия организации условиям предоставления субсидий и требованиям Правил, проверки степени достижения организацией в текущем периоде планирования поставок продукции планового значения показателя результативности, указанного в соглашении о предоставлении субсидии, а также проверки объема выполнения планового объема поставленной продукции в стоимостном выражении, указанного в соглашении о предоставлении субсидии;

для проведения расчета фактического размера субсидии, предоставляемой организации по итогам периода планирования поставок, а также определения размера штрафа в случаях, предусмотренных Правилами;

в течение 5 рабочих дней ФОИВ отвечает на запрос и предоставляет запрашиваемые сведения;

в течение 3 рабочих дней со дня получения сведений от ФОИВ РЭЦ проводит проверку предоставленных сведений;

в течение 1 рабочего дня по результатам проведенной проверки РЭЦ подготавливает заключение о предоставлении субсидии организациям или возвращает заявление о предоставлении субсидии организации с уведомлением об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин такого отказа и подготавливает перечень организаций, которым было отказано в предоставлении субсидии;

РЭЦ представляет в Минпромторг РФ заключения о предоставлении субсидии и перечень организаций, которым было отказано в предоставлении субсидии;

в течение 15 рабочих дней со дня получения заключения о предоставлении субсидии от РЭЦ Минпромторг РФ

КС не принял запрос о невозможности пенсионеру получить компенсацию проезда к месту отдыха на личном авто

Конституционный Суд вынес Определение № 1368-О по делу о проверке конституционности подп. «д» п. 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда по России пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно. Согласно этой норме компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда автотранспортом – в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

С запросом в КС обратился мировой судья судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области, куда обратился гражданин Ж. с иском к местному управлению Пенсионного фонда о взыскании расходов на проезд. В 2020 г. пенсионер ездил на отдых в Крым личным транспортом, поскольку, по его словам, он не смог приобрести билеты на поезд или самолет в нужный период, а регулярные автобусные перевозки по маршруту «Архангельск – Феодосия» отсутствовали. Далее пенсионер обратился в территориальное управление ПФР в г. Новодвинске Архангельской области за получением компенсации расходов на оплату стоимости проезда, однако ведомство отказало в выплате со ссылкой на то, что поездка осуществлялась личным транспортом в нарушение Правил.

Впоследствии мировой судья выявил неопределенность в этой норме в той мере, в какой ее правовое регулирование ограничивает право пенсионера на проезд к месту отдыха и обратно личным транспортом и служит основанием для отказа ему в выплате искомой компенсации. В связи с этим мировой судья приостановил производству по гражданскому делу и направил запрос в КС.

Конституционный Суд отказался принимать запрос к рассмотрению, отметив, что спорная норма по своей правовой природе является льготой, носящей компенсаторный характер, право на которую непосредственно из Конституции не вытекает, поэтому порядок ее предоставления входит в компетенцию Правительства РФ.

Суд также указал, что спорные Правила детально определяют как порядок обращения за компенсацией проезда к месту отдыха и обратно, так и ее размеры. «Такое регулирование в равной мере распространяется на всех неработающих пенсионеров, являющихся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, которые находятся в одинаковом положении, что обеспечивает защиту их интересов», – отмечено в определении КС РФ.

КС добавил, что ранее российское правительство постановлением от 7 октября 2020 г. утвердило Особенности правового регулирования реализации неработающими пенсионерами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в 2020 г. права на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Такое специальное регулирование определило особые условия реализации права на проезд к месту отдыха и обратно в период пандемии: неработающие пенсионеры, не воспользовавшиеся таким правом в прошлом году из-за ограничительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, могут реализовать это право в 2021 г. В связи с этим Конституционный Суд счел, что спорная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан в указанном в запросе аспекте.

В то же время Суд отметил, что действующее правовое регулирование не исключает права федерального законодателя с учетом развития сети автомобильных дорог и улучшения условий для самостоятельного передвижения по территории Российской Федерации обеспечить дальнейшее совершенствование законодательства о социальной поддержке граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в частности изменить условия предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам.

КС отметил, что сейчас на рассмотрении Госдумы находится соответствующий законопроект (№ 713149-7), которым ст. 34 Закона о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предложено изложить в новой редакции, предполагающей, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно будет осуществляться в случае перемещения любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным. «Таким образом, в процессе законотворческой деятельности в связи с изменениями, происходящими в жизни общества и в структуре возникающих у граждан потребностей, непрерывно совершенствуются действующие нормативные правовые акты, имеющие целью расширение предусмотренных для граждан социальных гарантий», – указал Суд.

Адвокат, член Совета АП Ставропольского края Нарине Айрапетян отметила, что на практике довольно часто встречаются случаи обращения в Конституционный Суд с запросами, которые он не уполномочен рассматривать по существу, так как фактически оспариваемые нормы не являются неопределенными и не нарушают конституционные положения. «Однако подобные запросы имеют и позитивное значение, заключающееся в том, что КС РФ обращает внимание на несовершенство законодательства, и это, в свою очередь, служит своеобразным толчком для последующих изменений», – считает она.

Читайте так же:
Как проверить медицинский страховой выплаты по страховкам положена мне

По мнению эксперта, не должно быть никаких градаций, связанных с видом транспорта при компенсации расходов на проезд. «Учитывая особенности местности, перечень условий для получения рассматриваемой льготы, на мой взгляд, должен быть максимально упрощен. При использовании личного транспорта сложнее зафиксировать, к примеру, траты на ГСМ, амортизационные расходы, но это не является основанием для того, чтобы подобные издержки не подлежали компенсации. С учетом также возрастных особенностей категории граждан, которым предоставляется указанная льгота, вынуждать их пользоваться строго определенным транспортом неразумно. Как минимум, при сложной эпидемиологической ситуации такие условия, не способствующие максимальной изоляции, не должны существовать и реализовываться», – подчеркнула Нарине Айрапетян.

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд справедливо указал, что механизм компенсации пенсионерам, получающим пенсию по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера, стоимости проезда к месту отдыха требует совершенствования на законодательном уровне. Однако, по словам эксперта, Конституционный Суд не ответил, насколько на настоящий момент не противоречит Конституции РФ спорная норма, если пенсионер, имевший право на компенсацию проезда (т.е. льготу), мог добраться до места отдыха только на личном автомобиле (например, из его места проживания нельзя добраться другим видом транспорта). «По моему мнению, здесь все-таки усматривается нарушение права пенсионера на реализацию предоставленной ему льготы», – убежден Антон Алексеев.

Как подать прошение в суд о возмещении затрат на проезд по повестке суда? Как это сделать?

Добрый день. Вопрос о возмещении затрат на проезд и проживание в другой город по повестке суда в качестве потерпевшего. Не понятно как подать прошение в суд и приложить чеки на дорогу туда и обратно. Каким способом можно это сделать? Снова ехать в этот город или по почте или иным каким-нибудь способом?

Добрый день!

Согласно ст. ст. 131, 132 Уголовно-процессуального кодекса, процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства. К процессуальным издержкам относятся:

1) суммы, выплачиваемые потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым, а также адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, на покрытие расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием (расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

1.1) суммы, выплачиваемые потерпевшему на покрытие расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего;

2) суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд;

3) суммы, выплачиваемые не имеющим постоянной заработной платы потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым за отвлечение их от обычных занятий; 4) вознаграждение, выплачиваемое эксперту, переводчику, специалисту за исполнение ими своих обязанностей в ходе уголовного судопроизводства, за исключением случаев, когда эти обязанности исполнялись ими в порядке служебного задания;

5) суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в случае участия адвоката в уголовном судопроизводстве по назначению;

6) суммы, израсходованные на демонтаж, хранение, пересылку и перевозку (транспортировку) вещественных доказательств, а также на перевозку (транспортировку) трупов и их частей;

7) суммы, израсходованные на производство судебной экспертизы в экспертных учреждениях;

8) ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном частью первой статьи 114 настоящего Кодекса;

9) иные расходы, понесенные в ходе производства по уголовному делу и предусмотренные настоящим Кодексом;

10) суммы, связанные с уведомлением близких родственников, родственников или близких лиц подозреваемого о его задержании и месте нахождения.

Суммы, указанные в части второй настоящей статьи, выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда. Порядок и размеры возмещения процессуальных издержек, за исключением размеров процессуальных издержек, предусмотренных пунктами 2 и 8 части второй настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Процессуальные издержки взыскиваются с осужденных или возмещаются за счет средств федерального бюджета. Суд вправе взыскать с осужденного процессуальные издержки, за исключением сумм, выплаченных переводчику и защитнику в случаях, предусмотренных частями четвертой и пятой настоящей статьи. Процессуальные издержки могут быть взысканы и с осужденного, освобожденного от наказания. Процессуальные издержки, связанные с участием в уголовном деле переводчика, возмещаются за счет средств федерального бюджета. Если переводчик исполнял свои обязанности в порядке служебного задания, то оплата его труда возмещается государством организации, в которой работает переводчик. Если подозреваемый или обвиняемый заявил об отказе от защитника, но отказ не был удовлетворен и защитник участвовал в уголовном деле по назначению, то расходы на оплату труда адвоката возмещаются за счет средств федерального бюджета. В случае реабилитации лица процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета. Процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета в случае имущественной несостоятельности лица, с которого они должны быть взысканы. Суд вправе освободить осужденного полностью или частично от уплаты процессуальных издержек, если это может существенно отразиться на материальном положении лиц, которые находятся на иждивении осужденного. Признавая виновными по уголовному делу нескольких подсудимых, суд определяет, в каком размере процессуальные издержки должны быть взысканы с каждого из них. Суд учитывает при этом характер вины, степень ответственности за преступление и имущественное положение осужденного. По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, суд может возложить обязанность возместить процессуальные издержки на законных представителей несовершеннолетних.

Согласно ст. ст. 119-122 Уголовно-процессуального кодекса, подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, представитель администрации организации и иное лицо, права и законные интересы которых затронуты в ходе досудебного или судебного производства, вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, либо представляемых им лица или организации. Ходатайство заявляется дознавателю, следователю либо в суд. Правом заявлять ходатайство в ходе судебного разбирательства обладает также государственный обвинитель. Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное — заносится в протокол следственного действия или судебного заседания. Отклонение ходатайства не лишает заявителя права вновь заявить ходатайство. Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления. Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении дознаватель, следователь, судья выносят постановление, а суд — определение, которое доводится до сведения лица, заявившего ходатайство. Решение по ходатайству может быть обжаловано в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса.

Читайте так же:
Практика выплат ущерба страховыми компаниями при обоюдной вине ДТП

Согласно ст. 309 Уголовно-процессуального кодекса, в резолютивной части приговора, за исключением вопросов, указанных в статьях 306 и 308 настоящего Кодекса, должны содержаться: 1) решение по предъявленному гражданскому иску в соответствии с частью второй настоящей статьи; 2) решение вопроса о вещественных доказательствах; 3) решение о распределении процессуальных издержек. При необходимости произвести дополнительные расчеты, связанные с гражданским иском, требующие отложения судебного разбирательства, суд может признать за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. В резолютивной части приговора должно также содержаться разъяснение о порядке и сроках его обжалования в соответствии с требованиями главы 45.1 настоящего Кодекса, о праве осужденного и оправданного ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции. Ходатайство о возмещении процессуальных издержек может быть направлено в адрес суда по почте.

Ходатайство пишется в свободой форме. Оно должно содержать:

1. Название и адрес суда, в который направляется ходатайство;

2. Ваши ФИО, адрес, телефон и процессуальная роль;

3. Название ходатайства;

4. Обоснование того, какие расходы Вы понесли в связи с участием в деле;

5. Саму просьбу — возместить процессуальные издержки в определенном размере;

6. Дату подачи и подпись заявителя.

К ходатайству должны быть приложены чеки, подтверждающие Ваши расходы.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

  • Статья 324. Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей
  • Статья 326. Компенсации расходов, связанных с переездом

Комментарий к ст. 325 TК РФ

1. Компенсация работнику транспортных расходов и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно производится в соответствии с Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 455 (СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2986).

2. Компенсации, предоставляемые по правилам настоящей статьи, имеют строго целевое назначение, поэтому их нельзя суммировать, если работник своевременно не воспользовался предоставленным ему правом на получение соответствующих компенсаций.

Судебная практика по статье 325 TК РФ

В обоснование своего требования административный истец указал, что Общество имеет обособленные структурные подразделения, расположенные в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, в соответствии с положениями части 1 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) Обществом принят и исполняется локальный нормативный акт, предусматривающий в составе базовых социальных льгот Общества оплату проезда один раз в два года к месту отдыха неработающих членов семьи работников, проживающих и постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно которому выплата компенсации оплаты проезда к месту отдыха неработающих членов семьи работника Общества производится после окончания отпуска и предоставления пакета документов, подтверждающих родство и факт проезда к месту отдыха и обратно.

Признавая представление в оспариваемой части незаконным, суды в результате анализа положений статей 11, 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», статьи 153, 325 Трудового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что факт неправомерного использования бюджетных средств не доказан, оспариваемое представление в части возложения обязанности по уплате в бюджет денежных средств нарушает права заявителя.

Согласно статье 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.

Читайте так же:
Условия путинских выплат на детей в 2022 году: теперь до трех лет

В обоснование указал, что часть 4.1 статьи 5 противоречит статьям 5, 315, 317 Трудового кодекса РФ, согласно которым размер и порядок указанной надбавки устанавливаются Правительством Российской Федерации, поэтому, по мнению заявителя, органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право на принятие порядка установления процентных надбавок, если они не являются повышенными или предельными; часть 3 статьи 11 противоречит статьям 5, 325 Трудового кодекса Российской Федерации и ставит в неравное положение лиц, проводящих отпуск на территории Российской Федерации и за ее пределами; часть 1 статьи 12 противоречит части 1 статьи 26.14 Федерального закона N 184 от 6 октября 1999 года, согласно которой субъекты РФ не вправе осуществлять расходы на решение вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти; порядок компенсации указанных расходов уже предусмотрен Постановлением Правительства РФ N 572 от 11 августа 1992 года.

В обоснование требований прокурор сослался на то, что в соответствии со статьей 33 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», статьей 325 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ) работодатели (организации, финансируемые из федерального бюджета) также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям).

Удовлетворяя требование учреждения, суды, руководствуясь положениями статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Порядком компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета, и членов их семей, утвержденным постановлением мэра муниципального образования «Северодвинск» от 13.05.2009 N 105, пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», сделали вывод, что не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов выплаты, производимые работникам для компенсации стоимости авиационного перелета от места отправления до фактического пересечения государственной границы и обратно, то есть компенсационные выплаты в полном объеме.

Удовлетворяя требование учреждения, суды, руководствуясь положениями статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Порядком компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета, и членов их семей, утвержденным постановлением мэра муниципального образования «Северодвинск» от 13.05.2009 N 105, пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», сделали вывод, что не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов выплаты, производимые работникам для компенсации стоимости авиационного перелета от места отправления до фактического пересечения государственной границы и обратно, то есть компенсационные выплаты в полном объеме.

Лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов (часть I статьи 325 Трудового кодекса РФ).

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции, сославшись на положения статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 (в редакции от 24 июля 2009 г.) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 455 «О порядке компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и членов их семей», пришли к выводу о том, что территория Республики Хакасия отнесена к тем районам, на которые вышеуказанным законодательством распространяются льготы и компенсации, установленные для районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Удовлетворяя требование учреждения, суды, руководствуясь положениями статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», пришли к выводу, что не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов выплаты компенсаций расходов на оплату стоимости проезда работников от места отправления до фактического пересечения государственной границы и обратно в пределах Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции, сославшись на положения статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 (в редакции от 24 июля 2009 года) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 455 «О порядке компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и членов их семей», пришли к выводу о том, что территория Республики Хакасия отнесена к тем районам, на которые вышеуказанным законодательством распространяются льготы и компенсации, установленные для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector