Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развод по шариату по инициативе жены

развод по шариату по инициативе жены

В Саудии началась эпидемия разводов по требованию жен

В Саудовской Аравии участились случаи шариатского развода по инициативе жены, хула. При таком разводе женщина возвращает мужу свадебный подарок и выплачивает компенсацию за потраченное им в течение брака.

По официальной статистике министерства юстиции Саудовской Аравии, в прошлом году количество разводов по инициативе жены значительно возросло. Суды Эр-Рияда зафиксировали 362 таких развода, Мекки – 921, Медины – 37, Восточной провинции – 197, Аль-Кассима – 65, Асира – 90, Джазана – 129.

Возможен ли развод при беременности?

По чьей инициативе он может случиться? Может ли подать на развод муж? Что об этом говорит Семейный кодекс? Как подать на развод, если я беременна?

Есть ли какие-то материальные гарантии для женщины в положении? Эти вопросы беспокоят очень многих беременных женщин, не нашедших общего языка с собственным мужем.

Беременность — очень сложный период для любой пары.

Как проходит развод по шариату

Исламское вероисповедание очень серьезно относится к вопросам создания брака. И еще внимательнее рассматривается положение о разводе. Последнее действие не вызывает одобрения в мусульманской религии, как, впрочем, и в других учениях. Народная молва припасла на этот случай поговорку. Она призывает 10 раз подумать, если собираешься заключить брачный союз, в случае же развода думать придется в 10 раз больше.

Причины развода по инициативе женщин

Стабильности в отношениях, рано или не слишком, под коей предполагается наличие крепкого мужского плеча рядом, определенных благ, достигнутых совместно и, естественно, некоторых чувств, хочет каждая представительница прекрасной половины человечества.

Когда это всё есть — живи да радуйся. Но женщины далеко не так просты. Им всегда чего-то не хватает, всегда есть причины, чтобы заявить что-то не так.

Развод по инициативе жены

«Я говорю ему и подобным ему — невозможно обрести счастливую жизнь, кроме как если супруги будут относиться друг к другу со справедливостью и по-доброму и потуплять свои взоры от нехороших качеств, наблюдая за хорошими качествами.

Сказал пророк (салля Ллаху алейхи уа саллям): «Пусть верующий не испытывает отвращение к верующей, если же ему не нравятся в ней нравы, то пусть довольствуется другими её нравами» ( Муслим 1469).

Развод по инициативе супруги

Если мужчина бьет, оскорбляет жену, то она вправе требовать развод (хуле называется, если не ошибаюсь). А если он сам решил дать ей талак, то никто не имеет право остановить его.

ЕСЛИ ИСЧЕРПАНЫ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ сохранения семейных уз и нет надежды на примирение,брак МОЖЕТ быть расторгнут,НО только при соблюдении установлений Священного Корана и Сунны Пророка(САС)

Однако и в этом случае исламское право,основанное на Божественном Откровении,проявляет гибкость и гуманность,позволяет супругам использовать шансы на восстановление супружеского союза до того момента,как станет окончательным.

Развод по требованию женщины (хул — )

Вопрос: Что такое хул’ и каков правильный способ его совершения? Если муж не хочет развестись со своей женой, может ли быть осуществлён? И как насчет американского общества, где женщина, которой не нравится свой муж (в некоторых случаях потому, что он религиозный человек) думает, что она вольна развестись с ним?

Хул’ – это расставание женщины в обмен на компенсацию. Муж берёт компенсацию и расстаётся со своей женой.

Развод по шариату по инициативе жены

Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (аль-Бакъара 2: 236).

Ведь по милости Аллаха мы не христиане, которые считают, что разводиться запрещено, и что супруги должны терпеть те или иные выходки друг друга и прочие семейные проблемы до самой смерти. Имам Ибн Къудама говорил: “Обычай указывает на дозволенность.

Развод по-мусульмански: уходя – оставайся!

Отношение к и в целом к браку в Исламе кардинально отличается от европейского подхода. Брак, по мусульманским традициям, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Но, в отличие от других религий, Ислам дает право женщинам выступить инициаторами развода.

Айгуль и Нурислам в полной мере ощутили, что такое развод по-мусульмански. Прожив в браке три года, пара решила развестись.

Хадис о разводе по инициативе жены

«Любая женщина, которая потребовала развод у мужа, не причинявшего ей вреда, не ощутит благоухания Рая!» Ахмад 5/277. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

То, что муж взял вторую жену — это не шариатская причина для требования, т.к многоженство для мужчины при условиях, дозволяющие ему это, — это лишь благо, а не вред.

Хадис о женщинах, которые требуют развод от своих мужей без причины

Хадис: “Женщины, которые требуют развод (без причины), являются лицемерками”

Сообщается, что ‘Укъба ибн ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал:

— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إنّ المُخْتَلِعَاتِ والمُنْتَزِعاتِ هُنَّ المنافِقاتُ

«Поистине, женщины, которые требуют развод (от своих мужей без причины), разрывая (брачные узы), являются лицемерками”». Этот хадис передал ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» (17/339). sahih-1

Этот же хадис передали Ахмад (2/414), ан-Насаи (6/168) и аль-Байхакъи (7/316) со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1938, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 632.

Считается ли неприязнь к мужу уважительной причиной для развода?

Передают со слов Ибн ‘Аббаса о том, что однажды жена Сабита ибн Къайса пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «О, посланник Аллаха, я не порицаю Сабита ибн Къайса ни за его характер, ни за его отношение к религии, однако я не выношу его (в другой версии передаётся, что она сказала: однако мне ненавистно неверие в Исламе!)» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил её: «Вернёшь ли ты ему его сад?» Она сказала: «Да». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сабиту: «Прими от неё свой сад и дай ей развод!» аль-Бухари (5273, 5275).
Следует напомнить, что жена не должна спешить с разводом, а должна предпринять все меры для сохранения брака, и для этого можно обратиться к знающим, праведным людям, к которым прислушается её муж. Они призовут его не чинить ей вред, не ущемлять её права, которыми наделил её Всевышний Аллах, сказав (смысловой перевод): «Обращайтесь с вашими жёнами достойно» (ан-Нисаъ, 4:19).
Из этого благородного аята вытекает то, что жена имеет право на хорошее обращение, право на не причинение ей страданий, на обходительность в общении с ней. Если эти права попираются мужем, то он не выполняет возложенную на него обязанность и является ослушником Аллаха и Его посланника, ведь Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «O люди, бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами. Воистину, вы берёте их в жёны под покровительство Аллаха и они законны для вас, согласно слову Аллаха! Поистине у вас есть права по отношению к вашим жёнам, но они также имеют права по отношению к вам. Относитесь к вашим женщинам хорошо и будьте добрыми к ним, поскольку они – ваши спутники и преданные помощницы». Муслим (1218), Абу Дауд (1905), «Маджма’у-з-заваид» (3/269).
Муж должен помнить, что основа брака это любовь и милосердие, успокоение и удовольствие от общения и близости, как сказал об этом Всевышний Аллах (смысловой перевод): «Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (ар-Рум, 30:21).
Муж должен понять, что женщины не могут достичь полного совершенства во всём, поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Обходитесь с женщинами достойно, ведь женщина была создана из кривого ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь, так оно и останется кривым, поэтому обходитесь с женщинами достойно». аль-Бухари (3331), Муслим (1468).
Возможно, что жена может небрежно выполнять свои семейные обязанности или сделать что-либо, ненавистное мужу, но он должен терпеть это в целях сохранения семейной жизни. Если муж видит в своей жене какие-либо недостатки, то он должен видеть и её достойные качества. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий мужчина не должен ненавидеть верующую женщину, ибо, если ему не понравится какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой». Муслим (1469).
Муж должен достойно и дружелюбно относиться к жене, ласкать и любить её. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам». Хадис достоверный. Cм. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (284).
Если увещевания не помогают, и муж всё также притесняет, обижает, и чинит несправедливость в отношении жены, то она может потребовать у него развод. Ибо плохое отношение к ней и ущемление её прав являются веской причиной, по которой ей дозволенно требовать развод. Нельзя требовать развода, без причины, как об этом сказано в хадисе: «Любая женщина, попросившая развод у мужа без причины, не ощутит благоухания Рая!» Абу Дауд (2226). Шейх аль-Албани в «Сахих Аби Дауд» подтвердил достоверность хадиса.
Право требовать развод в выше упомянутом случае оговорено в Коране, в следующем аяте (смысловой перевод): «И если вы опасаетесь, что они (муж и жена) не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод» (аль-Бакъара, 2:229).
То есть, в случае если жена опасается, что не сможет должным образом повиноваться Аллаху во взаимоотношениях с мужем, по причине неприязни к нему, или отвращения к внешнему виду своего мужа, или его нравственному облику, или его беспечному отношению к религиозным предписаниям, то как сказали ученые комментаторы Корана, этот аят свидетельствует о законности развода по требованию жены (хуль’), если сложившиеся обстоятельства носят такой характер. В этом случае жена выплачивает мужу материальную компенсацию или возвращает ему брачный дар (махр). См. «Тафсир ас-Са’ди» (1/102).
Также данное право оговорено и в Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а именно в истории передаваемой Ибн ‘Аббасом, да будет доволен им Аллах, о том, что однажды жена Сабита ибн Къайса пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «О, Посланник Аллаха, я не порицаю Сабита ибн Къайса ни за его характер, ни за его отношение к религии, однако я не выношу его (в другой версии передается, что она сказала: однако мне ненавистно неверие в Исламе!)[1]» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил её: «Вернёшь ли ты ему его сад?»[2] Она сказала: «Да». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сабиту: «Прими от неё свой сад и дай ей развод!»[3] аль-Бухари (5273, 5275).
Хафиз Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, в комментариях к этому хадису, сказал: «Требовать развод у мужа является дозволенным и в случае когда жене неприятна совместная жизнь с мужем, даже если сам муж не испытывает той же неприязни, и не видел с ее стороны ничего, чтобы могло послужить причиной для развода» См. «Фатхуль-Бари» (9/312-313).
Плохое отношение к жене и всяческое ущемление её прав, которыми её наделил Всевышний Аллах, сказав (смысловой перевод): «Обращайтесь с вашими женами достойно» (ан-Нисаъ, 4:19), а также чувство неприязни к мужу и бессилие далее жить с ним. Все это является уважительной причиной для требования развода. А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху! Источник

Читайте так же:
Алименты на детей в браке

[1] То есть она испытывала неприязнь к мужу и не желала продолжать жить с ним притворяясь, так как опасалась, что неприязнь к нему, может подтолкнуть ее на поступок, который приведет ее к неверию.
Также смысл этих слов может быть в том, что она опасалась, что сильная неприязнь к мужу, может заставить ее притворно проявить неверие, для того чтобы расторгнуть брак с ним. См. «Фатхуль-Бари» (9/311).

[2] Имеетя в виду сад, который подарил ей муж, в качестве брачного дара.

[3] Некоторые ученые исходя из этого хадиса, сказали, что жена возвращает махр, только если требует развода без вины со стороны мужа, а если вина мужа очевидна, например плохое отношение, притеснение и т.п. то она не возвращает ему махр, и шариатский судья расторгает брак по инициативе жены.

Расторжение брака и его виды в мусульманском обществе

Одним из центральных институтов семейного права арабских стран выступает прекращение брака. Любой исследователь, изучающий положения шариата о семейно — брачных отношениях, приходит к выводу, что развод по мусульманскому праву, в отличие от многих других светских и религиозных законодательств мира, отличается своей поразительной легкостью и отсутствием каких- либо формальностей. Поразительно то, что ислам так ревностно борющийся против безбрачия и монашества, создает очень легкие условия для расторжения брака и разрушения семьи.

В деле развода мужчина более свободен в своих действиях, чем женщина, хотя формально аналогичное право дается и последней. Единственные условия, которые шариат ставит перед мужчиной, желающим развестись, — он должен быть в здравом уме и никем не принуждаем к разводу. При временном браке развод не требуется. По истечении срока временного брака брачный договор считается расторгнутым автоматически. Но муж имеет право дать развод жене, с которой он состоит во временном браке, если он захочет этого раньше, чем истечет срок временного брака.

Читайте так же:
Кому положена надбавка к пенсии после 70 лет

Женщина, получившая развод, как и вдова, не может сразу выйти замуж. Шариат устанавливает следующие правила: сразу после развода может выйти замуж женщина, которой не исполнилось девяти лет, и вдова старше 50 лет, так как считается, что женщины ни в том, ни в другом возрасте не могут иметь детей и потому им не требуется ожидать истечения после разводного срока, установленного шариатом. Срок, который женщины-вдовы должны соблюдать после развода, называется идда и продолжается в течении трех менструальных циклов. Имеет право не ожидать срока и выйти замуж вторично тут же после развода с первым мужем и женщина, которая не имела близких отношений с мужем, получая развод. Срок идда имеет целью выяснить, не беременна ли женщина, овдовевшая или получившая развод. Освобождение от беременности также считается окончанием срока идда. Например, если муж дал развод жене, и она буквально через час родила, считается, что истек ее срок идда.

По шариату практикуется четыре основных вида развода:

1. развод баин (окончательный)

2. развод раджаа (правило возвращения мужу к жене)

3. развод хаал (путем подкупа мужа женой)

4. развод мубарат (посредством отречения).

При разводе баин муж может вернуть себе свою жену только путем заключения нового брачного договора. Такой развод считается окончательным.

В цикл развода баин входят следующие разновидности окончательного развода:

развод получает женщина, не достигшая девятилетнего возраста

вдова старше 50-60 лет;

муж не имел близкого отношения с женщиной, с которой заключал брачный договор

трехкратный талак (муж трижды повторяет жене формулу «Ты для меня не жена»).

Шариат запрещает мужчине иметь связь с девушкой, не достигшей девятилетнего возраста. Однако если он нарушил закон шариата и женился на такой девушке, никакого наказания он не получает, он должен дать ей окончательный развод. Женщина, вышедшая замуж и по каким-либо причинам не имевшая близких отношений с мужем, получив развод, также теряет право возвращения к мужу. Но самый унизительный вид развода – трехкратный талак. Стоит мужу в гневе повторить трижды «ты мне не жена», как супруги тотчас становятся “запретными” друг для друга. Если жена пожелает восстановить прежнюю семью, она должна выйти замуж за другого, развестись, и лишь после этого возвратиться к прежнему мужу. Причем и в этом случае ислам не признает фиктивного брака. Как правило, муж сам находит подставного мужа для своей жены.

Раджаа в буквальном смысле не является разводом. Термин раджаа означает “возвращаться”. И развод этот значит, что муж, дав жене развод, раскаялся и изъявляет желание возвратиться к ней или вернуть ее себе. Муж при таком разводе не теряет права примириться с женой и возвратиться в семью. Как правило, во время развода раджаа жена не покидает дом мужа. Мусульманская этика оправдывает мужа, если даже он не прав, разводясь с женой. И шариат рекомендует ему при возвращении к жене во всеуслышание не признаваться в своей ошибке, но лишь намеками дать знать жене, что он возвращается к ней. Потому-то шариат требует, чтобы муж не выдворял жену из дома, если он дал ей развод раджаа. Этот развод похож скорее на ссору мужа с женой. Муж при таком разводе не теряет права примириться с женой и возвратиться в семью. Если муж решил возвратиться к жене после развода раджаа, то для этого никаких свидетелей не требуется.

Читайте так же:
Как подать в электронном виде заявление о расторжении брака в саранский суд

Хаал является таким разводом, при котором жена пытается подкупить мужа, материально вознаградить его за предоставленную ей свободу. Этот вид мусульманского развода со всей обнаженностью раскрывает неравенство полов в законах шариата. Муж может избавиться от законной жены, даже не объясняя ей причины развода, тогда как жена, требуя развода, должна привести определенные веские причины. Однако в шариате может быть и компромиссное решение вопроса относительно развода, когда муж не желает дать развод, а жена хочет этого, но с точки зрения шариата у нее нет оснований и причин для развода. В шариате нет ясных указаний на возможность учитывать психологические и чувственные побуждения как причины для развода. Видимо, ислам не признает в качестве таких причин и утверждения жены, что она престала любить мужа, не выносит его и т.п. И каков выход из положения. Как компромисс шариат предлагает выкуп. Хотя и в скрытой форме, компромисс этот проявляется в правилах развода хаал. Жена предлагает мужу свой махр или другую свою собственность в качестве дара за право получить от него развод. При этом ни жена, ни муж не углубляются в причины, вынудившие жену сделать такой шаг. Если муж согласен на такой компромиссный развод, шариат считает его законным.

Развод путем отречения (мубарат) до некоторой степени схож с разводом хаал, однако между ними есть и различие. В обоих случаях при разводе муж получает от жены вознаграждение (материальное) за согласие на развод. Различие же состоит в том, что если при разводе хаал инициатива развода принадлежит жене, а муж не согласен и соглашается лишь с условием получения от жены материального вознаграждения, то при разводе мубарат оба они согласны на развод, но муж первым ставит условия и требует материального вознаграждения, тогда как в разводе хаал жена сама предлагает это вознаграждение. Развод мубарат характеризует мужа как человека низкого, бессовестного, выклянчивающего у жены ее приданное. Шариат выступает в роли возбудителя эгоистичного, презренного начала. В этой форме развода обнажается социальный и классовый характер мусульманского брака и развода. Семейно-брачные отношения рассматриваются как способ увеличения имущества.

При разводе мубарат муж не имеет права требовать от жены вознаграждения, превышающего стоимость ее махра, тогда как при разводе хаал шариат допускает такое превышение, поскольку развода требует жена, и она же определяет сумму вознаграждения. И хаал, и мубарат оформляются одинаково, с указание вида развода, суммы и вида вознаграждения.

Правила развода разработаны в шариате до мельчайших деталей. Так, в нем предусмотрено, что жене умалишенного может дать развод отец или дед по отцу мужа. Если мужчина добился развода какой-то женщины с ее мужем путем обмана и затем женился на ней, развод этот считается верным с точки зрения юридических норм шариата, но по этическим нормам ислама является тяжким грехом. Здесь шариат действует в соответствии с высказываниями древних: “ То, что можно оправдать с юридической точки зрения, не всегда может быть оправдано с точки зрения моральных норм и нравственности”. И поскольку все аморальные поступки не зафиксируешь в законодательстве, шариат во многих случаях отделывается просто проклятием нарушителям моральных принципов. Так и в приведенном случае: он посылает проклятие и на мужа-соблазнителя, и на женщину, согласившуюся “на грех”.

Если посторонний мужчина и женщина по ошибке имели близкие отношения, принимая друг друга за мужа и жену, женщина не должна подходить к своему настоящему мужу, пока не пройдет срок идда, из опасения возможной беременности от этой ошибочной встречи. Если у женщины потерялся муж и она желает выйти замуж за другого, она самостоятельно не может решать этот вопрос и должна обратиться за советом к духовному лицу, что является еще одним доказательством попытки поставить под контроль духовенства личную жизнь верующих.

При разводе правила шариата не огораживают женщину от самых нелепых поступков со стороны мужа. Например, муж имеет право развестись с женой, не ставя ее в известность и продолжая обеспечивать ее расходы, как обычно. А когда через год он объявит жене, что разведен с ней и предоставит соответствующие доказательства, то имеет право отобрать у нее все, что давал в течении года, за исключением, правда уже потраченного.

Следует отметить, что во всех случаях развода, кроме тех, которые обусловлены физическими и умственными недостатками мужа, права женщины ущемляются. И еще больше эти права ограничиваются морально-этическими нормами ислама. То есть даже и те (формальные) права, которые шариат обеспечивает женщине, обесцениваются теми общественными и психологическими барьерами, которые существуют в мусульманском обществе. Так, женщина часто отказывается самостоятельно поднять вопрос о разводе, даже если имеет для этого достаточно оснований, потому что общественное мнение, создаваемое под влиянием религии, может объявить этот поступок безнравственным, даже бесстыдным.

Развод по причине физических и умственных недостатков

По шариату причиной расторжения брачного договора могут служить шесть видов пороков и недостатков ( физических и умственных ). К ним относится:

Женщина также имеет право поднимать вопрос о разводе, если после замужества она узнает, что муж ее или сумасшедший, или страдает мужским бессилием, или кастрирован, или имеет болезнь, делающую невозможным половую близость.

Учитывая этические нормы и психологические факторы, шариат требует, чтобы разводы по причинам физических и умственных недостатков не афишировались.

Мусульманскому праву известны в отношении отца только законные дети и дети и дети внебрачные и непризнаваемые. Мусульманское право не знает институты узаконения внебрачных детей, усыновления или удочерения, и суду не предоставлено полномочий формально узаконивать родственные связи, не являющиеся фактически законными. Хотя в мусульманском праве отсутствует какая то бы ни было регламентация родственных связей по материнской линии, установление материнства все же возможно, что позволяет в некоторых случаях одновременно установить отцовство, если только оно было законным.

Читайте так же:
Как вернуть товар с браком

Установление происхождения от определенного лица.

Основанием установления законного отцовства является брак, а также физическая близость с рабыней. Отцовство признается путем доказательства или юридической презумпции, т. е. ребенок был зачат от данного мужчины женщиной, бывшей в момент зачатия его законной женой, или которую он мог считать таковою. Законное происхождение устанавливается в отношении ребенка, родившегося по крайней мере через шесть месяцев после оформления брака, то есть по истечении минимального срока беременности, согласно вычислениям, взятым из двух сур Корана.

Но кого же следует считать законным отцом, если ребенок появился на свет по истечении продолжительного времени после расторжения брака? Минимальный срок беременности, как было сказано выше, установлен в шесть месяцев. Что же касается максимального срока, то на мой взгляд в мусульманском праве имеется любопытная теория о так называемом дремлющем младенце ( в утробе матери ). В соответствии с этой теорией признается законным ребенок, родившийся в результате беременности, срок которой исчисляется не месяцами, а годами ( от двух до семи лет ).

Запрещая установление внебрачного происхождения и в судебном порядке, мусульманское право разрешает иски и признании законного отцовства; для этого достаточно, чтобы мужчина, который мог быть законным отцом данного ребенка, заявил в присутствии двух свидетелей, что он таковым является. Нужно только, чтобы различие между в возрасте между ребенком и мужчиной, признающим себя его отцом, оправдывала правдоподобность такого заявления. Это признание имеет значение не только для ребенка, соответственно приобретающего право законнорожденного, но также и для матери, если она наложница, поскольку как валида ( мать ребенка ), она переходит на положение, являющееся промежуточным между рабством и свободным состоянием. Учитывая различные сроки идда ( воздержание от половых сношений ) и различие сроков при исчислении продолжительности беременности, можно себе представить, какие запутанные споры вызывает мусульманская казуистика в вопросе о законном отцовстве!

Усыновление или удочерение не существует в мусульманском праве. Но сплошь и рядом мусульмане воспитывают, например, племянников на правах своих собственных детей, а мусульманская судебная практика признала за этими фактически усыновленными возможность наследовать в качестве законных наследников одну треть имущества их приемного отца.

RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Что значит развод для современных горцев и что он значил столетия назад? Кто был инициаторам развода и какие родственники вовлекались в примирение супругов? Как оформлялся развод, чего было больше –шариатского или адатного? Какие механизмы были заложены в культуре, чтобы не травмировать детей, родители которых развелись?

Известно, что процедура оформления развода по шариту несложна — чтобы развестись с женой, мужчине было достаточно заявить при свидетелях, что он ее «отпускает», и сказать: «Талак» (развод). При этом мужчина не объяснял, почему он решил расторгнуть брак. Если в течение трех месяцев мужчина не возобновлял супружеских отношений и не возвращал жену в свой дом, брак считался окончательно расторгнутым, и женщина имела право выйти замуж за другого мужчину.

Если мужчина произносил формулу развода — «Талак» — трижды, он мог вновь вступить в брак со своей бывшей женой, но только если она предварительно выйдет замуж за другого и снова получит развод. Если же «Талак» был произнесен 9 раз, то возобновление супружества уже не было возможно ни при каких условиях: данная женщина становилась для бывшего мужа запретной.

Однако подобная простота была всего лишь кажущейся, разводы в горах были редки, осуждались и обществом, и самыми близкими родственниками. У аварцев была такая пословица: «Прежде чем жениться, десять раз подумай, а прежде чем разводиться, подумай 100 раз».

На Северном Кавказе семья была одной из главных ценностей, разводы были редки и осуждались обществом. На фото — кабардинцы. Из коллекции Тимура Дзуганова.

Женщина практически не могла инициировать развод, за исключением тех случаев, когда мужчина нарушал условия брачного договора, оскорблял ее подозрениями в неверности и т.п. Обычно в таких случаях в качестве примиряющей стороны выступали близкие и самые авторитетные родственники.

В адатах Келебского общества Дагестана, которые приводят Шапи Казиев и Игорь Карпеев в своей книге «Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке», говорилось: «Только муж имеет право развести жену, то есть дать ей развод, о чем он должен предварительно объявить суду. Если после ухода жены муж пошлет за ней двух почетных людей с просьбой, чтобы она вернулась к нему, и если она откажется вернуться и не помирится с мужем, он имеет право жениться на другой».

Однако все же случалось, что жена уходила от мужа. Это подтверждается постановлением о положении детей в семье: «Если замужняя женщина, поссорившись с мужем, уйдет от него и в связи с этим возникает спор о содержании ребенка, мать должна оставить его у себя, пока он не достигнет брачного возраста…Если мать откажется оставить у себя ребенка, с нее каждую неделю взыскивается бык, оцененный в 8 голов овец».

При разводе ее приданое — земля, скот и прочее — оставалось собственностью жены, а муж был обязан определенное время содержать детей.

Адаты почти всех кавказских народов запрещали убийство жены за супружескую неверность, за исключением тех случаев, когда любовники были застигнуты на месте. Общественное мнение осуждало поспешные решения и расправы, основанные на сплетнях и доносах.

Читайте так же:
Как регистрируется гражданский брак

В трагической балладе «Али с гор», популярной в Дагестане и известной в русском переводе под названием «Али и Айша» говорится о том, как ревнивый муж убил свою оклеветанную жену и покончил с собой. Сюжет баллады таков — недоброжелатели оговорили молодую жену Али, заявив, что у нее есть любовники, которым она передала подаренные мужем драгоценности.

Вернувшись с горных пастбищ домой, Али не нашел украшений на жене и смертельно ранил ее. Но, узнав от умирающей, что украшения спрятаны («Жемчуг и яхонт не посмела носить, где нет тебя, и, чтоб не поблекли, положила в сундук»), Али в отчаянии от содеянного, кончает с собой ударом кинжала.

Н. Грабовский сообщал о кабардинцах: «…Правом развода пользуются также весьма редко, потому что и здесь все невыгоды на стороне мужчины: он теряет жену, и ему не возвращают заплаченного за нее калыма. Исключение из этого правила допускается только в том случае, когда сама жена безотступно требует развода, не имея к тому законных поводов; но и тут возвращение калыма служит, так сказать, платою за согласие на развод. Если случается, что жених умрет еще до свадьбы, то, по шариату, родные девушки вправе требовать от родных умершего уплаты полного калыма; но местный обычай предоставляет девушке пользоваться только половиною калыма. Точно такою же частью она пользуется, если жених, по каким бы то ни было обстоятельствам, отказался от нее».

Очевидно, что Грабовский преувеличивает материальные последствия развода – риски для репутации рода, в котором одна из семей распадается, значили гораздо больше, чем потеря денег, набора оружия, лошадей или тяглового скота, когда-то заплаченных за жену…

О женщине, которая выходит замуж с целью вернуться к бывшему супругу

Вопрос №166:
Мы с женой разводились три раза, но она захотела снова вернуться ко мне. Известно, что после трехкратного развода вернуть ее я смогу в том случае, если она выйдет замуж за другого и затем разведется с ним. Таким образом она вышла замуж за одного брата и на следующий день после близости попросила у него хуля’ (развод по инициативе жены), а после ‘идда я снова женился на ней. Об этом деянии знали я и она, но тот брат, за которого она вышла, не знал обо всем этом. Является ли наш брак действительным?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Подобная ситуация близка к тому, что правоведы называют «никях аль-мухаллиль», — это один из видов запретного никяха, когда трижды разведенная женщина выходит замуж, заранее договорившись, что сразу же разведется, для того чтобы вернуться к первому мужу. Такой никях запретен, по единогласному мнению ученых, а возврат женщины к первому мужу — недействителен. Также передается, что Пророк ﷺ назвал такого мужчину «арендуемым животным»[1]. Нет сомнения, что это низко для каждого мужчины — быть использованным с его согласия.

Однако в том случае, когда женщина хочет вернуться к бывшему мужу после их трехкратного развода, в связи с чем выходит замуж за другого, который не знает о ее замысле, а, напротив, думает, что она хочет создать с ним семью, но знает об этом ее первый муж, — в этом вопросе ученые разногласят. Мнение большинства из них, которое является сильным, гласит, что если второй муж не знал об этом и дал ей развод по ее требованию, после чего она вернулась к первому мужу, то такой никях действительный. В пользу этого мнения они приводят два довода.

Первый: хадис, передаваемый имамами Бухари и Муслимом, да помилует их Аллах, в котором говорится, что жена Рифа’а, да будет доволен ими Аллах, которая была с ним разведена окончательно, вышла замуж за другого с тем намерением, что хотела вернуться обратно к Рифа’а. И тогда Пророк ﷺ сказал ей: «Ты не можешь вернуться к Рифа’а, пока у вас не будет близости со вторым мужем»[2]. Из данного хадиса понятно, что второй муж не знает о намерении женщины, что делает такой никях действительным.

Второй: развод в Шариате — в руках мужа, а не жены. Поэтому даже после того, как узнает о ее намерении, он имеет полное право не дать ей развод, сказав: «Нет, ты останешься моей женой, так как я выше того, чтобы меня использовали в подобных делах. Я не приемлю этого, и ты будешь моей женой, пока я сам не захочу с тобой развестись». Это право мужа, и женщине не дозволяется ослушаться его, стеснять в каких-то обязанностях, вести себя неправильно и неблагородно в этой семье. Она должна жить с этим мужем так же, как жила с тем, за которого вышла по собственному желанию.

Таким образом, наиболее сильное мнение, и это мнение большинства ученых, заключается в том, что подобное намерение женщины является дозволенным, что не делает данный никях как «аль-мухаллиль», но в то же время должна быть близость, и этот муж имеет полное право не давать ей развод, оставив своей женой.

А Аллаху ведомо лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
3 Джумада аль-ахира 1440 г. (08.02.2019)

[1] Сунан Ибн Маджа, хадис № 1936, т. 3, с. 368.

[2] Сахих Аль-Бухари, хадис № 2639, т. 3, с. 168; Сахих Муслима, хадис № 1433, т. 4, с. 154.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector