Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пошаговая инструкция по реорганизации ГУП и МУП

Пошаговая инструкция по реорганизации ГУП и МУП

Реорганизация муниципальных предприятий и ГУП — процесс их перерегистрации в ООО и НКО, который должен завершиться до 01.01.2025. Унитарные формы управления сохранятся в ограниченных законодательством сферах.

Почему МУП и ГУП необходимо реорганизовать

В конце прошлого года приняли Федеральный закон №485-ФЗ от 27.12.2019 с поправками в Федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон №135-ФЗ от 26.06.2006 «О защите конкуренции» (вступил в силу 08.01.2020). Его нормы запрещают деятельность ГУП и МУП на конкурентных товарных рынках к 2025 году, за небольшим исключением. В связи с этим необходима реорганизация или ликвидация ФГУП, не отвечающих законодательным требованиям, до 01.01.2025.

Останутся ли какие-то МУП и ГУП

Новый закон конкретизировал сферы деятельности унитарных предприятий и выделил некоторые из них, которых не коснется реорганизация ФГУП. Например, на вопрос, ликвидируются ли МУП с естественной монополией, ответ отрицательный. Действующими останутся МУП и ГУП, работающие:

  • за пределами Российской Федерации;
  • в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
  • в сфере обращения с радиоактивными отходами;
  • в сферах естественных монополий;
  • для обеспечения жизнедеятельности граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Также сохранят работу организации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

Все МУП и ГУП, не подпадающие под данные условия, должны быть ликвидированы или реорганизованы в установленный срок. Порядок ликвидации унитарного предприятия установлен правительством отдельно. Он включает как добровольное завершение деятельности или переход в иную организационно-правовую форму, так и ликвидацию в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Сроки реорганизации или ликвидации

Законодательством установлен переходный период 5 лет, который необходим, чтобы ГУП и МУП реорганизовали, то есть перевели в другую организационно-правовую форму, без потери рабочих мест. Срок — до 01.01.2025. Аналогично предусмотрена ликвидация МУП до 2025 года, если их перерегистрация нецелесообразна. Создание новых муниципальных и государственных унитарных предприятий запрещено уже сейчас. Кроме того, запрещена их деятельность на товарных рынках РФ, если выручка организации от конкурентной деятельности превышает 10% совокупной выручки за последний календарный год.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили рекомендации по переоформлению МУП в ООО. Используйте их бесплатно.

Порядок реорганизации в форме преобразования в другое юрлицо

Все условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия регулируют Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.2002 и другие нормативные акты. Конкретно перерегистрацию МУП в ООО путем преобразования регулирует п. 8 статьи 113 ГК РФ и статья 57 ГК РФ. Главная особенность — необходимость отчуждения муниципального или государственного имущества в собственность юридических или физических лиц, иначе называемая приватизацией. С этого начинается пошаговая инструкция реорганизации МУП в ООО.

Решение о начале приватизации принимает собственник имущества в соответствии с законодательством о приватизации (п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 34 Федерального закона №161-ФЗ от 14.11.2002). После принятия решения необходимо:

  1. Определить, какое ООО является правопреемником муниципального или государственного унитарного предприятия, и принять решение о начале реорганизации.
  2. Определить состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП путем проведения инвентаризации и аудита с получением аудиторского заключения.
  3. Составить промежуточный бухгалтерский баланс.
  4. Составить передаточный акт на основе бухгалтерских документов, аудиторского заключения и документов о земельных участках, предоставленных унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточном акте указывается расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, а также сведения о размере уставного капитала нового ООО, выступающего правопреемником.
  5. Провести первое собрание участников нового ООО, утвердить устав и назначить директора, который одновременно становится директором МУП до окончания реорганизации.
  6. В письменной форме известить о реорганизации территориальную ИФНС по месту регистрации в течение трех рабочих дней после даты принятия решения.
  7. Направить уведомления в письменной форме всем известным кредиторам МУП (ГУП) и опубликовать в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. У кредиторов унитарного предприятия есть 30 дней на требование о прекращении реорганизации или досрочного исполнения обязательств МУП и возмещения им убытков.
  8. Подать в органы ФНС документы о регистрации ООО, являющегося правопреемником.

С момента государственной регистрации ООО реорганизация считается завершенной, и к нему переходят все полномочия и имущество.

Порядок ликвидации

Так как реорганизация по каким-либо причинам не всегда подходит, а указ президента о ликвидации МУП и ГУП необходимо исполнять, предприятие решают ликвидировать. Добровольная ликвидация муниципального предприятия по инициативе собственника имущества осуществляется после направления в антимонопольный орган запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменении видов его деятельности антимонопольному законодательству (ст. 35 Федерального закона №135-ФЗ от 26.06.2006).

Кто может ликвидировать муп

В течение 30 дней с даты получения запроса антимонопольный орган обязан направить собственнику имущества МУП (ГУП) — заявителю заключение о соответствии или несоответствии деятельности предприятия антимонопольному законодательству. При несоответствии орган ФАС выдает федеральным или муниципальным органам исполнительной власти или иным организациям, осуществляющим функции собственника имущества унитарного предприятия, предписание о ликвидации унитарного предприятия. На основании предписания органа ФАС собственник имущества принимает решение о ликвидации унитарного предприятия. В этом случае пошаговая инструкция по ликвидации МУП включает следующие шаги:

  1. Проведение инвентаризации и аудита.
  2. Составление и утверждение ликвидационного баланса.
  3. Извещение кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации.
  4. Передача имущества собственникам.
  5. Направление документов в ИФНС для исключения из реестра.

Если собственник не выполнил предписание, орган ФАС подает иск в суд о принудительной ликвидации. Ее порядок аналогичен добровольному, только основным документом выступает судебный акт.

Ответственность за невыполнение закона

Если запрет на создание унитарных предприятий нарушен или ГУП продолжает осуществление деятельности в нарушение антимонопольного законодательства, оно подлежит ликвидации одним из доступных способов:

  • добровольно по решению собственника;
  • в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации.

Никаких штрафов за осуществление деятельности МУП или ГУП не предусмотрено.

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года

Читайте так же:
Выплата около 33 000 рублей на ребенка

Когда за обязательство отвечает реорганизуемое в порядке выделения юрлицо, а не его правопреемник?

20 февраля Верховный Суд РФ вынес Определение № 304-ЭС19-19176 по спору о взыскании поставщиком задолженности с двух юрлиц – покупателя, подвергшегося реорганизации в форме выделения, и его правопреемника.

В 2016 г. ООО «Эдем» поставило ООО «Ритейл Центр» товар на общую сумму 77млн руб. В июне 2018 г. в результате реорганизации общества «Ритейл Центр» в форме выделения было создано ООО «РЦ Аренда», которому на основании передаточного акта перешли права и обязанности реорганизуемой организации. Из-за частичной оплаты стоимости товара покупателем поставщик направил последнему претензию об уплате задолженности в размере 2,7 млн руб. и договорной неустойки на сумму в 40 тыс. руб. Поскольку получатель претензии не исполнил ее требование к назначенному сроку, общество обратилось в суд иском о взыскании задолженности и к «Ритейл Центр», и к «РЦ Аренда».

Суды трех инстанции удовлетворили иск, установив факт поставки товара обществу «Ритейл Центр» и частичную его оплату последним. Проанализировав передаточный акт и признав факт нарушения принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества, суды сочли возможным привлечь обе компании к солидарной ответственности.

Со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права общество «РЦ Аренда» обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, Судебная коллегия по экономическим спорам которого, изучив материалы дела № А45-38056/2018, сочла ее обоснованной.

Как пояснила высшая судебная инстанция, если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юрлица или же при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юрлиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованная организация и ее правопреемники несут солидарную ответственность по такому обязательству (п. 5 ст. 60 ГК РФ).

В рассматриваемом деле, подчеркнул ВС РФ, факт реорганизации ответчика подтверждался выпиской из ЕГРЮЛ, согласно которой общество «РЦ Аренда» является правопреемником общества «Ритейл Центр». При этом в представленном приложении к передаточному акту содержалась расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности, имущества и обязательств по договорам, передаваемым обществу «РЦ Аренда» от общества «Ритейл Центр», среди которых сведения о передаче прав и обязанностей перед истцом не значились.

Верховный Суд не согласился с выводами нижестоящих судов о солидарной ответственности ответчиков, отметив, что указание на отсутствие в передаточном акте сведений об имуществе, правах и обязательствах, которые остаются у реорганизуемого общества в форме выделения, не основано на нормах права.

«При этом судами не дана оценка указанному на стр. 3 передаточного акта обстоятельству о том, что балансовая стоимость переданных обществу “РЦ Аренда” активов составляет 725 тыс. руб., в то время как балансовая стоимость активов общества “Ритейл Центр” по состоянию на 1 января 2018 г. (дата последней бухгалтерской отчетности) – 7 506 108 000 руб. Более того, обществу “РЦ Аренда” были переданы права и обязанности по указанным в приложении к передаточному акту конкретным договорам аренды недвижимого имущества и договорам на возмещение расходов по содержанию арендуемых объектов недвижимого имущества, а не по обязательствам по поставке товаров. Кроме того, из материалов дела следует, что часть поставки товара была осуществлена после реорганизации общества “Ритейл Центр” в форме выделения. Суды также не дали надлежащей оценки данному обстоятельству», – отметил Верховный Суд. В этой связи он отменил решения нижестоящих судов и направил спор на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Партнер юридической фирмы Five Stones Consulting Александр Карпухин выразил уверенность, что определение ВС имеет важное значение для практики, касающейся реорганизации юрлиц. «Действительно, п. 5 ст. 60 ГК РФ устанавливает принцип добросовестного распределения активов и обязательств реорганизуемых юридических лиц, нарушение которого влечет за собой солидарную ответственность реорганизуемых юридических лиц по соответствующим обязательствам», – пояснил он.

По словам эксперта, концепция добросовестного распределения активов, в принципе, не слишком детализирована в судебной практике и сведена к абстрактному требованию о справедливости их распределения. «Как правило, при оценке добросовестности передачи активов при реорганизации суды оценивают ликвидность передаваемых активов (в частности, дело № А56-7086/2018), их реальное существование (например, дело № А68-4774/2019) и общий баланс между передаваемыми активами и долгами. В принципе, основной целью установления данного принципа является недопущение таких реорганизаций, которые нарушают права кредиторов, создают дисбаланс путем наделения того или иного лица только долгами без предоставления активов, необходимых для их возврата», – отметил юрист.

Александр Карпухин полагает, что в рассматриваемом деле в решении суда первой инстанции в принципе отсутствует оценка того, была ли реорганизация добросовестной или нет – суд просто применил солидарную ответственность реорганизуемых лиц по умолчанию, что нарушает требования ГК и АПК. «Суд апелляционной инстанции процитировал известные положения ГК и судебной практики, не дав оценку конкретным обстоятельствам, по которым он пришел к выводу о недобросовестности реорганизации, указав лишь, что “судьба имущества, которое остается у реорганизуемого общества, не указана, имущество не перечислено в акте”. Аналогично поступил АС округа, указав, что нарушен принцип справедливого распределения активов, не вдаваясь в подробности и оценку конкретных фактов», – указал эксперт.

По его словам, ст. 59 ГК РФ устанавливает, что передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юрлица в отношении всех его кредиторов и должников: «Не указывается, должен ли перечень обязательств быть детализирован. Таким образом, вполне допустима позиция, когда согласно передаточному акту к реорганизуемому лицу переходит ряд конкретных обязательств, в то время как все прочие обязательств (без расшифровки) остаются у реорганизуемого юридического лица. Этот подход рационален и часто применяется на практике».

Александр Карпухин добавил, что в рассматриваемом деле ВС справедливо указал на необходимость всесторонней оценки обстоятельств дела и подкрепил свое решение сопоставлением общей суммой передаваемых по передаточному акту активов и общей балансовой стоимостью активов реорганизуемого лица. «Более того, как следует из решения, в суде реорганизуемое лицо не ставило вопрос о том, что оно не должно нести ответственность как правопреемник по спорному обязательству в силу того, что передало эти обязательства в рамках реорганизации», – отметил он.

Читайте так же:
Льготы и выплаты ветеранам труда после 80 лет

«Таким образом, решение ВС РФ дает, в первую очередь, понимание того, что при оценке добросовестности и справедливости реорганизации следует оценивать все обстоятельства и документацию по делу, а не ограничиваться формальными ссылками на то, что в передаточном акте не указано спорное обязательство, так как на практике это не всегда возможно сделать. Кроме того, само дело привлекает внимание к проблематике формулирования передаточных актов, и во избежание подобных ситуаций рекомендуется очень четко формулировать реорганизационные документы с целью недопущения обвинений в недобросовестности», – подытожил Александр Карпухин.

Юрист KPMG Александр Беляев назвал разумной позицию истца в рассматриваемом деле, так как последний старался привлечь к солидарной ответственности обе организации, поскольку на момент подачи иска он не знал и не мог знать о недобросовестном распределении активов при реорганизации.

По словам эксперта, в данном случае интересен подход ВС РФ к толкованию п. 5 ст. 60 ГК РФ: «По сути, Суд указал на то, что если в передаточном акте отсутствует сумма обязательства, значит, обязательство осталось у той организации, из состава которой выделилась новая. В свою очередь, вышеуказанная норма права могла быть применима при разделении (когда одна организация прекращает свое существование и вместо нее создается несколько новых организаций), ведь если в акте обязательство не указано, то и не ясно, к какой из организаций перейдет обязательство кредитора».

Александр Беляев считает, что рассматриваемый судебный акт – пример содержательного (не формального) подхода к разрешению спора, так как Верховный Суд абсолютно верно указал, что для применения положений о солидарной ответственности в результате реорганизации нужно определять:

  • возможно ли установить правопреемника (если речь идет о реорганизации в форме выделения, то само по себе отсутствие в передаточном акте указания на обязательство означает, что обязательство не передано выделившейся организации);
  • к какому периоду относится образовавшееся обязательство полностью или в части (до реорганизации или после).

«Что касается недобросовестного распределения активов, в этом вопросе нужно оценивать не сумму активов и пассивов организации, а их категорию и содержание, так как в бухгалтерском учете в любом случае сумма переданных активов должна быть приравнена к пассивам, иначе актив и пассив баланса не сойдутся.Например, может быть такая ситуация: компания выделила активы (недвижимость) в новую организацию и “уравняла” их пассивами в виде долгов по корпоративным займам от учредителей. А в старой организации оставила долги перед независимыми кредиторами и дебиторскую задолженность, которая вряд ли будет погашена. По моему мнению, именно это и есть недобросовестное распределение активов», – резюмировал Александр Беляев.

Временное заимствование средств из другого КФО для выплаты зарплаты в бюджетных учреждениях

В соответствии с пунктом 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением случаев, установленных данным Законом).

Согласно пункту 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, в части операций с собственными средствами учреждения (организации) (КФО 2), средствами во временном распоряжении (КФО 3) и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания (КФО 4), учитываемых на лицевом счете учреждения (организации), применяется единый КФО — 8 (средства некоммерческих организаций на лицевых счетах).

Для учета операций, осуществляемых с данными средствами, в органах Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

  • 20 — лицевой счет бюджетного учреждения;
  • 30 — лицевой счет автономного учреждения.

Проведение кассовых операций за счет средств бюджетных и автономных учреждений осуществляется органами Федерального казначейства, финансовыми органами от имени и по поручению учреждений в пределах остатка средств, поступивших учреждениям. Именно для большего маневра в использовании средства из разных источников учитываются на одном лицевом счете.

В соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) в бухгалтерском учете операции по временному заимствованию средств из одного источника для проведения кассовых операций другого источника отражаются в корреспонденции со счетом 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (см. письмо Минфина России от 01.07.2015 № 02-07-07/38257 (Пример 4), письмо Минфина России № 02-02-04/67438, Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-805 от 25.12.2014 (с изменениями от 03.02.2015)).

Для автономных учреждений Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» даже предусмотрено временное заимствование с отдельных счетов автономного учреждения (открываются для расходов по средствам целевых субсидий (КФО 5) и субсидий на капитальные вложения (КФО 6)): средства, учтенные на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, могут быть направлены на возмещение кассовых расходов, произведенных учреждениями со счетов, открытых им в кредитных организациях, или с лицевых счетов автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для учета операций со средствами, получаемыми автономными учреждениями от приносящей доход деятельности, и со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ (п. 3.7 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Бухгалтерские записи по отражению временного заимствования средств из иного источника приведены в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н:

Выдержка из документа

«привлечение (восстановление) за счет поступлений текущего финансового года средств, полученных бюджетным учреждением по соответствующему виду финансового обеспечения (деятельности) (далее — источник финансового обеспечения), направленных в пределах остатка средств на лицевом счете бюджетного учреждения на исполнение обязательства, принятого бюджетным учреждением в рамках иного вида финансового обеспечения (деятельности) (далее — иной источник финансового обеспечения, привлеченный на исполнение обязательства), отражаются на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) по дебету счета 0 201 11 510 „Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" и кредиту счета 0 304 06 730 „Увеличение расчетов с прочими кредиторами"»

Читайте так же:
Коллективный договор ржд 2022 2022 выплаты при сокращении

п. 72 Инструкции № 174н

«уменьшение остатка средств по соответствующему виду финансового обеспечения при привлечении (восстановлении) учреждением средств в пределах остатка на его лицевом счете отражается по кредиту счета 0 201 11 610 „Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" и дебету счета 0 304 06 830 „Уменьшение расчетов с прочими кредиторами". Указанные записи отражаются одновременно с корреспонденциями, предусмотренными абзацем семнадцатым пункта 72 настоящей Инструкции»

п. 73 Инструкции № 174н

Аналогичные записи приведены в пунктах 174, 175 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н.

При временном заимствовании средств в рамках лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения данные операции оформляются Бухгалтерской справкой (ф. 0504833), поскольку реально никакого перечисления денежных средств не происходит.

Если подошел срок выплаты заработной платы, начисленной по КФО 4, а зачисление средств субсидии запаздывает, наиболее простой способ отражения временного заимствования в учете — «перекинуть» свободный остаток денежных средств с КФО 2 на КФО 4 в корреспонденции со счетом 304 06 и оплатить задолженность по КФО 4.

После того как поступят средства субсидии на государственное задание, следует восстановить остаток по КФО 2.

Обратите внимание, нельзя сделать наоборот — заимствовать средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания для оплаты товаров, работ (услуг) по приносящей доход деятельности.

Согласно подпункту «б» пункта 25 Стандарта осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля «Проверка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям и (или) их использования» (утв. приказом Минфина России от 03.10.2018 № 203н) нецелевым использованием средств субсидий является направление субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), на цели, не связанные с выполнением государственного задания, если оно привело к недостижению показателей выполнения государственного задания, в том числе временное отвлечение средств субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), на оплату товаров, работ (услуг), которые не связаны с выполнением государственного задания, в рамках внутреннего заимствования средств между видами финансового обеспечения деятельности учреждений.

Отражение временного заимствования в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Бухгалтерские записи по временному заимствованию средств из иного источника финансирования и документы, которыми они формируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 (БГУ1) и редакции 2 (БГУ2), приведены в таблице.

039-tabl.jpg

Отражение временного заимствования в бухгалтерской отчетности

Отчет (ф. 0503737)

При формировании в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 1 (БГУ1) и редакции 2 (БГУ2) Отчета об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) по КФО 4:

  • в Разделе 1 «Доходы учреждения» отражается поступление субсидии на госзадание;
  • в Разделе 2 «Расходы учреждения» отражается выплата заработной платы;
  • в Разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» отражаются:
    • по строкам 710, 720 — «общий оборот» по счетам 201.11 (дебетовый оборот в строке 710 в отрицательном значении, кредитовый оборот в строке 720 в положительном значении);
    • по строке 831 «увеличение расчетов по внутреннему привлечению остатков средств (Кт 030406000)» — увеличение остатка по КФО 4 при привлечении средств в рамках внутреннего заимствования у КФО 2 (показатель заполняется по балансовой проводке Дебет 201.11 Кредит 304.06);
    • по строке 832 «уменьшение расчетов по внутреннему привлечению остатков средств (Дт 030406000)» — уменьшение остатка по КФО 4 при восстановлении средств в рамках внутреннего заимствования у КФО 2 (показатель заполняется по балансовой проводке Дебет 304.06 Кредит 201.11).

    В Отчете об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) по КФО 2 отражаются только операции по временному заимствованию средств и их восстановлению в Разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» (рис. 1):

    • по строкам 710, 720 указывается «общий оборот» по счетам 201.11 (дебетовый оборот в строке 710 в отрицательном значении, кредитовый оборот в строке 720 в положительном значении);
    • по строке 831 «увеличение расчетов по внутреннему привлечению остатков средств (Кт 030406000)» — увеличение остатка по КФО 2 при восстановлении средств в рамках внутреннего заимствования у КФО 2 (показатель заполняется по балансовой проводке Дебет 201.11 Кредит 304.06);
    • по строке 832 «уменьшение расчетов по внутреннему привлечению остатков средств (Дт 030406000)» — уменьшение остатка средств по КФО 2 при привлечении средств в рамках внутреннего заимствования у КФО 2 (показатель заполняется по балансовой проводке Дебет 304.06 Кредит 201.11).

    Отчет (ф. 0503723)

    В Отчете о движении денежных средств (ф. 0503723), который заполняется по всем КФО, отражаются:

    Реорганизация фирмы

    Реорганизации предприятия или фирмы осуществляется в порядке, предусмотренным ГК РФ (далее – Кодекс), в частности, ст. 57-60, а также законами о соответствующих формах юрлиц – Закон об АО, Закон об ООО, ФЗ “О некоммерческих организациях”, ФЗ “Об общественных объединениях” и другими ФЗ.

    Реорганизация фирмы путем присоединения

    Реорганизация фирмы путем присоединения – наиболее часто встречающаяся процедура. Путем присоединения – это окончание существования одного или нескольких предприятий с переходом имеющихся у них прав и обязательств к лицу, к которому выполняется присоединение. При этом юрлицо, к которому была присоединено предприятие, продолжает вести деятельность в обычном режиме.

    Обычно присоединение характеризуется отличным от других видов реорганизации порядком завершения процесса:

    1. Для таких способов, как слияние, преобразование, разделение или выделение, процедура считается оконченной с даты внесения в ЕГРЮЛ отметки о регистрации вновь основанной фирмы.
    2. В отношении присоединения процесс считается завершенным с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации присоединяемой компании.

    Преимущества компании

    Включите звук на видео!!

    Консультация юриста по бизнес спорам бесплатно

    Бесплатная горячая линия
    (Москва и регионы РФ)

    Консультации в мобильном приложении

    Реорганизация компании

    В силу норм ст. 57 Кодекса, реорганизация компании может быть произведена:

    1. В форме слияния – два или более предприятий образуют новое юрлицо, при этом первые полностью прекращают свою деятельность.
    2. Реорганизация предприятия путем присоединения – предприятие или несколько предприятий ликвидируются и входят в состав уже существующего юрлица.
    3. Разделение – предприятие завершает деятельность, при этом на его основе создаются два или более новых юрлиц, к которым переводятся все права и обязательства первого.
    4. Выделение – учреждение новых юрлиц без прекращения существования лица, из которого были выделены фирмы.
    5. Реорганизация фирмы путем преобразования – юрлицо прекращает деятельность, а на его базе создается одно новое – возможно, иной правовой формы.

    Увольнение при реорганизации фирмы

    Основным вопросом, волнующим многих граждан, работающих по трудовому договору, является – может ли произойти увольнение при реорганизации предприятия не по собственному желанию сотрудника?

    Права работника и работодателя, гарантии работникам, нюансы выплаты выходных пособий и другие аспекты регламентируются ТК РФ, в частности:

    1. Ст. 75 – правила об изменении условий трудового контракта при совершении реорганизации предприятия.
    2. Ст. 81 – обстоятельства, при которых работодатель обладает законным правом расторгнуть трудовой контракт по собственному волеизъявлению.
    3. Ст. 178 – правила о выплате выходного пособия при реорганизации фирмы.
    4. Ст. 179 – преимущественное право на оставление, существующее у отдельных категорий персонала.
    5. Ст. 180 – гарантии сотрудникам.

    Будет ли законным увольнение при реорганизации предприятия в форме присоединения по желанию работодателя? Нормативная регламентация содержится в аб. 5 ст. 75 ТК РФ – реорганизация предприятия не является достаточным основанием для аннулирования трудовых контрактов с сотрудниками.

    Однако служащий может отказаться от продолжения осуществления трудовой деятельности после реорганизации фирмы – такое основание предусмотрено в ч. 6 ст. 77 ТК РФ.

    Тем не менее, законодательство не запрещает работодателю проводить сокращение персонала предприятия при таких обстоятельствах. Но и в этом случае одной лишь инициативы работодателя недостаточно – ст. 81 ТК РФ регламентирует, что работодатель имеет право на увольнение по такому основанию, если:

    1. Отсутствует возможность совершить перевод сотрудника на иную должность (в том числе, и менее квалифицированную и/или нижеоплачиваемую).
    2. Трудящемуся были предложены все имеющиеся у работодателя на данный момент вакансии в той местности, в которой предприятие осуществляет свою деятельность.

    Кроме этого, не могут быть уволены при реорганизации компании:

    1. Сотрудники в периоды временной неспособности к труду.
    2. Находящиеся в ежегодном оплачиваемом отпуске.
    3. Беременные.
    4. Другие льготные категории граждан.

    Что делать работникам при реорганизации фирмы

    В свете грядущей реорганизации предприятия или фирмы наиболее острым становится вопрос – “При реорганизации предприятия что делать работникам”?

    Поскольку ст. 75 ТК РФ гласит о невозможности законно уволить работника в связи с предстоящей реорганизацией предприятия, по сути, трудовые отношения продолжают действовать. Но что делать работникам? Ответ прост — если условия труда в реорганизованной фирме устраивают работника, предпринимать каких-либо действий не следует.

    Исходя из прямого смысла норм закона, работодателю не требуется увольнять работников и заново принимать их на работу в реорганизованное предприятие.

    На основании ст. 58 Кодекса, правопреемство обеспечит переход прав и обязанностей ликвидированных компаний к вновь созданной (в том числе, и обязательств перед трудящимися в части исполнения условий новых трудовых соглашений).

    Если же сотрудник отказывается от трудовой деятельности в новых условиях, аннулирование трудовых взаимоотношений произойдет в силу ч. 6 ст. 77 ТК РФ.

    Выплаты при реорганизации фирмы

    Выплаты при реорганизации предприятия будут произведены только, если работодатель решит совершить сокращение, и трудящийся будет уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

    Если совершено увольнение при реорганизации вследствие сокращения штата, то трудящемуся будут положены:

    1. Выходное пособие в сумме одного среднемесячного заработка.
    2. Сохранение среднего месячного дохода до момента трудоустройства, но не более 2-х месяцев с даты увольнения.
    3. Начисленная заработная плата за трудовую деятельность до даты непосредственного увольнения.
    4. Компенсация за неиспользованные дни отпуска.

    Если же сотрудника оставили на месте работы после завершения реорганизации предприятия, действуют следующие нюансы касательно выплат:

    1. До непосредственного внесения изменений в трудовые договора (изменение условий в связи с реорганизацией фирмы) – зарплата выплачивается в порядке, установленным коллективными договорами или прочими локальными актами прежней компании.
    2. Отпускной стаж не прерывается, графики отпусков сохраняют свою силу (расчет отпускных будет производиться с учетом нового размера зарплаты в реорганизованной фирме).
    3. Пособия по временной неспособности к труду, беременности и родам – выплачиваются правопреемником вне зависимости от того, когда возникло основание получения соответствующего вида пособия.

    Реорганизация фирмы в форме преобразования

    Реорганизация предприятия в форме преобразования представляет собой процесс ликвидации одного юрлица с последующим учреждением на его основе нового – той же или другой правовой формы.

    Законами регламентированы некоторые ограничения преобразования некоторых организационных форм предприятий:

    Трудовые отношения при реорганизации бюджетного учреждения

    В российском законодательстве предусмотрено пять возможных форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (п. 1 ст. 57 ГК РФ). При любой ее форме переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к его правопреемникам является универсальным, то есть права и обязанности переходят от одного лица к другому в неизменном виде, как единое целое, в один и тот же момент. В то же время нельзя утверждать однозначно, что в процессе реорганизации не происходит изменения в численности штата, она может быть подвержена уменьшению (пусть даже незначительному) и, как следствие, сокращению. Как оформить продолжение трудовых отношений с работниками? Какие категории работников могут быть уволены? Об этом и о многом другом мы расскажем в статье.

    Статья 75 ТК РФ предусматривает три случая изменения в руководстве организации и их влияние на трудовые отношения с работниками:

    • смена собственника имущества организации;
    • изменение подведомственности организации;
    • реорганизация: слияние, разделение, присоединение, выделение или преобразование организации.

    Мы рассмотрим схему построения трудовых отношений при реорганизации.

    Может ли реорганизация служить основанием для сокращения штата?

    Исходя из норм, изложенных в ст. 75 ТК РФ, сам процесс реорганизации юридического лица не может служить основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Однако в Письме Роструда от 05.02.2007 N 276-6-0 разъяснено, что при проведении реорганизационных мероприятий может возникнуть ситуация с сокращением фактической численности или штата работников организации. При этом, как правило, изменяется штатное расписание: в него могут вводиться новые структурные подразделения, должности, отдельные должности могут из него исключаться. Конечно, в данном случае приходится говорить не о приоритетном праве приема на работу сотрудников, а о преимущественном праве на оставление их на работе при сокращении численности или штата работников.

    Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

    Согласно ст. 179 ТК РФ при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается:

    • семейным при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
    • лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
    • работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
    • инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
    • работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

    Следует также заметить, что ст. 179 ТК РФ предусмотрено, что преимущественным правом на оставление на работе могут воспользоваться и другие категории сотрудников, если это будет указано в коллективном договоре или ином локальном акте работодателя.

    Если должности отдельных категорий работников все же попали под сокращение, то необходимо уведомить их об этом персонально под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ). При этом в соответствии со ст. 178 ТК РФ сотрудники, попавшие под сокращение, имеют право на выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев со дня увольнения.

    Трудовые отношения между работником и работодателем, если сокращения штата не предвидится

    Как могут развиваться трудовые отношения между работником и работодателем, если сокращения штата не предвидится, рассмотрим ниже.

    Когда после проведения реорганизационных мероприятий должность работника в платном расписании сохранена, никаких изменений в учебном процессе не произошло, оснований для увольнения по сокращению штата не имеется. Следовательно, для того чтобы отразить факт реорганизации учреждения и возникших изменений (как минимум это изменение наименования работодателя), с работниками необходимо заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам. Причем при реорганизации в форме присоединения и выделения данное правило не применяется в отношении работников присоединяющей и выделяющей организации, так как факт реорганизации в этих случаях не влечет для них каких-либо изменений.

    Если работник по каким-то личным мотивам отказывается от продолжения работы в учреждении, то в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ он может расторгнуть трудовой договор по своей инициативе.

    Если реорганизационные мероприятия повлекли за собой изменения в учебном процессе (например, произошла смена режима работы, изменились местонахождение учебного заведения, система и размер заработной платы, льготы и другое), при этом трудовая функция работника сохранилась, то есть он продолжает работать в той же должности, по той же специальности, квалификации, в этом случае такие перемены влекут за собой изменения условий трудового договора, о чем работник не позднее чем за два месяца должен быть извещен в письменной форме (ст. 74 ТК РФ).

    Следует заметить, что изменение существенных условий трудового договора при продолжении исполнения той же трудовой функции допускается по инициативе работодателя, лишь когда произошли изменения в организационных или технологических условиях труда, то есть изменились техника, организация рабочих мест, труда и другое. В противном случае работодатель не имеет права менять существенные условия труда работника. Если при возникновении спора между работником и работодателем суд выявит, что никаких изменений в организации или технологии труда не произошло, то он обяжет работодателя восстановить прежние существенные условия трудового договора с работником.

    Если работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то, как указывается в ст. 74 ТК РФ, работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся в учреждении работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья (а также не запрещенную для женщин, несовершеннолетних, когда изменяются существенные условия их труда).

    При отсутствии такой работы должна быть предложена вакантная нижеоплачиваемая работа (нижестоящая должность), которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья.

    Если работник согласен с изменениями в трудовом договоре, трудовые отношения с ним продолжаются, и только при его отказе от продолжения работы в учреждении трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

    Следует ли делать записи в трудовой книжке работника при реорганизации?

    Что касается записи в трудовой книжке работника, то здесь нужно обратить внимание на следующее. Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 (далее — Инструкция), не содержит положений, регулирующих внесение записей о реорганизации учреждения. Однако если обратиться к нормам, изложенным в п. 3.1 Инструкции, то согласно им записи, повлекшие за собой изменения и дополнения, внесенные в установленном порядке в штатное расписание бюджетного учреждения, должны вноситься в трудовые книжки работников. Поэтому запись о реорганизации бюджетного учреждения должна быть внесена в трудовую книжку в порядке, аналогичном внесению записи об изменении наименования организации (п. 3.2 Инструкции), то есть в трудовой книжке производится запись о реорганизации юридического лица со ссылкой на соответствующее решение.

    По нашему мнению, в трудовую книжку работника, по аналогии со случаем изменения наименования организации, может быть внесена запись следующего содержания: "Учреждение "А" реорганизовано в филиал "Б".

    Поскольку ни в Инструкции, ни в Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, не содержится запрет на отражение сведений об изменении наименования места работы вышеуказанным способом, то его нельзя считать неправомерным.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector