Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон «Об образовании» РК: пояснения, разбор

Закон «Об образовании» РК: пояснения, разбор

лекторий

Закон «Об образовании» РК — это очевидно один из ключевых нормативных документов государства. Он касается всех граждан, так как в ХХІ веке именно образование является залогом качественного развития и процветания общества. Рассмотрим, как этому способствует нынешний закон об образовании.

Законы РК: когда был принят Закон «Об образовании» РК

Развитие образовательной системы в Казахстане началось сразу после обретения независимости. С самого начала в этом вопросе декларировались амбициозные цели гуманизации общества и повышения уровня жизни за счет поднятия качества массового образования.

Для простоты процесс принятия важных актов об образовании в независимом Казахстане можно разделить на несколько периодов:

  1. Период становления (1991–1994 гг.).
  2. Период рыночных реформ (1994–1999 гг.) .
  3. Период децентрализации (2000-е гг.).
  4. Период интернационализации и увеличения инвестиций (с 2010 г.).

Закон "Об образовании" РК: пояснения, разбор

Первый период происходил на фоне первых лет независимости государства, когда создавалась сама правовая рамка образовательной системы. Ее утвердил первый Закон РК «Об образовании» 1992 года, который отказался от наиболее одиозных проявлений советского образования и допустил привлечение негосударственных средств в эту систему.

Закон Республики Казахстан «Об образовании» 1999 года наиболее четко зафиксировал изменения второго периода реформ. Тогда же были проведены первые попытки создать систему объективного оценивания желающих поступить в высшие учебные заведения, что наполнило содержание высшего образования новым демократическим и рыночным смыслом.

Основными направлениями развития казахстанской системы образования в третий период стали:

  • децентрализация управления образованием;
  • поощрение новых источников финансирования;
  • расширение академических свобод вузов;
  • адаптация к условиям и требованиям современной рыночной экономики.

Отдельной проблемой стало то, что рынок высшего образования без должного уровня государственного регулирования привел к огромному дисбалансу в подготовке кадров. Так, количество студентов вузов превышало количество учащихся по техническим профессиям в разы.

Накануне принятия нынешнего закона об образовании назрела сильная необходимость в приближении национальных стандартов образовательной системы к общемировым. Прежде всего, речь идет о Международной стандартной классификации образования МСКО-1997, которую активно продвигала ЮНЕСКО.

Важными шагами по интеграции в глобальную образовательную систему стало подписание казахстанскими высшими учебными заведениями Великой хартии университетов. Многие вузы Казахстана заключили партнерские соглашения о двудипломном образовании с иностранными коллегами, по которой студент получает дипломы и своей alma mater, и университета-партнера. Также была инициирована специальная программа обучения тысяч казахстанских студентов за рубежом под названием «Болашак».

Закон "Об образовании" РК: пояснения, разбор

Фото: pxhere.com: UGC

Однако ключевой вехой стало принятие нового закона, который был принят 27 июля 2007 года. В этом законодательном акте раскрываются все актуальные принципы политики Республики Казахстан в этом направлении:

  • Подчеркивание и продвижение равенства прав в получении качественного образования.
  • Приоритетность развития этой отрасли.
  • Светский характер получения образования, базирующийся на гуманистических ценностях.
  • Приоритет ценностей гражданственности, прав, свобод и здоровья каждого человека.
  • Непрерывность образования как процесса на всю жизнь.
  • Преемственность разных его уровней, их связанность между собой.
  • Прозрачный и демократический подход к руководству сферой.
  • Продвижение разнообразных форм собственности и направлений образования.

Раскрывая основные постулаты закона, нельзя не отметить его нацеленность на интеграцию казахстанского образования в мировой контекст. Во многом именно этим продиктованы почти все его нововведения.

Закон «Об образовании» РК: краткое содержание

Документ (а мы обсуждаем Закон «Об образовании» РК с изменениями и дополнениями на момент написания этого текста) состоит из 12 глав, среди которых общие и заключительные положения, система и управления образованием, содержание и финансирование образования, организация и субъекты образовательной деятельности, ответственность за нарушение, международная деятельность, статус педагога и принципы государственного регулирования.

Он ввел ряд существенных и новаторских норм:

  1. Введение трехуровневой системы подготовки кадров в вузах — бакалавр-магистр-доктор философии (Ph.D) — для признания дипломов за границей и легкости научно-студенческого обмена.
  2. Утверждение системы академических кредитов согласно международно принятому Болонскому процессу. Благодаря этому резко упростилась мобильность студентов, дипломы которых могут быть признаны за рубежом. национальной системы аккредитации оценивания качества образовательных услуг.
  3. Предоставление государственных грантов на наиболее приоритетные специальности для выпускников школ по результатам Единого национального тестирования.

Закон также изменил саму структуру казахстанского образования, введя понятие «уровни образования» согласно МСКО-1997. Они включают в себя семь уровней: дошкольный, начальный, основной средний, средний, послесредний, высший и послевузовский. С помощью этого утверждается принцип непрерывности и преемственности образования.

Переход на двенадцатилетнее среднее общее образование также полностью соответствует передовым международным стандартам и рекомендациям Совета Европы. Можно даже сказать, что эта реформа изменила представление о данном направлении.

Теперь среднее образование — это цикл 4+6+2 лет, способный обеспечить подготовку учеников к условиям современного мира. Содержание школьных предметов постоянно актуализируется в соответствии с достижениями наук.

Закон "Об образовании" РК: пояснения, разбор

Фото: pxhere.com: UGC

Важным аспектом закона стало создание системы социальных гарантий. Она направлена на появление и сохранение молодых учителей, то есть новых поколений педагогов. Так, в статье 45 отдельно зафиксирована ответственность руководителей образовательных учреждений в этом вопросе, что создает дополнительную гарантию.

Отдельной главой идут определения ответственности за разные нарушения норм закона:

  • Эта ответственность может нестись родителями и другими представителями детей.
  • Куда суровее штрафы для учебных заведений, если они, например, нарушают стандартные условия для приема учащихся. Таким же образом школа защищается от лишнего влияния политики и религии.

Касается данный закон и вопроса об общей защищенности педагогов. Например, статья 53 подчеркивает льготы и преференции для учителей в сельской местности. Закон также предлагает постоянно действующую систему повышения квалификации посредством последипломного образования не реже, чем раз в пять лет и, согласно статье 22, объявляет ее общенациональным приоритетом.

Согласно закону, нынешний формат системы повышения квалификации (СПК) пронизывает всю сферу образования. Его задача состоит в отслеживании уровня кадров, адаптации к новым педагогическим мировым веяниям, знакомстве с ними педагогов. В основе СПК лежит сетевая модель, которая хороша тем, что может дать максимальный масштаб вовлеченности специалистов.

Таким образом, можно констатировать огромную роль данного закона в развитии всей образовательной системы. Благодаря ему Казахстан заметно приблизился по соблюдению стандартов не только к общемировой практике, но и к странам-лидерам. Что, в свою очередь, должно поспособствовать прогрессу и в других сферах общественной жизни.

Александр Аузан — Forbes: «Люди не так умны и не так честны, как нам бы хотелось»

Александр Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Осенью 2021 года на сайте Forbes в рамках совместного проекта с изданием Arzamas вышла серия его колонок «Культурные коды экономики».

— В 2020 году журнал Nature объявил, что планирует ввести должность редактора по экономике, объясняя это тем, что «экономисты и ученые-естественники сближаются» и «больше экономистов, чем когда-либо, преодолевают дисциплинарные барьеры». В качестве примера такого сближения приводилась статья 2011 года, в которой для исследования рисков и уязвимостей глобальной финансовой системы использовались методы моделирования инфекционных заболеваний. Но разве экономика не была всегда на стыке дисциплин?

Читайте так же:
Закон о воссоединении семьи в России

— Все так. Неслучайно метод, лежащий в основе исследования экономистов Янна Алгана и Пьера Каю, которые в 2010 году смогли выделить воздействие культуры на внутренний валовой продукт, называется эпидемиологическим. Они сопоставляли ценности и поведенческие установки людей из разных волн миграции в США, а сами эти волны похожи на то, как распространяется эпидемия.

Аналогий можно привести много. Биолог Александр Марков делал у нас на факультете несколько докладов, рассказывал об эволюционных процессах и сам удивлялся, насколько биологическая и экономическая терминологии аналогичны.

— Поговорим о том, без чего не может быть науки, — об образовании. Еще недавно и тем и другим на уровне государственного управления занималось одно министерство. В 2018 году оно разделилось на Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения. С институциональной точки зрения у этого есть какой-то эффект или это чисто техническое решение?

— На мой взгляд, это политическое решение, потому что два министерских кресла больше, чем одно. Я не вижу каких-то серьезных оснований для разделения Минобрнауки и Министерства просвещения. У нас большая доля выпускников школ поступает в вузы, это, по существу, одна система. Кстати, из-за этого в свое время изменилась школа, потому что, когда в университеты поступал только, условно, 1% выпускников, она готовила людей к жизни. А теперь готовит к поступлению в вуз.

— В целом образование довольно формализованная сфера. Как она себя чувствует в обществе, где доверие к институтам чрезвычайно низко, зато силен запрос на неформальные отношения?

Давайте учтем, что в русском языке слово «институт» одновременно обозначает организацию и правило (по-английски institute и institution).

Образование — это, конечно, определенный набор правил, которые, как и любые другие правила, люди стараются обойти. Получить диплом, не учась, исправить плохую оценку. Здесь проявляется низкий спрос на институты. Я считаю чрезвычайно важным международное исследование об отношении к списыванию (Ян Магнус, Виктор Полтерович, Алексей Савватеев, Дмитрий Данилов, «Отношение к списыванию: межстрановой анализ», The Journal of Economic Education, 2002. — Forbes Life), оно упоминается в самой первой колонке из серии «Культурные коды экономики». В российском образовании положительное отношение к ситуации, когда один студент дает другому списать, — это серьезная проблема, потому что в этом случае мы не можем рассчитывать, что у нас будут высококонкурентная экономика, независимый и справедливый суд, защищенная интеллектуальная собственность, которая необходима для креативной экономики, и так далее.

Но кроме всего прочего, образование еще и организация. Колоссальная, очень сложная, бюрократизированная и, на мой взгляд, малоэффективная. Конечно, легко мне говорить об этом, работая в Московском университете. МГУ обладает автономией в гораздо большей степени, чем другие вузы. На основной территории образования все жестко. Лет десять назад я одному из юристов правительства указал, что, готовя поправки в Закон об образовании, они забыли об автономии университетов. А он не без доли юмора ответил: «Автономия университетов такой же пережиток Средневековья, как право первой ночи». В известном смысле да, это средневековое право. Но, думаю, мы очень многое сумели сохранить и сделать благодаря тому, что эта автономия все-таки еще жива.

— В начале сентября стало известно, что в топ-5 российских университетов по цитируемости (по данным международного рейтинга Times Higher Education) не вошли ни МГУ, ни МФТИ, ни МИФИ, зато вошли не самые топовые вузы вроде Донского государственного технического университета. Причем последний в общем международном рейтинге вузов THE обогнал по цитируемости Гейдельбергский университет, Лондонскую школу экономики и политических наук и Кембридж. Как это стало возможным, в общем, понятно — многочисленные публикации в так называемых хищнических журналах (публикующих статьи за плату). Как ориентироваться на этом ландшафте, если механизмы оценки качества оказываются сломаны?

— Люди не так умны и не так честны, как нам бы хотелось, это факт. Но мне кажется, эти вузы работали на показатель, который не они придумали. Им назначали такой KPI — вот они его и выполняли.

— А какими должны быть KPI?

— Измерение качества образования — фантастически сложная задача с точки зрения экономической теории. Образование — это не исследуемое благо, когда откусил один огурец и понял, вкусный ли весь килограмм. Это не опытное благо, качество которого проявляется в процессе использования. Это доверительное благо: мы никогда не можем быть уверены, что своими достижениями человек обязан именно образованию. Может быть, он сам талантливый, может быть, у него друзья влиятельные, может быть, помогает статусная «корочка».

Поэтому измеряют не само образование, а что-то другое. Например, квалификацию преподавателя. В том числе через количество публикаций. Но если изо всех сил внедрять этот показатель, вуз превратится в группу ученых, пишущих статьи, — и еще где-то в коридоре будут бродить несколько студентов. Измерять качество образования по оценкам учащихся тоже нельзя, потому что в этом случае преподаватель как бы ставит оценки сам себе. Либо нужно непрерывно проводить независимые экзамены, внешний аудит.

Соросовские гранты (гранты для преподавателей, выдаваемые фондом «Открытое общество» Джорджа Сороса; в настоящее время фонд признан в России нежелательной организацией. — Forbes Life) распределялись так: лучших выпускников вузов спрашивали, кто их школьные учителя. И когда ниточки от множества опрошенных сходились к одному учителю, он получал грант.

В 1990-е годы мы пошли по пути наименьшего сопротивления, попробовав представить образование как обычный рынок услуг. Но это рынок с олигополией, потому что есть элитные школы и элитные университеты, у которых иные права, чем у обычных школ и университетов. С монопсонией, потому что покупатель очень часто один — государство. С колоссальной асимметрией информации, потому что ни учащиеся, ни их родители не понимают, что там в учебном плане зашито и чему реально будут учить. Из теории известно, что рынки с олигополией, монопсонией и асимметрией информации если и устанавливают экономическое равновесие, то плохое. Его мы в итоге и получили — плохие вузы отчитываются хорошими показателями.

— Как можно эту ситуацию изменить?

— На мой взгляд, надо начинать с краеугольного камня: если образование и услуга, то не такая, как, скажем, стрижка, а инвестиционная. Это инвестиция в человеческий капитал, отдача от которой начинается не ранее, чем через пять лет.

Читайте так же:
Можно ли обменять серебряные серьги по закону потребителей

Можно посмотреть на выпускников, сделавших успешные карьеры, — кто их учителя. Пусть эти учителя и решают, что есть качественное образование. Правда, это ущемляет молодых преподавателей, потому что их яблоня еще не выросла и плодов не принесла. Идеальных решений тут нет.

Мы на факультете сейчас пробуем сделать оценку 360°, то есть получить оценку преподавателя и от студента, и от выпускника, и от работодателя, и т. д. Предположим, каждый десятый преподаватель окажется в топе. Этим людям мы скажем: вы хорошо работаете не потому, что вам платят или вас контролируют, а потому, что вы плохо работать не умеете, поэтому вы и будете решать, как следует организовать образовательный процесс. По сути, это так называемая тенура, по-английски tenure, бессрочный контракт с университетом для избранных профессоров.

— Если говорить об институтах в образовании, то пример неформального — просветительская деятельность всевозможных низовых организаций и сообществ ученых. В июне вступил в силу Закон о просветительской деятельности (поправки к Закону об образовании). О чем свидетельствует внимание государства к этой сфере?

— Может быть, немного неожиданную интерпретацию дам. Самая сложная, на мой взгляд, проблема институционального развития — это так называемый эффект колеи, path dependence problem. Он возникает из-за резонанса формальных и неформальных институтов. Вы видите, что законы нехороши, начинаете их менять и обнаруживаете, что сделать это мешает культура.

Приведу такой пример: при первом применении принципа всеобщего равного и тайного избирательного права во Франции выбирали президента, а в итоге выбрали императора — Луи-Наполеона Бонапарта, который в результате переворота стал Наполеоном III.

Просвещение необходимо, чтобы страна менялась через трансформацию, а не через революцию. Но резонанс проявляется в том, что вам из официальных учреждений начинают грозить пальцем: «Не трогай скрепы, отойди». Этот резонанс неудачных законов и инерции все время заталкивает нас в колею и тормозит развитие всей страны.

— Но, возможно, культура может измениться под влиянием новых технологий? Скажем, цифровизация колоссальное влияние оказывает на то, как мы живем, выстраиваем отношения, принимаем решения.

— Она уже меняется. Изменения пока противоречивые. Скажем, память у новых поколений почти полностью ушла во внешний агрегат, в голове держится мало. Зато появилась способность делать несколько дел одновременно, и если научиться делать их одинаково хорошо, эти поколения будут конкурентоспособнее, чем предыдущие.

Цифра сильно меняет этот мир, создает в нем новые институты, в том числе и неформальные. Но что-то меняется, а что-то нет. Мы с Российской венчурной компанией и Институтом национальных проектов три-четыре года назад начали замерять, что меняется в отношении людей к технологиям. Выяснилось, что в целом культура их принимает за одним исключением — того, что имеет так называемый инвазивный эффект. «Дрон пусть летает, а искусственное мясо не хочу. Телемедицина — хорошо, но робот пусть не лезет внутрь моего организма». Это имеет отношение и к сегодняшней ситуации с вакцинацией от коронавируса. Что станет с этими барьерами, пока непонятно: может быть, технологии будут их аккуратно обтекать, а может, и преодолеют.

— Хочу напоследок вернуться к теме образования. Мы видим подъем больших цифровых экосистем, и образование уже потихоньку попадает в их орбиту. Может ли оно переместиться туда полностью?

— Образовательные платформы, количество которых резко выросло во время пандемии, оказались очень серьезными конкурентами университетов. Поэтому умные университеты пытаются входить с такими платформами в симбиозы. Экономическую схему таких симбиозов еще надо искать, но в целом цифровые экосистемы будут расти.

Причина проста: на шеринговых платформах уровень доверия принципиально выше, чем вне их. А значит, там будет больше транзакций, они будут более разнообразными. Платформы будут расширяться, образовывать все новые и новые приложения. Но нужно создавать институты саморегулирования экосистем, как это сейчас пытается сделать «Яндекс». Потому что хочется, чтобы эти экосистемы были не только мощными, но и, я бы сказал, человеколюбивыми.

Виды образования в России. Новый закон «Об образовании в РФ»

Образование в России играет определяющую роль в процессе формирования личности. Главная его цель — воспитание и обучение подрастающего поколения, приобретение ими знаний, умений, компетенций и необходимого опыта. Разнообразные виды образования в России нацелены на профессиональное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие детей, подростков, юношей и девушек. Рассмотрим это более подробно.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Согласно этому документу, образовательный процесс — это непрерывная, последовательно связанная система. Подобное содержание подразумевает наличие определенных уровней. В законе их называют «виды образования в России».

закон об образовании в российской федерации

Каждый уровень имеет конкретные цели и задачи, содержание и методы воздействия.

Виды образования в России

Согласно закону, различают два больших уровня.

Первый — общее образование. Оно включает в себя дошкольный и школьный подуровни. Последний, в свою очередь, делится на начальное, основное и полное (среднее) образование.

Второй уровень — профессиональное образование. Он включает в себя среднее, высшее (бакалавриат, специалитет и магистратура) и подготовку кадров высшей квалификации.

Остановимся на каждом из этих уровней более подробно.

О системе дошкольного образования в России

Этот уровень предназначается для детей до семи лет. Базовая цель — общее развитие, обучение и воспитание дошкольников. Кроме того, подразумевается осуществление контроля и ухода за ними. В России данные функции выполняют специализированные учреждения дошкольного образования.

учреждения дошкольного образования

Это ясли, детские сады, центры раннего развития или дома.

О системе среднего образования в РФ

Как было отмечено выше, она состоит из нескольких подуровней:

  • Начальный длится четыре года. Основная цель — дать ребенку систему необходимых знаний по базовым предметам.
  • Основное образование длится с пятого по девятый классы. Оно предполагает, что развитие ребенка должно осуществляться по основным научным направлениям. В результате средние учебные заведения должны подготовить подростков к ГИА по определенным предметам.

средние учебные заведения

Данные ступени образования в школе обязательны для детей в соответствии с их возрастом. После девятого класса ребенок имеет право уйти из школы и обучаться дальше, выбрав специальные средние учебные заведения. В таком случае именно на опекунов или родителей по закону возлагается вся ответственность за то, чтобы процесс получения знаний был продолжен, а не прерван.

Полное образование подразумевает то, что ученик находится в течение двух лет в десятом-одиннадцатом классах. Основное назначение этого этапа — подготовить выпускников к ЕГЭ и дальнейшему обучению в вузе. Действительность показывает, что в этот период нередко прибегают к услугам репетиторов, поскольку одной школы бывает недостаточно.

Подробнее о среднем профессиональном и высшем образовании в нашей стране

Средние профессиональные учебные заведения подразделяют на колледжи и техникумы (государственные и негосударственные). В них подготавливают студентов по выбранным специальностям в два-три, а иногда — четыре года. В большую часть спузов подросток может поступить после девятого класса. Исключением являются медицинские колледжи. В них принимают при наличии полного общего образования.

Читайте так же:
261 федеральный закон о энергосбережении о установке счетчиков

В любое высшее учебное заведение России поступить можно по программе бакалавриата только после одиннадцатого класса. В дальнейшем при желании студент продолжит свое обучение в магистратуре.

Некоторые вузы предлагают в настоящее время специалитет, а не бакалавриат. Однако, в соответствии с Болонской системой, высшее профессиональное образование по данной системе в скором времени не будет существовать.

высшее профессиональное образование

Дальнейшая ступень — подготовка кадров высшей квалификации. Это аспирантура (или адъюнктура) и ординатура. Помимо этого, специалисты, имеющие высшее профессиональное образование, могут пройти программу ассистентуры-стажировки. Речь идет о подготовке педагогических и творческих деятелей высшей квалификации.

Дистанционное образование

Данная система является новой, специфичной формой обучения, которая отличается от традиционных. Дистанционное образование выделяется иными целями, задачами, содержанием, средствами, методами и формами взаимодействия. Преобладающим становится использование компьютерных технологий, телекоммуникаций, кейс-технологий и проч.

дистанционное образование

В связи с этим наиболее распространённые виды такого обучения следующие:

  • Первый — опирается на интер­активное телевидение. При его реализации возникает непосредственный визуальный контакт с аудиторией, которая находится на расстоянии от преподавателя. В настоящее время этот вид недостаточно разработан и очень дорогостоящ. Однако он является необходимым, когда демонстрируются уникальные методики, лабораторные опыты и новые знания в той или иной области.
  • Второй вид дистанционного обучения опирается на компьютерные телекоммуникационные сети (региональные, глобальные), имеющие раз­личные дидактические возможности (текстовые файлы, мультимедийные технологии, видеоконференции, электронная почта и прочее). Это распространенный и недорогой вид дистанционного обучения.
  • Третий сочета­ет в себе компакт-диск (базовый электронный учебник) и глобальную сеть. Благодаря большим дидактическим возможностям этот вид является оптимальным как для вузовского и школьного обучения, так и при повышении квалификации. Компакт-диск имеет массу преимуществ: мультимедийность, интерактивность, наличие большого объема информации при минимальных финансовых потерях.

Инклюзивное образование

Закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных задач выделяет создание благоприятных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями. Причем это отражается не только в форме, но и в содержании.

виды образования в россии

В законе данная система получила наименование «инклюзивное образование». Его реализация подразумевает отсутствие любой дискриминации детей с особенными потребностями, наличие равного отношения к каждому и доступность обучения.

Инклюзивное образование реализуется во всех учебных заведениях России. Основная цель — создать безбарьерную среду в процессе обучения и обеспечить профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями. Для ее реализации необходимо выполнить определенные задачи:

  • технически оснастить образовательные учреждения;
  • разработать специальные учебные курсы для педагогов;
  • создать методические разработки для других обучающихся, нацеленные на процесс развития взаимоотношений с инвалидами;
  • разработать программы, которые направлены на то, чтобы облегчить адаптацию лиц с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях.

Данная работа только получила свое развитие. В течение нескольких ближайших лет поставленная цель и выделенные задачи должны быть полностью реализованы.

Заключение

В настоящий момент четко выделены виды образования в России, раскрыты функции и содержание каждого уровня. Однако, несмотря на это, продолжается реконструирование и реформирование всей системы образования.

Как научится ориентироваться в законах об образовании

Российское законодательство об образовании исключительно динамично дополняется и изменяется, и это следует считать первоочередной проблемой как для законодателя, так и для субъектов образовательных правоотношений, в том числе для надзорных органов в сфере образования. Тот факт, что предпосылки для упорядочения образовательного законодательства уже назрели в обществе, не вызывает сомнений; актуальность систематизации законодательства об образовании отмечается в научной литературе многими авторами [1], [2].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года представляет собой комплексный нормативно-правовой акт, поскольку устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования и т.д. [6].

По структуре, объему, полноте регулируемой области отношений этот акт приближается к кодифицированному нормативно-правовому акту. Однако по состоянию на 1 сентября было принято несколько десятков подзаконных актов, развивающих положения рассматриваемого закона, и уже в сентябре подготовлено еще более ста проектов. Такое количество нормативных правовых актов, детализирующих положения одного закона, как правило, приводит к избыточности правового регулирования, а также к коллизиям. Некоторые же правовые акты, придерживаясь ориентировки законодателя на увеличение степени свободы обучающихся, оставляют многое на усмотрение вузов. Например, Положение о порядке предоставления академического отпуска устанавливает, что таковой предоставляется обучающемуся в связи с невозможностью освоения образовательной программы по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам [7]. Для сравнения, в действующем ранее Положении было определено, что решение о предоставлении академического отпуска студентам принимает руководитель образовательного учреждения. Основанием для издания приказа является: по медицинским показаниям — личное заявление студента и заключение клинико-экспертной комиссии учреждения здравоохранения; в других исключительных случаях — личное заявление студента и соответствующий документ, подтверждающий основания для получения академического отпуска с указанием причины. Очевидно, что утратившее силу Положение четко определяло основания академического отпуска (хотя бы в части требования предоставить документы) и, соответственно, не допускало произвольного, безосновательного перерыва процесса обучения; в настоящее время обучающийся не обязан обосновывать заявление о предоставлении академического отпуска (т.е. прилагать какие-либо подтверждающие уважительность документы), а в случае отказа вправе обратиться в суд.

Разумеется, это не единственная проблема, возникающая на практике; можно указать и иные. Так, учеными-правоведами отмечается, что высшее образование включено в структуру профессионального, в образовательных стандартах, помимо общекультурных, установлены профессиональные компетенции, на которые и следует ориентироваться при подготовке основной образовательной программы по специальности (направлению подготовки). Тем не менее к уровням образования в статье 10 Закона об образовании отнесены среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. Так каким должно быть высшее образование — профессиональным или все-таки фундаментальным, нацеленным на реализацию принципа «гуманистического характера образования» (пп. 3 п. 1 ст. 3 Закона об образовании), подразумевающего воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, способности работать «в команде», сохраняя при этом свою способность отстаивать собственную позицию и т.д.

Не представляется возможным полностью реализовать на практике требование информационной открытости (ст. 29 Закона об образовании), согласно которому образовательная организация обязана разместить в интернете определенную информацию, в том числе сведения о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года, о педагогических работниках и др. Кроме того, требует осмысления вопрос о возможном нарушении режима персональных данных физического лица — педагогического работника, и, как следствие, привлечения к административной ответственности образовательной организации [3]. Не вполне ясен механизм сбора информации о трудоустройстве выпускников, поскольку, согласно Федеральному закону «О персональных данных», в состав таковых входят и сведения о месте работы. Следовательно, выпускающая кафедра обязана получить от выпускников согласие на обработку персональных данных, а от сотрудников кафедры — подписку о неразглашении данного вида конфиденциальной информации. За какой период времени следует хранить информацию? Следует ли собирать сведения о трудоустройстве с лиц, окончивших учебное заведение два, три года назад, или контролирующие органы интересует информация о месте работы только окончивших обучение? Во всяком случае, очевидно, что такую информацию достаточно проблематично проверить. Кроме того, законодатель не учитывает, что часть студентов отправляются служить по призыву, некоторые уезжают за границу, становятся домохозяйками и т.п. Таковые обстоятельства не должны снижать рейтинг вуза, однако, к какой категории отнести таких «нетрудоустроенных» выпускников? Можно отметить, что наличие такого показателя в рейтинге вуза можно осмыслить с точки зрения соответствия статье 37 Конституции, провозглашающей свободу труда.

Читайте так же:
Новые законы МВД 2022

Исключительно важной проблемой является заложенная в закон идея конфликта интересов педагогического работника. Это ситуация, когда у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Идея, заложенная в законопроект, достаточно полезна, и, по словам Дмитрия Ливанова, в будущем в каждой образовательной организации будет принят Кодекс профессиональной этики, профессиональное сообщество само должно выработать правила честного поведения по отношению к учащимся. По словам министра, преподаватели будут сами решать, насколько этично заниматься репетиторством.

Следует отметить, что в законодательстве ранее уже аналогичный термин использовался — в Федеральных законах «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4], «О противодействии коррупции» [5]. Под сформулированные в названных законах определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций достаточно сложно. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, перечисляющий ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным. Анализ предложенных ситуаций приводит к выводу о том, что некоторые из них могут быть адаптированы к педагогической работе. И в результате, помимо репетиторства, к конфликту интересов могут привести выполнение иной оплачиваемой работы; получение подарков и услуг. Под иной оплачиваемой работой можно понимать оказываемые платные услуги — консультации по юридическим, управленческим, экономическим вопросам, в том числе подготовка документов (исковых заявлений, документов на регистрацию юридического лица, проектной документации, сетевое планирование).

Для урегулирования возможного конфликта интересов (и не только) законодатель предлагает создать комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. В Законе устанавливается, что комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Что касается порядка создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров и их исполнения, то такие вопросы должны быть регламентированы локальным нормативным актом.

Закономерно возникает вопрос о статусе и составе такой комиссии. Интересно, что решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений. Обжаловать такое решение можно, но лишь в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Нерешенными остаются многие вопросы. Например, должна ли комиссия подчиняться какому-либо органу управления образовательной организации? Какие формы взаимодействия комиссии с профсоюзными организациями являются допустимыми?

Исключительно важным и пока не решенным является вопрос о соотношении с трудовым законодательством — наложение дисциплинарных взысканий (это возможно только при нарушении трудовых обязанностей, а конфликт интересов может возникнуть и при безукоризненном их выполнении). Не менее интересен и тот факт, что статья 48 Закона «Об образовании» устанавливает, что неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации, а к числу обязанностей отнесено и соблюдение нравственных и этических норм, следование требованиям профессиональной этики (видимо, речь идет о кодексе профессиональной этики).

В завершение рассуждений отметим еще одну проблему. До 1 сентября 2013 года законодатель не регулировал отношения, связанные с прекращением образовательных правоотношений. В новом законе об образовании статья 61 устанавливает две категории оснований прекращения образовательных отношений — в связи с завершением обучения и досрочно. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно, во-первых, по инициативе обучающегося, во-вторых, по инициативе образовательной организации, в-третьих, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (можно провести аналогию с порядком прекращения трудовых отношений). Из текста самого закона для лица, не имеющего юридического образования, не становится очевидным, что случаи, включенные в подпункт «инициатива образовательной организации», являются самостоятельными основаниями прекращения образовательных отношений. Речь идет, во-первых, о применении отчисления как меры дисциплинарного воздействия и, во-вторых, о применении отчисления в случае невыполнения обучающимся обязанностей по освоению образовательной программы. В первом случае, по аналогии с трудовым законодательством, необходимо затребовать объяснительную в порядке, установленном локальными нормативными актами (правилами внутреннего распорядка) и т.д. Во втором случае объяснительная не нужна.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что множество подзаконных актов, развивающих положения закона, дополненных локальным нормотворчеством, на сегодняшний день оставляют многие проблемы нерешенными, доказательством тому является огромное количество вопросов, возникающих в любом образовательном учреждении.

Рецензенты:

Казанник А.И., д.ю.н., профессор кафедры государственного и муниципального права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск.

Рыбаков В.А., д.ю.н., профессор кафедры теории и истории государства и права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск.

Несовершеннолетние. Образование. — Прокуратура Калининградской области

Статьи 28 — 29 Конвенции о правах ребенка определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. Конституция РФ в ч. 4 ст. 43 закрепляет положение об обязательном для каждого гражданина получении основного общего образования. Конституционным является также положение о том, что родители или заменяющие их лица обеспечивают получение детьми основного общего образования, общедоступность и бесплатность которого гарантируется согласно ч. 2 ст. 43 Конституции.

Положения Конституции РФ конкретизированы семейно-правовыми нормами, которые являются инструментом помощи детям, предоставляя выбор средств и способов защиты их прав. Согласно п. 2 ст. 63 СК РФ родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

Читайте так же:
Перепланировка квартиры как узаконить 2022 Подмосковье

В случае если ребенок утратил родительское попечение, государство обязано заменить родителей ребенка лицом, ответственным за его обучение, — эта норма также является прямым отражением положений Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 20): ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Следовательно, дети-сироты и дети, утратившие родительское попечение, с одной стороны, имеют те же права, которыми семейное законодательство наделяет всех несовершеннолетних, с другой — действующее законодательство особо выделяет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающихся в дополнительной защите. Эти дети являются особыми субъектами защиты, и специальное выделение их прав в законодательстве должно служить дополнительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов.

Во исполнение положений СК РФ, закрепляющего права и интересы детей, в том числе детей-сирот и детей, утративших родительское попечение (ст. ст. 148, 149 СК РФ), были приняты федеральные законы, в числе которых ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и комментируемый Закон.

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» специально выделяет категорию детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государства, — детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся и дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей. Комментируемый Закон содержит дополнительные гарантии социальных прав указанной категории детей, в том числе права на образование, закрепляя его в отдельной статье.

Данное право гарантировано не только Конституцией РФ, СК РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и комментируемой статьей, но и ФЗ «Об образовании в РФ», который закрепляет право ребенка на образование и государственные гарантии его реализации в ст. 5.

Право ребенка на образование выражается в свободном доступе к образовательным и воспитательным учреждениям. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также бесплатность на конкурсной основе высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Реализация права ребенка на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения. С этой целью федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством РФ, в период получения ими образования.

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Калининградской области

Прокуратура Калининградской области

7 июня 2019, 10:09

Реализация права ребенка на образование

Статьи 28 — 29 Конвенции о правах ребенка определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. Конституция РФ в ч. 4 ст. 43 закрепляет положение об обязательном для каждого гражданина получении основного общего образования. Конституционным является также положение о том, что родители или заменяющие их лица обеспечивают получение детьми основного общего образования, общедоступность и бесплатность которого гарантируется согласно ч. 2 ст. 43 Конституции.

Положения Конституции РФ конкретизированы семейно-правовыми нормами, которые являются инструментом помощи детям, предоставляя выбор средств и способов защиты их прав. Согласно п. 2 ст. 63 СК РФ родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

В случае если ребенок утратил родительское попечение, государство обязано заменить родителей ребенка лицом, ответственным за его обучение, — эта норма также является прямым отражением положений Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 20): ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Следовательно, дети-сироты и дети, утратившие родительское попечение, с одной стороны, имеют те же права, которыми семейное законодательство наделяет всех несовершеннолетних, с другой — действующее законодательство особо выделяет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающихся в дополнительной защите. Эти дети являются особыми субъектами защиты, и специальное выделение их прав в законодательстве должно служить дополнительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов.

Во исполнение положений СК РФ, закрепляющего права и интересы детей, в том числе детей-сирот и детей, утративших родительское попечение (ст. ст. 148, 149 СК РФ), были приняты федеральные законы, в числе которых ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и комментируемый Закон.

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» специально выделяет категорию детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государства, — детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся и дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей. Комментируемый Закон содержит дополнительные гарантии социальных прав указанной категории детей, в том числе права на образование, закрепляя его в отдельной статье.

Данное право гарантировано не только Конституцией РФ, СК РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и комментируемой статьей, но и ФЗ «Об образовании в РФ», который закрепляет право ребенка на образование и государственные гарантии его реализации в ст. 5.

Право ребенка на образование выражается в свободном доступе к образовательным и воспитательным учреждениям. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также бесплатность на конкурсной основе высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Реализация права ребенка на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения. С этой целью федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством РФ, в период получения ими образования.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector