Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гаражная реформа: чего ждать автомобилистам от законодателя

Гаражная реформа: чего ждать автомобилистам от законодателя

Гаражная реформа: чего ждать автомобилистам от законодателя

Владельцев гаражей может ждать новое регулирование. Его разработкой активно занялись власти. В этой сфере много проблем, говорится в пояснительной записке к законопроекту Минэкономразвития: сложно зарегистрировать права собственности членов гаражно-строительных кооперативов, потому что нет документов на земельные участки и гаражи. Нет законодательных понятий «гараж» и «гаражно-строительный кооператив».

Проблемы наблюдаются главным образом в регионах, объяснил руководитель Департамента недвижимости Минэкономразвития Алексей Бутовецкий. Он выступил на заседании Совета по кодификации, где рассматривался законопроект Минэка о гаражах. По словам Бутовецкого, зарегистрирована лишь небольшая часть таких построек. В большинстве случаев «нет никаких документов» для оформления давно построенных гаражей и гаражных комплексов, а также земли под ними. Все, что есть у граждан – членская книжка кооператива и документы, что они платят взносы. За пределами наиболее крупных городов никто не сносит такие гаражи и не идет в суд, чтобы добиться их сноса, продолжал Бутовецкий. Поэтому регионы попросили нормативную базу, которая помогла бы оформить права на отдельный гараж или комплекс, пояснил представитель Минэка.

Причиной инициативы регионов может быть, в том числе, стремление увеличить свои налоговые доходы. Когда де-юре не существующие гаражи выведут в юридическую плоскость, их можно будет обложить налогом на имущество. Кроме того, бюджеты различного уровня недополучают арендную плату и земельный налог, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Лучше не трогать, чем испортить

Чтобы упростить регистрацию гаражей, законопроект определяет законодательные понятия и статус гаража, машино-места, некапитального гаража, гаражно-строительного кооператива и т.п. Кроме того, документ содержит комплекс мер по предоставлению участков, на которых размещены гаражи, возведенные до вступления в силу Градостроительного кодекса в 2004 году. Чтобы начать процедуру, потенциальные собственники должны подать заявление. Также законопроект ориентирует регионы принимать соответствующие законы и рекомендации по предоставлению гаражей и земельных участков.

Тем не менее, Совет по кодификации не поддержал законопроект. Его раскритиковали за путаницу понятий, низкую юридическую технику и избыточное регулирование. Как объяснил член Совета, профессор Евгений Суханов, в документе смешаны гаражи и гаражные кооперативы и объекты их собственности. «Даже если есть проблемы – такой закон их не решит», — отрезал докладчик. Гаражные кооперативы не имеют особенностей, которые бы требовали особенного регулирования, говорится в проекте заключения. Нет необходимости отдельно регламентировать делопроизводство в таком кооперативе и другие аспекты его работы.

Что касается оформления в собственность земельных участков под гаражами, это позволяет делать 234 ГК о приобретательной давности. А даже если и нужна некая упрощенная процедура – можно ограничиться изменениями в Земельный кодекс и не трогать другие законы, включая Гражданский кодекс, говорится в проекте заключения Совета.

Член совета, профессор Александр Маковский призвал законодателей к осторожности. По его словам, страна 30 лет прожила по правилу «Заплатил пай – гараж твой. Не заплатил – гараж кооперативный». Если неудачно поменять существующую конструкцию – это может затронуть интересы миллионов людей, причем не самых состоятельных, которые могут выйти на улицы, предупредил профессор. Он предложил идти другим путем: «Посмотрите со стороны кооператива. Это определенное образование. У него есть счета – значит, есть юридическое лицо. Выясните, что за разрешительная бумажка там есть, на основании чего он действует».

— Законодательное регулирование все-таки необходимо, — резюмировал глава Совета Павел Крашенинников. – Правовая неопределенность есть, но она только усиливается в этом законопроекте. Надо продолжить работу.

Новое о старом

Это не первая попытка решить «гаражную проблему». 30 августа 2019 года сам Павел Крашенинников внес в Госдуму свой законопроект (документ № 785806-7). В его пояснительной записке говорится, что зачастую владельцы не могут зарегистрировать свое право собственности на уже существующий гараж. А регулирование гаражных объединений сводится только к общим нормам, в результате – «непонятная схема управления, проблемы с использованием общего имущества, принадлежащего членам объединений».

Чтобы решить эти проблемы, депутат предлагает ввести легальные понятия гаража, машино-места и т.д., закрепить положения о доле каждого собственника и общем имуществе, определить формы объединений собственников, порядок их формирования и управления.

Законопроект одобряет руководитель практики имущественных и обязательственных отношений НЮС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × Галина Гамбург. По ее словам, документ собрал то, что наработано правоприменительной практикой. Гамбург выделила правило о том, что при продаже гаража или машино-места в комплексе остальные собственники не имеют преимущественного права покупки. «На практике с этим иногда возникали сложности», — объяснила Гамбург.

Но другие ее коллеги раскритиковали законопроект. По их мнению, в большей степени документ воспроизводит положения Жилищного, Гражданского кодекса и т.п. с добавлением слов «гаражный кооператив». Такого мнения придерживается партнер INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 15 место По количеству юристов 24 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 40 место По выручке Профайл компании × Александр Латыев. Он и вовсе считает, что с гаражными комплексами не происходит «ничего страшного»: к ним применяются правила жилищного законодательства по аналогии, как принято в судебной практике.

Максим Алексеев из АБ Качкин и Партнеры Качкин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании × , наоборот, признает проблемы у владельцев гаражей – они пришли из советского прошлого, когда им не давали никаких документов и не было разрешительной документации. Но законопроект ничего не говорит о том, как им зарегистрировать свой гараж, отмечает Алексеев. А если законодатель видит проблему в трудностях управления гаражной собственностью – может, стоит подумать о разработке проекта об общей собственности, предлагает юрист.

Как Создать Гск Из Существующих Гаражей

Команда юристов — Русслидсюрист пишет Вам. Мы рассказываем свой опыт и знания, которого в совокупности у нас больше 43 лет, это дает возможность нам давать правильные ответы, на то, что может потребоваться в различных жизненных ситуациях и в данный момент рассмотрим — Как Создать Гск Из Существующих Гаражей. Если в Вашем случае требуется мгновенный ответ в вашем городе или же онлайн, то, конечно, в этом случае лучше воспользоваться помощью на сайте. Или же спросить в комментариях у людей, которые ранее сталкивались с таким же вопросом.

Аttention please, данные могут быть неактуальными, законы очень быстро обновляются и дополняются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех обновлений.

Проблема заключается в том, что гаражно-строительный кооператив (ГСК) не является коммерческой организацией, а большинство действующих нормативных актов касаются преимущественно коммерческих структур.

О законах, регулирующих гаражные кооперативы

Несмотря на путаницу с правовыми актами и отсутствие адекватной правовой базы, касающейся ГСК, есть шанс, что в ближайшее время ситуация изменится. В настоящий момент большинство спорных ситуаций приходится решать в судах, причём отсутствие актуальных законов в значительной степени осложняет ход рассмотрения дел и сильно удлиняет процессы.

Читайте так же:
Законодательных и нормативно методических документов для ООО в 2022 году

Пример мошенничества на видео

Справка. Ревизионная группа должна создаваться, когда у членов кооператива есть подозрение о том, что председатель или члены правления допустили неправомерные действия. Это касается управления финансами, общим имуществом и т.д.

При этом ГСК отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, но не несет ответственности по обязательствам своих членов. Члены ГСК, в свою очередь, солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесённой части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ).

Какими нормативно-правовыми актами регламентируется деятельность ГСК

Не скрою, многие владельцы гаражей в ГСК так и поступают. Они пишут мне на почту и в комментариях, что покупают гаражи в ГСК и организовывают в них своё дело. А потом сталкиваются с проблемами, решить которые не в состоянии. Некоторым предпринимателям приходиться начатое с большим трудом дело закрыть совсем или отложить до решения суда.

Предпринимательская деятельность владельца гаража

Начинающий предприниматель, попав такую переделку, хотя и поздно, задаётся вопросом: «Как же так ? Мой гараж, хочу держу в нём машину, а хочу открываю магазин по продаже запчастей или авторемонтную мастерскую, и прав ли председатель ГСК требуя прекратить заниматься предпринимательством в собственном гараже?».

  1. Расстановка автомашин в количестве, превышающем нормативное, нарушение плана размещения транспортных средств, уменьшение расстояния между автомобилями.
  2. Загромождение проездов и выездных ворот.
  3. Проведение термических, кузнечных, малярных, сварочных, деревообрабатывающих работ, промывки деталей с использованием горючих, легковоспламеняющихся жидкостей.
  4. Содержать автомобили с открытыми топливными баками, с наличием течи горючего или масла.
  5. Осуществлять заправку машин и слив ГСМ.
  6. Заряжать аккумулятор на автомобиле.
  7. Производить разогрев мотора с помощью открытого огня, использовать паяльные лампы, факелы для освещения.
  8. Держать в гаражных боксах мебель и прочие предметы из легковоспламеняющихся материалов.
  9. Оставлять автомобили без присмотра, если в них есть течь масла или горючего.
  10. Хранить запасы ГСМ в объеме, превышающем 20 л, и масла больше 5 л.

Заявление рассматривается около месяца. В течение этого периода, во-первых, проверяются предоставленные сведения на предмет их полноты и достоверности. Если ошибок и нарушений не выявлено, администрация составляет договор купли-продажи. Заявителю направляется уведомление о необходимости заключить соответствующее соглашение. После этого договор подается в орган, осуществляющий госрегистрацию прав.

Оформление свидетельства

В сравнении с другими формами некоммерческих объединений граждан гаражно-потребительский кооператив имеет ряд особенностей. Их необходимо учитывать еще на этапе планирования общества. Рассмотрим далее, как создать га ражный кооператив .

Через год к председателю ГСК приехала супружеская пара. Они хотели видеть того замечательного человека, который вместо их гаража воздвиг капитальное строение. Как позже вскрылось, много лет назад супруг проиграл гараж в карты собственному родственнику. Супруге он ничего не сказал, и она продолжала платить налоги и членские взносы в ГСК. Председатель, видимо, считал нормальным, что членские взносы за один гараж платят два человека, и никому ничего не говорил.

И правильно оформить договор купли-продажи гаража

Отдельного закона о гаражах на сегодняшний день не существует. Есть законопроект, который внесен в Госдуму. Но когда его примут и как он изменится, пока будут проходить чтения, — неизвестно. Если он вступит в силу, Тинькофф-журнал обо всем расскажет.

Покупка гаража в России похожа на лотерею

Статус земли под гаражом — это наиболее сложный и запутанный вопрос. Существует слишком много форм владения землей под гаражом, каждая из которых создает свои проблемы. Если это современный участок земли, который взяли в аренду именно под строительство гаражей, оформить землю в собственность без проблем возможно. Хотя уже тут могут возникнуть проблемы с межеванием земельных участков, особенно если гаражные соседи уже оформили собственность на землю давно. Например, при попытках размежевать участок под своим гаражом можно будет столкнуться с тем, что новые данные спутниковой съемки покажут, что ваш гараж стоит на участке соседей.

  • Необходимо составить и подать все документы в организацию, компетентную в проблемах землевладения и городской застройки.
  • В каждом регионе установлены определённые правила, касающиеся данных документов. Поэтому перед подачей документов лучше получить консультацию в соответствующей организации или взять разъяснения у юриста.

Создание гаражного кооператива

Сегодня мы рассмотрим, как создать кооператив гаражный. Это полностью реально, но многое надо будет сделать и своими руками, без этого не обойтись. Так же вы сегодня сможете посмотреть фото и видео необходимой документации, и будет дана инструкция по правилам выполнения этой работы.

Регистрация гаражного кооператива

  • После завершения строительных работ нужен договор об оказании эксплуатационных услуг с профильной организацией.
  • Весь процесс основания гаражного кооператива достаточно сложный. Во время сбора необходимых документов, утверждения устава, предприимчивая группа добровольцев может столкнуться с некоторыми трудностями.
  • Процесс можно ускорить, если заключить договор с квалифицированным юристом, который поможет правильно и без проблем собрать необходимые документы, а также избежать различных бюрократических препон.

При проектировании старых ГСК не учитывался вопрос безопасности. Но основывая такую организацию сегодня, о сохранности гаражных помещений и автомобилей собственников надо думать в первую очередь.

Но так как ГСК является потребительской организацией, цель и замысел которой – функционировать для лучшего удовлетворения потребностей собственников гаражей, то извлечение прибыли таким путем является нецелевым поступлением, с них по 251 статье НК берется налог на прибыль организаций.

Может ли некоммерческий кооператив стать финансово успешным?

Заодно проводятся выборы в руководящий орган, и устанавливается размер выплат за вступление. Одновременно следует открыть счет в банке для расчетов с подрядчиками и бухгалтерской отчетности.

33 Налогового кодекса РФ за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество уплачивается госпошлина, размер которой для физических лиц составляет 1000 руб. Однако, обязанность приема документов в 2021 г. была вменена и районным МФЦ (служба одного окна).

Как организовать гаражный кооператив согласно законодательства

  • После создания инициативной группы надо заняться разработкой устава будущего юридического лица.
  • Это учредительный документ, без которого вас не зарегистрируют в ФНС.
  • Он отвечает на вопросы, связанные с хозяйственным функционированием ГСК.
  • В нем прописывают механизм и периодичность финансирования, условия вступления, сама цель существования организации.
  • Нужно сразу описать, какие имущественные фонды будут функционировать при кооперативе, как будут пополняться, на что будут тратиться средства с них.
  • После того, как устав написан, нужно провести собрание инициативной группы, которые станут первыми членами ГСК.

Кто может и что для этого нужно?

  • справку о том, что член ГСК действительно таковым является;
  • документ, гарантирующий выплату пая;
  • бумаги, указывающие на статус ГСК как юрлица и регламентирующие действия его администрации.

Гаражно строительный кооператив, или ГСК – одна из разновидностей потребительских кооперативов. Главный «статут гаражного кооперативу», как говорят братья-украинцы – удовлетворение потребности его пайщиков в хранении личных автомашин.

Инструкция о том, как организовать гаражный кооператив

Одним из эффективных методов организованного, а главное – цивилизованного, разрешения этой проблемы является создание гаражного кооператива. По сравнению с остальными видами объединений на некоммерческой основе наших сограждан, организация гаражно-строительного кооператива обладает своими особенностями, которые надо учитывать еще на стадии планирования будущего ГСК. Начнем с пошаговой инструкции, чтобы вы знали алгоритм ваших действий, а затем перейдем к рассмотрению всех вопросов подробней.

Читайте так же:
Законно ли начисляют пени за коммунальные услуги

Что нужно знать перед тем, как организовать гаражный кооператив

  • копия вашего общегражданского паспорта;
  • копия документа, подтверждающего право представителя, если заявление подаётся представителем;
  • свидетельство о правах собственности на недвижимое имущество (выписка ЕГРП);
  • выписка же из ЕГРП о праве на выкупаемый участок земли (как правило, это права на бессрочное использование, которые оформляются перед тем, как создать гаражный кооператив);
  • если зарегистрированного права на данный участок земли нет, надо приложить к документам мотивированный отказ вам в предоставлении информации от органов государственной регистрации (ГосРосреестра);
  • кадастровый паспорт земельного участка, его закажите в региональном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на основе правоустанавливающего документа на участок земли – выдавать такие документы входит в обязанности председателя гаражного кооператива;
  • копия документа на право бессрочного использования участка земли или же на право его аренды (это и есть тот самый правоустанавливающий документ на землю).

Красноярска, местными районными администрациями рассмотрели возможность заключения с гражданином договора аренды на 11 месяцев на земельный участок, непосредственно занятый гаражным боксом в гаражном кооперативе, при предоставлении им справки о выплаченном паевом взносе.

Если гаражи построены как сделать кооператив

Как же оформить «народный гараж» в собственность? На такие типы объектов можно оформить условия льготной ипотеки. В центре продаж можно осуществить покупку машиноместа в «народном гараже», то есть купить конкретный объект или оформить договор участия в долевом строительстве.

Правила оформления гаража в гаражном кооперативе

В таком случае от продавца нужны только технический паспорт или план (с 2021 года) и справка из ГСК о членстве в нем и состоянии расчетов по взносам и паю. Далее заключается обычный договор купли-продажи и передаточный акт. После этого подается заявление председателю на вступление в кооператив. А продавшая сторона пишет заявление, наоборот, о выходе из сообщества.

Многие гаражи состоят в кооперативе, из-за чего процедура усложняется еще сильнее. Если для приватизации отдельно стоящего гаража необходимы только документы, относящиеся к самому просящему оформить право на владение, то при приватизации гаража, состоящего в ГСК, придется дополнительно собирать подписи всех членов кооператива.

Создание инициативной группы и организации гаражного кооператива Инициативный комитет подбирается из числа владельцев личных автомобилей, решивших организовать ГСК. Лидер объединяет несколько человек, но не менее 3-х.

Как зарегистрировать гаражный кооператив если гаражи уже построены

  • Во время первого собрания вы должны составить протокол и принять Устав. Также вы должны получить копии паспортов всех будущих членов кооператива.
  • При обращении в налоговые органы вы должны предоставить протокол, Устав и копии паспортов в ФНС. Также вам нужно заполнить документ по форме P11001 (код ОКВЭД для гаражного кооператива — 52.21). В конце вам должны выдать свидетельство о постановке на налоговый учёт.
  • Для открытия банковского счёта нужно предоставить такие документы — Устав, протокол собрания, копии паспортов и налоговое свидетельство. После открытия счёта вам должны предоставить выписку, где содержатся номера расчётных счетов для каждого члена ГСК.
  • При обращении в муниципалитет соберите такие бумаги — Устав, протокол, копии паспортов и номер счёта в банке. В случае победы на аукционе вам выдадут договор аренды.
  • При обращении в строительную компанию предъявите Устав, номер счёта и договор аренды.
  • Для посещения БТИ напишите заявление, а также приложите паспорт и Устав — в ответ вы получите техпаспорт. Этот документ нужно отнести в Кадастровую палату для того, чтобы поставить землю на государственный кадастровый учёт земельных участков и получить кадастровый паспорт.
  • Для регистрации обратитесь в Росреестр и напишите заявление. Приложите такие бумаги — Устав, налоговое свидетельство, номер счёта, договор аренды и кадастровый паспорт.

Датой создания ГСК считается момент регистрации устава кооператива, который утверждается на общем собрании его членов, выбирается председатель. Деятельность организации регламентируется действующим законодательством Российской Федерации и принятым уставом.

Что такое ГСК?

Гаражно-строительный кооператив, или сокращённо ГСК, — это организация, которая создаётся на добровольных началах автовладельцами. Они же становятся членами кооператива и получают членскую книжку.

Оформление права собственности

Гаражно-строительный кооператив, как правило, пользуется землёй по праву аренды у муниципальных органов власти. Ещё один вариант — право постоянного использования, полученное у органов местного самоуправления.

Пошаговая инструкция по приватизации гаража в 2021 году – необходимые документы и порядок оформления

Чтобы выступать в роли полноправного владельца недвижимости, принимать единоличные решения относительно ее «судьбы», необходимо оформить в законном порядке свои права. Приватизация гаража в 2021 году – это несложная и распространенная процедура перевода постройки из государственного права в частное. Воспользовавшись несложным руководством, как быстро и безопасно пройти все шаги, вы лишите себя риска, что властям потребуется земля, на которой находится сооружение, и у вас отберут ее за минимальную компенсацию.

Гараж, не оформленный в собственность, не числится в ЕГРП как имущество, принадлежащее частному лицу, и не имеет уникального кадастрового номера. Пока не будет пройдена процедура приватизации, частный владелец не сможет продать, обменять и иным способом реализовать недвижимое имущество.

Возможные сложности при приватизации и законодательные сроки

Перевести гараж и иные строительные объекты хозяйственного назначения в частную собственность можно на бесплатной основе. Затраты владельца ограничиваются уплатой пошлин и расходами, связанными со сбором документов.

Продление закона происходит уже в четвертый раз. Несмотря на отсутствие платы за смену собственника, граждане не торопятся в государственные органы с документами. По данным статистики, 20% хозяйственных построек до сих пор не имеют кадастрового номера.

Главные трудности в вопросе, как приватизировать свой гараж, наступают на этапе сбора документов. Части требуемых бумаг может не оказаться на руках у гражданина, а их получение – непростой и длительный процесс. Особую сложность вызывает регистрация построек, возведенных в «лихие 90-е», когда права собственности не имели четкого законодательного регулирования.

В зависимости от характера постройки гаражи подразделяются на два типа: отдельно стоящие и соединенные в единую конструкцию общими стенами. В первом случае владелец вправе самостоятельно реализовать процедуру смены собственника, во втором необходима добрая воля и желание действовать со стороны всех членов кооператива.

Зачем приватизировать хозяйственную постройку?

Перерегистрация собственника кажется гражданам, далеким от административных и экономических вопросов, лишней тратой времени, денег и сил. Практика демонстрирует обратное: занесение гаража в ЕГРП означает немало преимуществ для фактического владельца:

  • Риск, что государство лишит человека сооружения за копеечную компенсацию, сводится к нулю. С момента регистрации прав отчуждение имущества возможно только в порядке суда на возмездной основе.
  • Гражданин может совершать любые сделки с постройкой: продавать, дарить, оставлять в наследство, обменивать.
  • Фактический владелец избавляет себя от риска, что собственник земли под постройкой (государство) примет решение не продлевать ее сдачу в аренду.

Регистрационное свидетельство – надежное подтверждение легитимности постройки и ее принадлежности конкретному человеку. Наличие такой бумаги избавит гражданина от возможных споров и притязаний со стороны третьих лиц.

Порядок регистрации гаража

В настоящее время приватизация хозяйственных построек (гаражей, садовых домиков, дачных домов) осуществляется по правилам «дачной амнистии». Это подразумевает упрощенный порядок проведения регистрационных процедур. Гражданину достаточно написать заявление и собрать установленную совокупность бумаг и обратиться в госинстанции. Можно стать полноправным владельцем сооружения, возведенного по разрешению на строительство или без него.

Читайте так же:
Можно ли взять трудовую книжку у работодателя на время по закону в2022г

Какие документы нужны для приватизации гаража? Основная бумага, подтверждающая, что сооружение действительно находится в указанном месте, – декларация. Ее заполнение – задача фактического владельца. В форме указывается следующее:

  • кадастровый номер земельного участка, где расположена постройка;
  • точный адрес места ее нахождения;
  • технические характеристики объекта (площадь и т.д.);
  • паспортные данные будущего собственника.

В дополнение к декларации необходимо приложить личный паспорт и квитанцию о перечислении государственной пошлины.

Второй необходимый элемент пакета документов – свидетельство о правах на землю, где располагается гараж. Возможно два варианта действий:

  1. Человек ранее получил надел в наследство или во временное пользование от государства. Тогда нужно обратиться в Росреестр по адресу фактического проживания с заявлением о регистрации права.
  2. У гражданина полностью отсутствуют документы, из которых вытекают права на конкретный участок. Тогда необходимо инициировать процедуру межевания земли. Когда границы надела будут определены, его регистрируют в общероссийском Госкадастре.

Точные рекомендации, как приватизировать гараж в гаражном кооперативе и вне его, зависят от индивидуальных особенностей случая. Рекомендуется заранее проконсультироваться у сотрудников Росреестра.

Как приватизировать постройку в ГСК: пошаговая инструкция

Регистрация прав проходит по тем же этапам, что и при обращении владельца отдельно стоящего сооружения. Отличия состоят в следующем:

  • Увеличенное количество бумаг, на основании которых государственные инстанции принимают решение о целесообразности приватизации

Для оформления собственности членам кооператива нужно подать в государственные инстанции:

  • технический план и кадастровый паспорт постройки;
  • справку, что конкретное физлицо состоит в ГСК и уплатило взносы на 100%;
  • бумагу-подтверждение перечисления пошлины;
  • документы, подтверждающие собственность кооператива на землю.

Перечисленные бумаги подаются в Регпалату.

  • Большое количество документов для признания собственности на надел земли, где располагается гараж

С чего начать процесс? С приватизации земли под гаражом в гаражном кооперативе. В органы местного самоуправления необходимо представить следующий набор бланков и заявлений:

  • обращение, завизированное всеми участниками ГСК;
  • копии паспортов владельцев гаражных построек;
  • бумагу, свидетельствующую, что ГСК использует земельный надел на законных основаниях (например, договор аренды с администрацией);
  • свидетельства о собственности на гаражи, если таковые имеются у членов кооператива.

У городской (районной) администрации есть один месяц, чтобы рассмотреть вопрос о приватизации. При отсутствии сомнений и аргументов «против» она приказывает передать земельный надел новому собственнику. На его основе составляется договор купли-продажи между властью и физлицом, после чего оформляется регистрационное свидетельство. Гаражи становятся частной собственностью членов ГСК, ими можно распоряжаться по своему усмотрению.

Городское местное самоуправление может принять решение об отказе кооперативу в приватизации земли и продлении аренды. Чтобы добиться желаемого, нужно продолжить решение вопроса в судебном порядке.

Приватизация гаража в гаражном кооперативе или вне его – непростая, но осуществимая задача. Специалисты рекомендуют не затягивать с ее решением: бесплатная приватизация продлена до 2021 года. Потратив время на сбор документов, вы получите свидетельство о собственности, которое станет гарантией соблюдения ваших прав.

Гаражные кооперативы СССР как школа гражданского общества

И сегодня опыт ГСК может пригодиться при формировании Хозяина и Гражданина

Гаражные кооперативы советских времен — уходящая натура. Один за другим исчезают под ковшом экскаватора или резцом сварщика блоки «плоскостных» гаражей — на их месте будут жилые кварталы, эстакады и многоэтажные паркинги. Пройдет не так много лет — и уже следующее поколение российских автолюбителей не будет знать, что такое был советский гаражный кооператив. Слезы и счастье, уловки и честная борьба за гаражное «место под солнцем» останутся только в знаменитом фильме «Гараж» Эльдара Рязанова — выпуска уже далекого 1979 года.

Между тем, гаражный вопрос в СССР был делом без преувеличения историческим. Во времена, когда о частной собственности на городскую недвижимость не было и разговора, именно гаражи стали школой, заповедной зоной, где сохранялся — и сохраняется по сей день — редчайший для русских комплекс качеств. Где воспитывалось в людях чувство хозяина, способность к гражданской самоорганизации.

Понятие «кооператива» было одной из немногих легальных лазеек, позволявших гражданам советского государства обзаводиться собственностью и управлять ею. В отличие от запрещенной частной собственности, кооперативная — то есть групповая — в СССР существовала. И, если говорить о городской недвижимости, кооперативы были единственной альтернативой государственной собственности.

Кооперативы жилищные — построенные за паевые взносы дома самой разной категории, от полубараков до роскошных сталинских многоэтажек — существовали в Советском союзе еще в довоенные годы. А вот проблема организованной стоянки для автомобилей в полный рост встала только в середине 1950-х годов: сказалась начинавшаяся массовая автомобилизация страны.

Актуальной гаражная проблема была для городских многоэтажных кварталов: дворов при сталинских домах, да и при перспективных пятиэтажках, уже не хватало для комфортного размещения «Побед», «Волг» и «Москвичей». В крайне редких случаях — таких, как «красный квартал» архитектора Власова на Юго-Западе Москвы — гаражи при жилых домах полагались по проекту; чаще всего о личных авто жителей вовсе не принято было думать.

В результате машины стояли во дворах (на улицах долговременное хранение авто было вовсе запрещено) даже в таких элитных комплексах, как «дом академиков» при Курчатовском институте. А это не устраивало как муниципальные власти (столпотворение авто во дворах мешает пешеходам, детям и зелени, да и эстетику нарушает), так и автолюбителей: во многих районах с автомобилей воровали дефицитные зеркала, «дворники», да и угоны были не слишком редким явлением.

Обеспечивать автолюбителей гаражами за государственный счет было бы, конечно, неправильно — личная машина по-прежнему считалась предметом роскоши. Поэтому для решения гаражной проблемы власти приняли самое дешевое и эффективное решение: просто не мешать кооперативному движению.

В 1960 году выходит знаковое Постановление Совета министров РСФСР № 1475 «Об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражей — стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев». В нем признавалось целесообразным разрешить организацию гаражно-строительных кооперативов по образцу жилищных и дачных кооперативов, существовавших с раннесоветских времен и вновь разрешенных после сталинских лет в 1958 году. Помимо строительства новых гаражных объектов самого разного класса, правительство РСФСР разрешало передавать домоуправлениям, а от них в аренду кооперативам «гаражи, освобождающиеся в связи с укрупнением автомобильных хозяйств, а также другие свободные помещения, пригодные для переоборудования под гаражи». Это же постановление регламентировало типовой устав такого кооператива.

Тем не менее, получить гараж, стать членом новоорганизованного ГСК было непросто. Во-первых, требовалось найти достаточное количество автолюбителей, готовых заплатить пай, имеющих машины и прописанных в данном квартале. В Москве и Ленинграде минимальный размер ГСК был 50 автовладельцев, в других регионах было достаточно 10 граждан. Все эти люди должны были организовать общее собрание, на котором подтвердить свое желание стать членами ГСК.

И начать — не строить, но получать разрешение в районном или городском райисполкоме. Без получения визы местных властей создание кооператива было невозможным. «Мы ходили в райисполком где-то полгода, там не сразу нашли место для гаражей и, судя по всему, не очень хотели нам разрешать, — рассказывает пенсионер Андрей Раков, организовывавший ГСК в начале 1960-х в тогдашнем Ленинградском районе Москвы. — Если бы у одного из наших активистов не было знакомых в горкоме, не уверен, что нам бы удалось организовать кооператив».

Читайте так же:
Закон об ответственности оператора за оскорбление в сети интернет

Нужно отметить, что в те времена существовали категории граждан, которым «решить вопрос» было существенно проще. Во-первых, это заслуженные фронтовики, а особенно инвалиды войны: для них в виде исключения разрешали ставить индивидуальные гаражи непосредственно во дворах жилых домов. Во-вторых, при отсутствии фронтовых регалий «решить вопрос» можно было и неформально — история спекулянта Димы Семицветова из «Берегись автомобиля», который сумел «выбить» себе разрешение на гараж именно таким образом, вполне реалистична.

Получив добро от исполкома, будущие члены ГСК проводили еще одно общее собрание, на котором принимали устав. С ним нужно было опять-таки идти за визой в органы власти. После регистрации устава проводилось еще одно — третье! — общее собрание, на сей раз для избрания правления и контролирующего органа — ревизионной комиссии.

После этого ГСК становился полноценным юридическим лицом, обзаводился собственной печатью.

Получив в бессрочное пользование (не собственность!) земельный участок — как правило, в неудобьях, не подходящих для капитальной застройки — ГСК начинал строить гараж. На этот процесс накладывалось множество ограничений. Во-первых, строительство можно было начать только после «внесения кооперативом в банк собственных средств в размере полной стоимости строительства». Стройматериалы приобретались по государственным розничным ценам, а если розничных цен на данный материал не существовало — то по оптовым.

Во-вторых, правила разрешали строительство гаражей только по типовым проектам. В виде исключения возможны были индивидуальные проекты, но лишь с применением типовых конструктивных элементов.

В-третьих, помимо выделения земельного участка под гараж, ГСК обязано было получить еще и разрешение на строительство, а также утвердить проект.

Наконец, когда кооперативный гараж был построен, на возникшую в результате недвижимость накладывались довольно жесткие органичения: пункт 12 типового устава запрещал продажу строений как в целом, так и частями, организациям или отдельным лицам. Единственная возможность реализовать имущество кооператива была связана с его ликвидацией.

Излишне говорить, что каждый автолюбитель мог приобрести в постоянное пользование (опять-таки не в собственность) машиноместо или бокс только для одной машины. А также то, что один и тот же человек не мог быть членом сразу нескольких ГСК. Интереснее, что размеры боксов различались и зависели от принадлежащей автомобилисту марки машины! Иными словами, владелец «Москвича» не мог построить себе бокс «навырост», с расчетом на приобретение «Волги»…

Среди странных по нынешним временам норм была и весьма здравая: члены кооператива и члены их семей могли лично принимать участие в строительстве гаража — и их труд зачитывался в счет пая правлением кооператива по согласованию с подрядчиком.

Формально купля-продажа гаражных боксов была невозможна (ведь они не находились в частной собственности членов кооператива). Однако через процедуру вступления и выхода из кооператива оборот гаражей был возможен. Купля, продажа и наследование гаражных боксов происходили через процедуру исключения одного и принятия другого гражданина в члены ГСК. При этом официально при исключении из членов кооператива бывшему пайщику выплачивалась стоимость пая с учетом амортизации, а сумма покупки пая новым владельцем не должна была превышать балансовой стоимости бокса. Очевидно, однако, что обойти эту почти символическую препону и купить/продать гаражный бокс по «рыночной» цене было нетрудно. Всё, что требовалось для этого — специфическая смекалка и коммуникабельность, которые были у всех советских спекулянтов и часто отсутствовали у «порядочных» советских людей.

О ценах. Стать пайщиком вновь образуемого гаражного кооператива стоило 3—4 тысячи рублей 1960-х годов. Что же касается вторичного рынка, то, поскольку гаражные боксы были товаром штучным, а продажи проходили конфиденциально, этого рынка в Москве до перестроечных времен так и не сложилось. Ориентировочно для столицы цены были следующие: металлический гаражный бокс стоил, как автомобиль по госцене — 5—6 тысяч рублей (данные из личных источников на середину 1960-х), кирпичный — до 8—9 тысяч, цена на экзотические варианты вроде машиноместа в гаражах «красного квартала» была сугубо договорная.

Иными словами, как и в наши времена, гараж был для москвича 60-х годов роскошью. Ведь чтобы обзавестись «загончиком» для своей машины, мало было отдать еще одну цену авто в кооператив — нужно было либо оказаться в нужное время и в нужном месте, став пайщиком нового кооператива, либо иметь специфическую сноровку, позволяющую найти подходящий вариант и приобрести его, не опасаясь преследований за спекуляцию.

Зато, обзаведясь гаражом, советский мужчина — а абсолютное большинство гаражевладельцев были все-таки мужчинами — приобретал прекрасный, хоть и всего в 18 «квадратов», полигон для отработки невостребованных в СССР качеств Хозяина и Гражданина. С одной стороны, хотя устав ГСК предписывал использовать боксы только для хранения авто и мелких принадлежностей к нему, практически любой «рукастый мужик» превращал свой гараж в гибрид склада запчастей, мастерской и клуба по интересам. Здесь люди с золотыми руками и предпринимательской жилкой могли открыть небольшой и не облагаемый налогами частный автосервис; увлеченные огородники могли сохранять урожай картошки куда лучше, чем любые государственные овощебазы; а фантазеры могли месяцами и годами строить из обычного «Москвича» или «Запорожца» настоящую мечту, занимаясь тюнингом в те годы, когда и слова такого в нашей стране никто не слышал.

«Снаружи коммунизм, изнутри — живи, как знаешь»: по этой формуле гаражная культура Советского Союза дожила до конца 1980-х годов. Тогда случился своего рода гаражный демпинг: Моссовет раздал новообразованным ГСК сотни новых участков, а открытые стоянки Московского городского союза автолюбителей разрешили превращать в крытые гаражи. На несколько лет — до середины 1990-х — гараж в столице стал стоить дешевле приличного автомобиля. С металлическими боксами на окраинах города это верно и сейчас: купить такой (со статусом МГСА) можно примерно за 200 тысяч рублей, что ощутимо дешевле среднего автомобиля.

Однако дни почти всех плоскостных гаражей уже сочтены — в ближайшие годы их в столице практически не станет. И единственной категорией гаражей, где еще чувствуется дух советского коллектива, останутся фунтаментальные многоэтажные ГСК 80-х годов. Они простоят еще долго; при прочих равных, это отличный вариант для ищущих хорошее машиноместо. Там до сих пор в правлениях сидят реликтовые советские функционеры, а чинить машину можно и прямо в боксе. Соседи поймут.

«Гаражная амнистия» 2021 года: оформление гаража в собственность за 6 шагов

Если у вас капитальный гараж, вы можете легко оформить его в собственность. Хотя по инстанциям все же придется немного побегать.

Содержание

«Дачная амнистия» существует уже давно, и многие успели воспользоваться возможностью оформить в собственность участок и дом в деревне или товариществе. С сентября 2021 года начинает действовать и закон о гаражной амнистии. В чем ее смысл и как зарегистрировать на себя гараж, рассказываем в этой статье.

В чем суть «гаражной амнистии»?

«Гаражная амнистия» дает возможность оформить в собственность гараж, даже если до этого им незаконно пользовались многие годы. Федеральный закон от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («О гаражной амнистии») дает возможность стать законным владельцем гаража, а также земли под ним. В этом гражданам должны помогать органы местной, региональной и федеральной властей. Оформление гаража в собственность в 2021 году стало простым и понятным, если знать и соблюдать все условия, предусмотренные законодательством.

Читайте так же:
Закон о первом высшем образовании

Когда закон вступает в силу?

Закон вступил в силу 1 сентября 2021 года. Действовать упрощенная и бесплатная система регистрации будет до 1 сентября 2026 года.

Выгода владельцам

Во-первых, официально оформленная собственность – это гарантия того, что гаражи получают правовой статус, а значит, их не снесут как самострой и не отберут из-за отсутствия документов. Многие владельцы не знали, как оформить гараж в собственность официально, теперь у них есть простая и понятная система.

Во-вторых, в законе содержится и информация, как оформить землю в собственность под гаражом.

В-третьих, это бесплатно, к тому же разработана простая система регистрации гаража, что делает весь процесс незатратным и простым.

Выгода для государства

Казалось бы, чем государству выгодна такая система? «Гаражная амнистия» позволяет ввести все гаражи, которые сейчас формально существуют, но по бумагам «отсутствуют», в правовое поле. Это существенно облегчит и налогообложение, и разрешение вопросов правообладания. К тому же это позволит убрать гаражи, которые официально признаны «самостроем», но продолжают эксплуатироваться, и более точно провести учет земель на определенной территории.

Поэтому гаражная амнистия с 1 сентября 2021 года – процесс, выгодный для всех.

Кому подойдет?

Какие гаражи подпадают под «гаражную амнистию»? Те, которые соответствуют следующим требованиям:

  • Гараж капитальный, то есть имеет прочную связь с землей и не может быть перенесен без серьезных разрушений (гараж с фундаментом относится к таковым, гараж-«ракушка» – нет).
  • Гараж построен до 29 декабря 2004 года, то есть до введения действующего Градостроительного кодекса РФ.
  • Гараж не признан самовольной постройкой по суду. Если документы просто утеряны, это не делает гараж автоматически самовольной постройкой, такие машино-места можно регистрировать по упрощенной системе.
  • Гаражный кооператив, в котором изначально приобретался гараж, теперь не существует.
  • Гараж имеет совместные стенки с другими гаражами.
  • Земля под гаражом не в собственности.
  • Гараж получен по наследству, а не был куплен тем, кто им сейчас пользуется.
  • Земля изначально предоставлялась кооперативу на праве бессрочного пользования или аренды.

Какие гаражи нельзя оформить по «гаражной амнистии»?

Есть гаражи, на которые амнистия не распространяется, а следовательно, и зарегистрировать их именно по приведенной схеме нельзя. Это касается следующих объектов:

  • Некапитальные гаражи (в том числе «ракушки»).
  • Все гаражи, которые можно перенести, не разрушив при этом (то есть не имеющие капитальной связи с землей).

Приватизация земли под гаражом в данном случае невозможна, аренда тоже. Но нельзя и говорить о том, что они будут однозначно уничтожены или перемещены. Муниципалитет утверждает схему размещения таких гаражей на своей территории. Порядок разработки этой схемы утверждается регионом. Если вы хотите, чтобы некапитальный гараж был включен в эту схему, обратитесь в муниципалитет.

Еще один важный нюанс: члены гаражного кооператива, сохранившего право на землю, имеют возможность бесплатно приватизировать земельные участки (если они владеют в таком кооперативе некапитальными гаражами).

Важно! Размещение некапитальных гаражей возможно только за плату! Ее размер устанавливают органы власти или муниципалитет.

Какие нужны документы?

Как оформить гараж? Основания:

  • Любое решение органа власти, указывающее на то, что вам был предоставлен земельный участок под гаражом (даже решение советского периода).
  • Любое решение фабрики, завода, совхоза, иного предприятия, при котором построен гараж.
  • Справка, подтверждающая выплату пая в гаражном кооперативе.
  • Решение общего собрания гаражного кооператива, подтверждающее выдачу вам гаража.
  • Старый технический паспорт на гараж.
  • Документы, свидетельствующие о подключении гаража к коммуникационным сетям.
  • Документы о наследстве (если гараж принадлежал вашим родственникам).
  • Документы, подтверждающие покупку гаража, если вы приобрели его у третьих лиц.

Важно! Если у вас этих документов нет, обращайтесь в местные органы власти. Они имеют полномочия назначить другие документы, которые подтвердят ваше право собственности на гараж. Такие вопросы будут решаться индивидуально.

Как воспользоваться «гаражной амнистией»? Инструкция по оформлению гаража в собственность

  1. Выясните, стоит ли участок земли под гаражом на кадастровом учете. Сделать это можно, обратившись в МФЦ, орган местного самоуправления, Росреестр, филиал Кадастровой палаты или к кадастровому инженеру.
  2. Уточните в вашей администрации, утверждался ли проект межевания территории относительно земли, на которой стоит гараж. Если он утверждался, схему границ участка под вашим гаражом сразу готовить нельзя. Если нет – найдите кадастрового инженера, чтобы подготовить такую схему. Схема может быть подготовлена на бумаге или в электронном виде.
  3. Обратитесь в орган власти, который распоряжается участком земли под вашим гаражом (это муниципалитет, если земля в муниципальной собственности; или Росимущество, если земля в региональной собственности). Отправьте заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Орган власти может рассматривать его в срок до 30 дней.
  4. Если решение положительное, обратитесь к кадастровому инженеру с запросом на изготовление межевого плана земельного участка и технического плана гаража. Не игнорируйте заключение с ним договора подряда, в нем можно прописать сроки и стоимость работ. Закон предполагает и выполнение кадастровых работ за счет бюджетных средств, заранее обратитесь в администрацию, чтобы узнать подробности.
  5. С готовым планом отправляйтесь в Росреестр с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. Это можно сделать в МФЦ (в том числе в электронном виде) или даже передать задание кадастровому инженеру. После такого обращения вы получите выписку из ЕГРН на земельный участок под гаражом.
  6. Получив все документы, обращайтесь в администрацию. Пошлите ей официальный запрос на предоставление участка. Администрация должна принять решение о бесплатном предоставлении участка, подать в Росреестр заявление о регистрации права собственности на земельный участок, передать вам выписки из ЕГРН, которые подтвердят это право собственности.

После получения выписки из ЕГРН вы становитесь полноправным владельцем гаража и участка земли под ним.

Что еще может вам помочь

  1. Если у вас остались вопросы, обратитесь в центральный аппарат Росреестра. Вам должны дать письменные разъяснения по всем спорным и непонятным ситуациям.
  2. Обязательно просмотрите все имеющиеся документы, так или иначе связанные с гаражом. Даже если их нет в списке обязательных, они могут вам чем-то помочь.
  3. До того, как начинать сбор документов, обратитесь в местную администрацию и уточните, не планируется ли организованная работа по всем гаражам. Если это так, возможно, вам удастся избежать некоторых рутинных шагов по самостоятельному оформлению.
  4. Документы с описанием гаража могут храниться в местном БТИ. В этом случае вам не придется тратить деньги на кадастровые работы по подготовке технического плана гаража. Обратитесь в БТИ до того, как посетите кадастрового инженера.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector