Bancrotstvo.ru

Бизнес Журнал "Банкротство"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что устанавливает Федеральный закон N 5-ФЗ «О ветеранах»

Что устанавливает Федеральный закон N 5-ФЗ «О ветеранах»?

Закон о ветеранах был принят 12.01.1995. Он устанавливает основные категории ветеранов в РФ и меры социальной поддержки для них. Система социальной поддержки ветеранов в РФ находится в постоянном развитии. В вышеуказанный закон не раз вносились изменения, которые тем или иным образом расширяли категории получателей социальных гарантий. О том, какие категории ветеранов существуют в РФ и что им гарантирует федеральное законодательство, мы расскажем в данной статье.

Федеральный закон «О ветеранах»: основные положения

Одним из наиболее значимых на сегодняшний день является вопрос социальной поддержки ветеранов — причем не только тех, кто участвовал в боевых действиях, но и всех остальных.

До принятия 5 ФЗ «О ветеранах» нормативно-правовая база данного вопроса состояла почти из 200 подзаконных актов, действующих еще со времен советской власти.

В законе о ветеранах четко перечислены категории ветеранов, на которых распространяется его действие:

  1. Ветераны труда.
  2. Ветераны Великой Отечественной войны.
  3. Ветераны государственной службы.
  4. Ветераны военной службы.
  5. Ветераны боевых действий на территории СССР, РФ и других государств.

Данный перечень является закрытым. В статьях 20-21 дается расшифровка каждой категории ветеранов и уточняется, кто именно к ней может относиться.

Сам закон состоит из 28 статей и 1 приложения, где перечисляются города и периоды военных действий, в которых могли принимать участие граждане РФ.

Глава 1 ФЗ «О ветеранах» описывает общие положения: категории ветеранов, сфера применения закона, расходные обязательства и т. д.

Глава 2 посвящена мерам социальной поддержки ветеранов.

Глава 3 так и называется — «Заключительные положения».

Ст. 20 ФЗ «О ветеранах»

Статья 20 закона о ветеранах устанавливает, что лица, которые работали в тылу в период с 22.06.1941 до 09.05.1945 (не менее 6 месяцев), за исключением времени работы на оккупированных территориях СССР, а также те, кто награжден медалями или орденами за самоотверженный труд в период ВОВ, могут претендовать на меры социальной поддержки, которые устанавливаются субъектами РФ.

Что устанавливает Федеральный закон N 5-ФЗ «О ветеранах»?

Для того чтобы узнать, какие именно льготы положены данным категориям граждан, им необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства.

Ст. 21 ФЗ «О ветеранах»

Статья 21 ФЗ «О ветеранах» устанавливает меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) ветеранов ВОВ и ветеранов боевых действий:

  • Льготы, связанные с пенсионным обеспечением.
  • Преимущество при вступлении в различные кооперативы и объединения граждан.
  • Обеспечение жильем вышеуказанных категорий граждан, если они встали на учет до 01.01.2005.
  • Сохранение права на медицинское обеспечение в государственных учреждениях здравоохранения, к которым они были прикреплены при жизни погибших (умерших) родственников.
  • Оплата 50% коммунальных услуг и плата за жилое помещение.
  • Выдача путевок на санаторно-курортное лечение по последнему месту работы (при наличии медицинских показаний).
  • Первоочередной прием в дома престарелых, различные интернаты для инвалидов.

В данной статье также перечисляются категории членов семьи погибших (умерших) ветеранов, которые могут получить вышеуказанные социальные гарантии.

Ст. 22 ФЗ «О ветеранах»

Статья 22 ФЗ «О ветеранах» посвящена мерам поддержки со стороны государства ветеранов труда. В этой статье всего 2 строчки, которые оповещают нас о том, что данные меры должны устанавливаться субъектами РФ самостоятельно.

Согласно статье 7 этого же закона, к ветеранам труда относятся следующие категории граждан:

  • получившие звание «Ветеран труда»;
  • награжденные орденом или медалью либо же удостоенные почетных званий СССР/РФ и имеющие рабочий стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
  • те, чья трудовая деятельность началась в несовершеннолетнем возрасте в годы ВОВ и чей трудовой стаж составляет 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Исходя из вышеизложенного, можно четко определить, что ветераны труда могут претендовать на 2 вида льгот: федеральные и региональные. Последняя группа устанавливается в каждом субъекте индивидуально законом или иным нормативным правовым актом. А вот часть федеральных льгот мы обозначим:

  • Бесплатный проезд на всех видах городского транспорта.
  • Оплата 50% коммунальных услуг.
  • Предоставление отпуска в удобное для ветерана время.
  • Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в государственных учреждениях здравоохранения (имеется в виду только услуга).
  • Бесплатное обслуживание в системе здравоохранения и т. д.

Перспективы развития закона о ветеранах

Несмотря на то, что ФЗ «О ветеранах» был принят в 1995 году, за почти 10-летний период существования он постоянно совершенствовался и приводился в соответствие с существующей социально-экономической и политической ситуацией.

Например, в 2002 году в него были внесены изменения по включению новой категории ветеранов, подпадающих под его действие, — граждан РФ, которые являлись участниками боевых действий в Чеченской республике.

Чуть позже, в связи с принятием закона № 122-ФЗ, который касался монетизации льгот, в ФЗ «О ветеранах» также были внесены соответствующие изменения.

На сегодняшний день подготовлены новые изменения в этот закон, а именно в статью 4. В действующей редакции закона к инвалидам войны относят категорию граждан, которые собирали боеприпасы и военную технику и разминировали территории в годы ВОВ, а также ставших инвалидами после ранения, полученного не ранее февраля 1944 года. Соответственно те, кто получил ранения раньше февраля 1944 года, не подпадают под эту категорию. Инициаторы законопроекта хотят восстановить эту историческую несправедливость.

Единовременные и ежемесячные денежные выплаты ВБД в 2022 году

Федеральный закон №5 от 21.01.1995 четко регламентирует понятие “ветеран боевых действий”.

Так, к этой категории относятся военнослужащие:

  • направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ;
  • работающие на территории Афганистана в тот период, когда там велись боевые действия;
  • работающие в Сирийской Арабской Республике с 30 сентября 2015 года;
  • занимавшиеся разминированием территории СССР и смежных государств в период с 1945 по 1951 год;
  • занимавшиеся операциями по боевому тралению в период с 1945 по 1957 год;
  • занимавшиеся выполнением боевых задач на территории РФ, СССР и ряда других стран.

Именно эти граждане имеют право на получение ежемесячных денежных довольствий, размер которых строго регламентируется законодательством РФ.

Ветеранами боевых действий могут считаться не только военнослужащие полностью отслужившие контрактный договор, но и те, которые были уволены в запас.

Статья 3, п.1, пп.1, Федеральный закон “О ветеранах”:

Читайте так же:
Льготы при оплате госпошлины на наследство

К ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Индексация ЕДВ ветеранам боевых действий в 2022 году

Выплаты для определенных категорий граждан обычно индексируются один раз в год. До 2016 года индексацию пособия для ветеранов боевых действий подлежали индексации дважды в год.

С февраля 2016 года были внесены поправки в законодательные акты, которые сократили периоды индексации до одного раза в год.

По предварительным расчетам Росстата инфляция за 2021 год составит 5,8%, поэтому с 1 февраля 2022 года ЕДВ ветеранам боевых действий повысят тоже на 5,8%.

Размер ежемесячной денежной выплаты в 2022 году

После индексации на 5,8% сумма ежемесячной выплаты ветеранам боевых действий в 2022 году с 1 февраля составит 3398,34 руб.

Выплатой средств занимается Пенсионный Фонд РФ и его территориальные отделы.

Набор социальных услуг (НСУ)

Сумма, которая удерживается Пенсионным Фондом на социальные услуги, может быть получена гражданином в денежном эквиваленте. Для этого ему необходимо обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда с пакетом документов для составления соответствующего заявления.

После отказа от получения набора социальных услуг в натуральном виде, к сумме ЕДВ прибавляется сумма, которая удерживалась для НСУ.

Таким образом, с 01.02.2022 г.:

  • Максимальный размер ЕДВ ветеранам боевых действий составляет 3398,34 руб. — такая сумма выплачивается, если НСУ заменяется денежной компенсацией.
  • Минимальный размер ЕДВ для ВБД с 1 февраля 2022 года — 2116,41 руб. (если все соц. услуги предоставляются в натуральной форме).
  • Полная стоимость НСУ ветеранам боевых действий в 2022 году — 1281,93 руб.

Что выгоднее НСУ в рублях или услугах

Многие граждане подходящей категории сталкиваются с проблемой определения, что для них выгоднее – получать набор социальных услуг в денежном эквиваленте или же в натуральной форме.

Как показывает практика многих отделений Пенсионного Фонда РФ, большая часть «льготников» предпочитает получать положенные льготы в рублях.

Так, если затраты на медикаменты не превышают 700 рублей в месяц, то ветераны предпочитают получать средства в денежной форме.

Согласно последним изменениям набор социальных услуг в 2022 году включает в себя:

  • обеспечение лекарствами (987,38 руб.);
  • путевки в санатории (152,75 руб.);
  • бесплатный проезд в транспорте (141,81 руб.).

Граждане имеют право получить НСУ в рублях полностью или частично, выбирая для себя только те статьи расходов, в которых действительно нуждаются.

Документы

При обращении в Пенсионный Фонд для составления заявления о переводе натуральной формы набора социальных услуг в материальную, гражданину при себе необходимо иметь паспорт.

Иных документов законодательством не предусматривается, поэтому требовать их при обращении не имеют права.

Налогообложение

Поскольку выплаты ветеранам боевых действий налоговыми органами считаются доходом физического лица, с них удерживался подоходный налог.

Однако Конституционный суд РФ 13 апреля 2016 года составил постановление, согласно которому полученные ветеранами выплаты не подлежат налогообложению до тех пор, пока в Налоговый Кодекс не будут внесены соответствующие изменения.

Пенсионный Фонд не вправе удерживать проценты с ЕДВ, выплачивая сумму в полном объеме.

Статья 217, Налоговый Кодекс РФ:

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ, выплаты, которые получают ветераны боевых действий, относятся к государственным пособиям. И облагаться налогами они не могут.

Как оформить ежемесячное пособие

Для того чтобы оформить пособие, ветерану необходимо обратиться в территориальный отдел Пенсионного Фонда РФ по месту жительства со следующими документами:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • удостоверение ветерана боевых действий.

Заявление подается сотрудникам Пенсионного фонда в письменном виде лично или через электронный кабинет на официальном сайте Пенсионного Фонда РФ.

В течение 10 календарных дней заявителю должен прийти ответ на заявление с подтверждением права на получение выплат или мотивированным отказом.

При этом гражданин, не согласный с решение Пенсионного Фонда, вправе обратиться с претензией в вышестоящий пенсионный орган для рассмотрения правомерности отказа.

Могут ли родственники получить ЕДВ

Если ветеран боевых действий считается умершим или погибшим, то члены его семьи имеют право на получение ежемесячной выплаты вместо него.

При обращении в Пенсионный Фонд родственникам необходимо иметь при себе документы, подтверждающие близкое родство с погибшим, удостоверение ветерана боевых действий и документ, удостоверяющий личность заявителя.

Порядок получения

Если ветеран боевых действий является пенсионером, то ежемесячная денежная выплата перечисляется ему одновременно с пенсионными выплатами. При этом гражданин имеет право выбрать, как именно получать накопления:

  • через отделение почтовой связи;
  • через кредитную организацию (банки);
  • посредством курьерской организации.
Читайте так же:
Где оформить льготу инвалиду на проезд

В случае если требуется изменение способа получения, то человеку необходимо направить соответствующее заявление в Пенсионный Фонд в письменном виде лично или через представителя, или в электронном виде на официальном портале Пенсионного Фонда.

Если получатель выплат не является пенсионером, то он может получать средства единожды в месяц в ту дату, которую назначает Пенсионный Фонд. Способ получения человек может выбрать самостоятельно, составив соответствующее заявление.

Статья 23.2 5-ФЗ — Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем

1. Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 — 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 — 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

2. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

3. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:

1) по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, о стоимости жилищно-коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

3) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

ветеранов боевых действий;

членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.

3.1. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

3.2. По письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:
Льготы неработающим пенсионерам в ленинградской области 2022 году

5. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют:

в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, отчетность об осуществлении переданных им Российской Федерацией полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, включающую объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, численность лиц, которым предоставлены указанные меры социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки, основания получения мер социальной поддержки и стоимость предоставляемого или приобретаемого жилья;

в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, отчетность об осуществлении переданных им Российской Федерацией полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, включающую объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, численность лиц, которым предоставлены указанные меры социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки, основания получения мер социальной поддержки и размер занимаемой площади жилого помещения.

Дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

8. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

9. В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения (в части переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 — 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства (в части переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочий по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 — 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий), Счетной палатой Российской Федерации.

10.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания по осуществлению переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 — 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона.

10.2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания по осуществлению переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочий по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 — 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

11. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

11.1. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

12. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Федеральный закон о ветеранах труда статья 23 2 льготы в 2022 году

Действующее в настоящее время в РФ законодательство не разделяет участников боевых действий и ветеранов боевых действий с точки зрения предоставления им выплат и льготы.

И участникам боевых действий, и ветеранам боевых действий на основании Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах» присваивается звание ветерана боевых действий и выдается удостоверение ветерана боевых действий.

В статье 3 «Ветераны боевых действий» Федерального Закона № 5-ФЗ «О ветеранах» приводится список лиц, входящих в категорию ветеранов боевых действий. При этом действующее законодательство к ветеранам боевых действий относит всех участников боевых действий, то есть всех тех, кто хотя бы один день провел в стране или регионе, где велись (ведутся) боевые действия.

Очевидно, при рассмотрении вопроса отнесения участников боевых действий к числу ветеранов боевых действий должны учитываться продолжительность его участия в боевых действиях (нахождения в зоне вооруженного конфликта), степень и форма участия, а также личные заслуги военнослужащего (служащего).

Читайте так же:
Какими льготами пользуются учителя пенсионеры в сельской местности

К примеру, в США право на социальные льготы предоставляется тем участникам боевых действий, кто, находился в зоне применения оружия не менее 6 дней в течение календарного месяца или 6 дней подряд в течение двух месяцев

Статус «участник боевых действий» встречается во многих нормативных актах, но нигде нет для него однозначного определения. Судебная практика уравнивает участников боевых действий с ветеранами боевых действий, по этой причине на участников боевых действий также распространяются положения Федерального Закона № 5-ФЗ «О ветеранах».

Законопроект «О статусе участников боевых действий»

В начале 2000-х годов рабочей группой под руководством депутата А.Г. Арбатова (Н.М.Безбородов, В.Н.Волков, Э.А.Воробьев, Е.А.Зеленов, С.В.Иваненко, В.П.Лушин, А.И.Николаев, Д.Ф.Солдаткин, В.В.Чайка, П.Т.Бурдуков, М.И.Гришанков, В.А.Лекарева, В.И.Орлов) был разработан законопроект «О статусе участников боевых действий».

Разработка данного законопроекта была обусловлена тем, что статус участников и ветеранов ВОВ, других войн и боевых действий, которые проводились Советским Союзом и РФ, определяется целым рядом федеральных законов, таких как:

Федеральный Закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах»;

Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О статусе военнослужащих»;

Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об обороне»;

Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении»;

Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.09.2021) «О воинской обязанности и военной службе»;

Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…»;

Закон РФ от 21 января 1993 г. № 4328-1 (ред. от 01.09.2013) «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» и другие.

Положения всех этих законов зачастую не стыкуются между собой и, кроме того:

многие участники реальных боевых действий, например, участники контртеррористической операции в Чеченской Республике, получают дополнительные льготы и выплаты в соответствии с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ,

которые не имеет достаточного юридического оформления, что в дальнейшем может привести к произволу в отношении участников этих боевых действий.

Поэтому авторам законопроекта представлялось целесообразным, чтобы:

статус участников боевых действий, в том числе и таких операций, которые проводились в Чеченской Республике, регулировался одним общим федеральным законом,

в соответствии с которым государство взяло бы на себя определенные материальные и моральные обязательства перед участниками боевых действий.

Принятие такого закона, гарантирует, что исполнительная власть, начиная любые боевые действия, обеспечит их участников и членов их семей соответствующими материальными благами за риск и потерю здоровья.

Однако Правительство РФ представило отрицательный отзыв на законопроект и проправительственное большинство депутатов (депутаты от Единой России), не допустило его рассмотрения.

Новый закон о ветеранах боевых действий: Предложения по льготам и выплатам для ветеранов боевых действий

Список федеральных мер социальной поддержки ветеранов боевых действий (льготы, выплаты и компенсации) закреплен в статье 16 «Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий» Федерального Закона № 5-ФЗ «О ветеранах». Однако за последние годы Закон о ветеранах претерпел довольно много изменений, в результате которых право на некоторые выплаты и льготы ветеранами боевых действий было утрачено. Но и те меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, которые остались на федеральном уровне, не соответствуют современным условиям жизни в стране и не могут существенно помочь ветеранам боевых действий.

Более того, нищенское ЕДВ вызывает у ветеранов боевых действий возмущение и недовольство существующей властью, а учитывая, что количество ветеранов боевых действий с каждым годом растет (так с 2005 по 2021 год их число выросло более чем в 1,5 раза и достигло по данным Росстата почти 1,5 миллиона человек) с этим опасно не считаться.

На портале «Российская общественная инициатива» (roi.ru) опубликована инициатива № 77Ф72559 (roi.ru/72559) о внесении дополнения в Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах», текст которой предусматривает внесение изменений в закон и дополнение перечня льгот и выплат, предусмотренных для ветеранов боевых действий.

Законопроектом предусмотрено внесение в статью 16 «Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий» Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» изменений в части перечня льгот и выплат для ветеранов боевых действий:

ФЗ «О ветеранах труда» про льготы: перечень, порядок получения

Ст. 22 ФЗ «О ветеранах труда» регламентирует льготы, которые может получить гражданин после выхода на пенсию. Регулируют данный вопрос и другие федеральные законы, устанавливающие размер и порядок выплат. Некоторые преференции предоставляются только на региональном уровне и устанавливаются индивидуально для каждого субъекта.

Нормативно-правовое регулирование

Законодательство Российской Федерации имеет перечень статей, регламентирующих назначение и выдачу преференций гражданам, имеющим особые трудовые заслуги. В частности этот вопрос регулирует Федеральный закон №5 «О ветеранах», в который последние изменения были внесены относительно недавно.

Статьи, содержащие информацию о льготах: ст. 7 «Присвоение звания ветерана труда»; ст. 13 «Социальная поддержка ветеранов»; ст. 22 «Меры социальной поддержки».

Помимо закона о ветеранах льготы трудящимся лицам преференции предоставляются по следующим нормативно-правовым актам:

  • Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». В народе данный норматив называется ФЗ «о монетизации льгот», в том числе и ветеранам труда;
  • Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178;
  • Постановление Правительства Москвы от 17 декабря 2019 г. № 1753-пп «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2020 год и о внесении изменений в постановление правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-пп».
Читайте так же:
Льготы кому 80 лет

Законы про льготы ветеранам труда

С изменениями и поправками утратила свою силу ст. 23 ФЗ №5, которая также регламентировала перечень льгот для различных категорий ветеранов. Все эти статьи Федерального закона №5 позволяют определить размер и возможность получения той или иной преференции лицами, обладающими большим стажем работы.

Содержание статьи 22 ФЗ №5 «О ветеранах»

Данная статья является частью ФЗ о льготах ветеранам труда. В этом пункте указан подробный перечень всех преференций, которые вправе получить гражданин, относящийся к этой категории. Они делятся на федеральные и региональные послабления.

В статье указаны следующие субсидии:

    ;
  1. обеспечение пособиями на разных уровнях; (трамвай, троллейбус, автобус, метро);
  2. предоставление жилых помещений при малой обеспеченности или проживании в ветхом здании;
  3. обслуживание и лечение в медицинских учреждениях на бесплатной основе;
  4. скидка на железнодорожные и авиабилеты в половину стоимости;
  5. бесплатное лечение зубов.

Также в ст. 22 закреплено положение о нестабильности размера и перечня льгот. Они зависят от решений того субъекта, в котором проживает пенсионер.

Содержание статьи 13 ФЗ №5

В этом пункте раскрываются особенности о формах и видах социальной поддержки для ветеранов труда. Положения, закрепленные в статье, регламентируют порядок не только льготных выплат, но и начисление пенсий для данной категории граждан.

Социальная поддержка трудовых ветеранов по ФЗ №5:

    ;
  • пенсии и пособия;
  • оказание бесплатной медицинской помощи;
  • предоставление жилых помещений.

Важно! В законе сказано о том, что если гражданин, имеющий особые трудовые заслуги, по закону может получить 2 и более преференций, то выбрать он может только одну. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 13.

Постановление Правительства РФ №423

Постановление Правительства РФ о льготах ветеранам труда «Об удостоверениях, на основании которых реализуются меры социальной поддержки ветеранов военной службы и ветеранов труда» было принято в 1995 году и в течение всех этих лет претерпевало изменения.

Данное постановление включает следующие положения:

  1. утверждает образец бланка на присвоение звания ветерана труда;
  2. обязывает все субъекты Российской Федерации установить меры социальной поддержки, закрепленные Федеральным законом №5.

закон про льготы трудящимся ветеранам

Также документ содержит единый образец бланка удостоверения.

Изменения в Федеральном законе №5 на 2020 год

В феврале внесли несколько значительных поправок в закон. Например, утратила силу статья 23, которая подробно расписывала льготы для каждой категории ветеранов. Кроме того, были внесены коррективы в пункт о ветеранах боевых действий.

В редакции от 24 апреля 2020 года были внесены изменения в статью 7, а именно в пункт 3. Были приняты 11, 12 и 13 подпункты, которые уточнили присвоение почетного звания. В целом, закон не претерпел сильных изменений в нормативно-правовой структуре.

Как оформить льготы гражданину с большим трудовым стажем

Чтобы получить положенные преференции необходимо посетить Пенсионный фонд России по месту жительства или многофункциональный центр.

Следует предоставить документы:

  • удостоверение ветерана труда;
  • документ, подтверждающий личность;
  • пенсионное удостоверение;
  • справки о наградах, медалях, почетных званиях или иные подтверждения их существования;
  • заявление;
  • СНИЛС;
  • номер ИНН.

Заявление можно заполнить по образцу дома или же составить в отделении. В нем необходимо указать наименование той привилегии, на которую претендует гражданин. По истечении 7 календарных дней приходит уведомление о принятом решении, и ветеран становится обладателем льготы.

ФЗ "О ветеранах труда" про льготы: перечень, порядок получения

При рассмотрении заявки могут отказать в положительном решении. Причиной этого могут стать испорченные или недействительные документы, отсутствие необходимых бумаг или удостоверяющих справок. В этом случае необходимо еще раз подготовить пакет документов и обратиться в отделение повторно.

Перечень положенных льгот и преференций

На федеральном уровне ветеранам труда предоставляются гарантированные преференции в некоторых сферах жизнедеятельности.

Каждый гражданин, вышедший на заслуженный отдых, может рассчитывать на социальную поддержку в следующих категориях:

    ;
  1. коммунальные платежи;
  2. льготы на жилье;
  3. медицинское обслуживание;
  4. набавки к пенсионным выплатам;
  5. сотовая связь и телефония;
  6. транспортные преференции.

фз про льготы ветеранам труда

За любой из этих льгот лицо вправе обратиться в Пенсионный фонд России, предоставив ряд документов и написав заявление. Главное – подтвердить свой трудовой стаж и полученные награды.

Монетизация льгот

ФЗ о монетизации льгот ветеранам труда №122 действует с 2004 года и носит название «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов».

Данный закон предполагает возможность гражданина, вышедшего на пенсию, монетизировать любую желаемую льготу. Бывают ситуации, когда лицо, обладающее большим стажем работы, в силу каких-то обстоятельств не может воспользоваться предоставленной преференцией. Для таких лиц разработали данный закон.

В Москве за отказ от бесплатного проезда в общественном транспорте пенсионер может получить 400 рублей ежемесячно к своей пенсии. Если нет необходимости и в передвижении по железнодорожным направлениям дальнего следования, то претендовать можно еще на 199 рублей. Некоторые регионы страны отказывают ветеранам труда в замене льгот на денежные выплаты.

Чтобы монетизировать льготу, необходимо подать в Пенсионный фонд России следующие документы:

  • удостоверение ветерана труда;
  • справки о полученных наградах и знаках отличия, если они есть;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление с указанием желаемой монетизированной преференции.

Заявление можно заполнить дома и предоставить уже на месте. Обращаться можно и в многофункциональные центры, но так процедура, скорее всего немного затянется.

В среднем по истечении 10 календарных дней при наличии всех документов льгота будет монетезирована.

Таким образом, статьи 22 и 23 Федерального закона №5 «О ветеранах» подробно перечисляют те льготы, которые может получить гражданин, вышедший на заслуженный отдых. Все преференции можно оформить, обратившись в Пенсионный фонд России или в многофункциональный центр по месту жительства. Право ветеранов труда на послабления регулируют и другие нормативно-правовые акты, например, Постановление Правительства №423.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector